Новое экономическое объединение станет наиболее продвинутой формой экономической интеграции трех государств, которые уже сегодня имеют общую таможенную территорию и чей суммарный ВВП составляет 85% валового продукта СНГ. О преимуществах ЕАЭС и перспективах его развития мы попросили рассказать первого заместителя директора Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК Лейлу МУЗАПАРОВУ.
– Лейла Маратовна, уже сейчас ясно, что альтернативы столь тесному экономическому сотрудничеству нет. Как вы считаете, чем привлекателен подобный союз?
– Прежде всего надо сказать, что евразийская интеграция – один из важных элементов развития. По оценкам экспертов, до 2030 года три страны получат дополнительный рост ВВП на 25%, или более 600 миллиардов долларов. Объединив свой потенциал, в том числе и научно-технический, государства «тройки» смогут более эффективно строить новую инновационную экономику, создавать надежные трансевразийские магистрали. Кроме того, это сотрудничество позволит организовать систему постоянных и устойчивых межотраслевых связей и эффективные межрегиональные индустриальные кластеры.
По сути, Евразийский экономический союз – это согласованный ответ на экономические кризисы, ведь, как известно, противостоять современным вызовам в одиночку довольно сложно, а если действовать совместно, то выгоду от участия в ЕАЭС в ближайшей перспективе наверняка ощутит каждый из его участников. Если же говорить о нашем Казахстане, то, как отмечал Президент Нурсултан Назарбаев, «большая протяженность территории страны, малая численность населения, отсутствие выхода к морю требуют от Казахстана открытой, активной интеграционной политики», поэтому наша страна и становится активным членом мирового сообщества.
– Насколько известно, в более тесной интеграции с государствами «тройки» заинтересованы и другие страны...
– Действительно, в настоящий момент ведутся переговоры о более тесном сотрудничестве в рамках евразийской интеграции еще трех государств: Армении, Кыргызстана и Таджикистана.
– Чем объясняется подобное желание?
– У каждой из этих стран свои аргументы, поэтому я предлагаю говорить о каждой в отдельности.
Возьмем Армению. Несмотря на то что эта страна позже своих партнеров начала процесс своего присоединения к Евразийскому экономическому пространству, сегодня она ближе других в решении этого вопроса. Причем, надо отметить, что поначалу ситуация здесь была достаточно противоречивой. Два года назад, в апреле 2012 года, премьер-министр Армении Тигран Саркисян высказал мнение, что присоединение страны к Таможенному союзу «в экономическом смысле… нецелесообразно» и Армения ищет «формы сотрудничества без Таможенного союза». Это дало основание аналитикам говорить о том, что Армения отказывается от дальнейших шагов в направлении интеграции.
Но уже 3 сентября прошлого года Президент Армении Серж Саргсян объявил о решении страны вступить в Таможенный союз. При этом в Армении, как и в других странах, имеются противники вступления страны в ТС, но их позиции относительно слабы. И 6 ноября 2013 года Армения подписала меморандум, положивший начало процессу вступления республики в Таможенный союз. Более того, еще через несколько дней, 28 ноября, страна отказалась от подписания договора об экономической ассоциации с Европейским союзом, что можно было бы считать в какой-то мере знаковым шагом. А уже 24 декабря 2013 года Армения подписала «дорожную карту» по вступлению страны в Таможенный союз.
– И эта карта уже реализуется или пока что существует только на бумаге?
– Реализуется, и, надо сказать, довольно успешно. Разработан целый план мероприятий по адаптации к нормам и требованиям Таможенного союза и Единого экономического пространства, в ближайшее время Ереван собирается выполнить все процедуры, предусмотренные «дорожной картой». После чего начнутся переговоры со странами – участницами ТС о сохранении таможенных пошлин на товары первой необходимости, ввозимые в Армению из государств, не входящих в ТС. Думаю, что произошедшая на днях смена правительства Армении не отразится на сроках вступления страны в ТС. Армянская сторона заверяет, что будут также решены проблемы, связанные с отсутствием общих границ между Арменией и странами ТС.
Вообще хотелось бы отметить, что в мировой практике нет примера, чтобы страна становилась членом подобного интеграционного союза и не имела бы с членами этого союза общей границы. Ведь иначе нет и выгоды, потому что товаропроизводители, когда они экспортируют или импортируют свои товары, вынуждены проходить процедуру «растаможки» через третьи страны. В итоге вместо плюсов такая страна получает минусы: ведь не имея свободного передвижения товаров, она должна согласовывать таможенные тарифы с другими участниками Таможенного союза.
– В таком случае, какая выгода будет от ТС для Армении?
– Чтобы стране это было выгодно, Армения предлагает придать ей особый статус – так называемый статус удаленной территории, которая получает определенные субсидии, дотации, помощь, льготы, если она интегрируется в экономическое пространство, которое территориально удалено. Это означает, что страна должна заинтересовать всех остальных участников такого интеграционного объединения и для них необходимо создать определенные экономические стимулы.
– То есть в любом случае Армении выгоднее интегрироваться со странами ЕЭП?
– Конечно, ведь известно, что экономика Армении сильно зависит от прямых российских инвестиций, которые сегодня составляют 40% от общего объема иностранных инвестиций в экономику страны. Кроме того, еще до вступления в ТС Армения получила ряд важных скидок: недавнее соглашение с Россией позволит ей в ближайшие пять лет сохранить цены на газ в районе 6 тысяч рублей за тысячу кубометров вместо 8 тысяч 600 рублей, а также получать без наценок нефтепродукты и алмазное сырье для столь важных для Армении алмазообрабатывающей и ювелирной промышленности.
Вместе с тем на уровне экспертного сообщества Армении есть довольно серьезная озабоченность относительно развития ситуации вокруг ЕАЭС. Надо сказать, что такая озабоченность имеется и в других странах, в том числе в участницах ТС. Но, несмотря на это, по мнению армянских экспертов, если заинтересованность России в интенсивном интеграционном процессе сохранится, Армения будет участвовать в нем в той степени, в какой это и предполагалось.
– Намерен стать членом ТС и Кыргызстан, хотя здесь ситуация явно тоже неоднозначная в силу различных политических и экономических причин...
– Это действительно так, и хотя правительство Кыргызской Республики еще в апреле 2011 года приняло решение о начале процедуры присоединения республики к ТС, даже была создана для этого рабочая группа, однако до сих пор так и не удалось утвердить «дорожную карту» присоединения Кыргызстана, хотя разговоры о возможности его членства в ТС идут практически с самого начала функционирования интеграционного объединения. Сейчас экономические связи Кыргызстана с ТС определяются в основном тем, что в страны ТС направляется значительное количество трудовых мигрантов из Кыргызстана. Например, в прошлом году на территории России легально трудились 135 тысяч граждан Кыргызстана, несколько тысяч кыргызских мигрантов работали также и в Казахстане. Поэтому кыргызская сторона выдвигает требование о свободном перемещении трудовых мигрантов из Кыргызстана по территории стран ТС и предоставлении преференций для рынков Дордой, Мадина и Кара-Суу.
В свою очередь страны ТС потребовали от Кыргызстана перепрофилировать свои оптовые рынки, которые служат в основном для массового реэкспорта дешевых товаров из КНР. Кроме того, несмотря на некоторые успехи в сельском хозяйстве и текстильной промышленности, стране необходимо развивать собственную экономику и создавать новые рабочие места. На это Бишкек просит сформировать при Таможенном союзе фонд поддержки слаборазвитых государств, создать в Кыргызстане промышленные предприятия и зоны свободной торговли, ввести льготные таможенные пошлины на различную номенклатуру товаров.
– Слишком много условий.
– И этим не все ограничивается. Кыргызстан запросил около 200 миллионов долларов, чтобы подготовить инфраструктуру для присоединения к ТС: для оснащения пунктов пропуска, усиления охраны госграницы, компенсации местным предпринимателям из-за повышения ввозных пошлин на товары из третьих стран.
Но самое главное – Бишкек хочет получить право фактического реэкспорта турецких и китайских товаров через свою территорию на рынки ТС. Понятно, что с этим страны – участницы ТС согласиться не могут. Более того, во время переговоров по «Дорожной карте вступления Кыргызстана в Таможенный союз» государства-участники не приняли условия этой страны. Хотя Казахстану выгодно найти компромисс, к примеру, через создание свободных экономических зон на территории Кыргызстана.
– А чем вызван столь повышенный интерес Казахстана к членству Кыргызстана в ТС?
– Прежде всего тем, что казахстанский капитал занимает очень серьезные позиции в экономике этой страны (особенно в энергетике и золотодобыче). Нашими странами был создан специальный казахстанско-кыргызстанский инвестиционный фонд. И в случае присоединения Кыргызстана к ТС и ЕЭП Казахстан сможет получить серьезные гарантии для своих капиталовложений в кыргызскую экономику, причем стоимость этих активов увеличится в разы.
Вместе с тем у Кыргызстана есть серьезные вызовы, связанные с участием в ТС. Прежде всего следует опасаться бунта бизнеса, занятого в теневых поставках дешевой китайской продукции. Ведь сегодня на китайской и иной контрабанде в Кыргызстане (а далее – с выходом на Казахстан и Россию) кормятся владельцы рынков, торговцы и другие. Кроме того, со вступлением в ТС пошлины на товары, импортируемые из третьих государств, вырастут, что поднимет цены на эти товары.
Однако и плюсы от вступления Кыргызстана в ТС тоже очевидны. Цены на продукцию, ввозимую из стран ТС, будут ниже. Самое важное, что расширение рынка сбыта продукции может заинтересовать потенциальных инвесторов (прежде всего китайских) во вложении денег в кыргызскую экономику.
– А какова ситуация с Таджикистаном?
– Здесь тоже не все так просто. По данным социологического опроса, порядка 70% населения страны хочет вступления в Таможенный союз. Желает этого и бизнес: экспортная номенклатура Таджикистана крайне скудна, страна почти полностью зависит от импорта и высоких экспортных пошлин на российские товары. Вступление в ТС может стать выходом из положения.
В результате товары, производимые в странах – участницах ТС, будут стоить для таджиков гораздо дешевле аналогов из третьих стран. Кроме того, существенно облегчится передвижение товаров, услуг, капитала и рабочей силы – здесь достаточно вспомнить проблему нелегальных трудовых мигрантов, работающих на свой страх и риск в России, чтобы прокормить свои семьи в Таджикистане. По данным статистики, ежегодно они отправляют на родину сумму, равную едва ли не двум годовым бюджетам страны.
Но что касается конкретных шагов в сторону евразийской интеграции, то пока от официального Душанбе мы слышим одни декларации.
В целом можно утверждать, что будущий Евразийский экономический союз открыт для сотрудничества со всеми государствами. Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) уже приступила к формированию пакета соглашений о свободной торговле с целым рядом государств.
– Каких, если не секрет?
– На сегодня ЕЭК получила уже около 40 предложений о заключении договоров о свободной торговле, в том числе от Европейской ассоциации свободной торговли (Исландия, Лихтенштейн, Норвегия, Швейцария), от Вьетнама, Израиля, Индии, Чили, Перу. Интеграция привлекательна для всех и с точки зрения роста прибыльности предприятий за счет внедрения новых технологий и привлечения инвестиций и доступа к новым и большим рынкам. Все это в конечном итоге отразится и на улучшении социального фона в виде роста занятости и доходов населения, повышения качества жизни людей.
Елена БРУСИЛОВСКАЯ