ЕАЭС: Взаимодействие с высоким интеграционным эффектом

2966
​​​​​​​Досжан Нургалиев

Концентрация рисков в сфере внутреннего обеспечения в условиях текущих геополитических реалий придает актуальный характер укреплению кооперационных связей между странами евразийской «пятерки».

Крушение «воздушных замков» – дело дорогое

В текущем году в ходе встреч с главами государств и правительств Евразийского экономического союза Президент Касым-Жомарт Токаев не раз акцентировал внимание на необходимости укрепления и расширения кооперационного взаимодействия между странами-партнерами в сфере промышленности, транспорта и логистики. На прошедшем 18-м Форуме межрегионального сотрудничества Казахстана и России также была отмечена важность продуктивного сотрудничества стран в сфере производства продукции высоких переделов.

По мнению экспертов, Президент Казахстана далеко не случайно проявляет настойчивость в вопросах развития промышленной кооперации в рамках ЕАЭС. Проявившаяся в последние годы мировая тенденция регионализации вносит свои перемены в характер внешнеэкономических отношений между развивающимися и развитыми экономиками, поставщиками и потребителями продуктов высоких технологий.

При этом в числе вызовов для евразийских стран находятся не только паузы в сфере притока внешних инвестиций в промышленность и сужение перспектив интеграции в международные технологические цепочки производства, но и дальнейшее падение объемов внешних поставок.

Если еще недавно представители меж­дународной политики и экономики наперебой твердили о важности принципов свободной торговли, о необходимости устранения барьеров и о прочих условиях глобального развития, то сегодня, в эпоху торговых войн, обо всех этих приоритетах как-то забылось. Причем текущая геополитическая конъюнктура чревата дальнейшим ухудшением условий взаимной торговли между государствами ЕАЭС и ЕС, что, безусловно, окажет негативное влияние на сектора промышленности евразийских стран, чрезмерно зависимые, с одной стороны, от экспорта сырья, с другой – от импорта товаров высокого передела.

Например, только поставки так называемых промежуточных товаров составляют половину общего объема импорта продукции обрабатывающей промышленности ЕАЭС из третьих стран (43,2% по итогам 2021 года).

Другая проблема – риски усиления инфляционного давления на экономику. По мнению аналитиков АБР, текущие сложности с поставками в мировой транспорт­ной сети приобретают хронический характер. Производители исчерпали свои возможности по сдерживанию цен и вынуждены частично перекладывать растущие издержки на потребителей.

Но ситуация может усугубиться, если торговые партнеры нач­нут повсеместно вводить запрет на вывоз продукции из своих стран с целью обеспечения продовольственной безопасности внутренних рынков. Это может еще более ускорить темпы рос­та инфляции по сравнению с базовым сценарием – до 9% в 2023 году и до 5% в 2024-м. В текущем году инфляция в Казахстане достигла 19,6% в годовом выражении.

Не исключено, что с учетом рисков в сфере безопасности внутреннего рынка евразийские партнеры также могут установить ограничения на экспорт ряда социально значимых продовольст­венных товаров, в том числе зерна и мяса. О том, насколько это критично отражается на ситуации зависимого от импорта потребительского рынка, мы уже успели убедиться в нынешнем году на примере коллизии с сахаром. Поэтому опасения рядовых потребителей по поводу возникновения на пустом месте аналогичных случаев дефицита явно не напрасны.

Как показывает практика, зарубежные инвесторы из третьих стран не очень-то охотно стремятся осваивать рынки стран Цент­ральной Азии, где им чаще всего приходится сталкиваться, в том числе, с проблемой неготовности инфраструктуры для успешной раскрутки бизнеса.

В Казахстане из года в год прилагаются немалые усилия для притока внешних инвестиций в экономику. Однако реальных инвесторов из числа индустриальных компаний, привлеченных за последние годы в несырьевые секторы экономики, не так уж и густо.

Надежды на то, что их прибьет сюда ветром нынешнего энергетического кризиса в ЕС, вероятно, так же малы, если учесть наши текущие проблемы в сфере жизнео­беспечения городов в условиях зимнего отопительного сезона. От программы «Экономика простых вещей» отечественному потребительскому сектору тоже ничего существенного не прибыло. Ведь так уж повелось, что у нас зачастую не столько строительство, сколько крушение «воздушных замков» обходится государству очень дорого…

По мнению практиков, попытки осуществления стратегии импортозамещения в рамках одного государства менее эффективны, чем решение этой же задачи совместными межгосударст­венными усилиями. Ограниченная емкость внутренних рынков бывших советских республик не позволяет дос­тичь желаемого эффекта, а тем более – конкурировать на равных с мировыми производителями. Впрочем, принципы кооперативного подхода к делу актуальны и в любой другой сфере экономики, в том числе и для СЭЗ, инфраструктурное развитие которых в РК пока оставляет желать лучшего.

И не случайно в сентябрьском Послании народу Казахстана Президент Касым-Жомарт Токаев акцентировал особое внимание на этом вопросе, подчеркнув важность релокации в нашу страну зарубежных компаний, уходящих в том числе с российского рынка.

Продуктивный вектор сотрудничества

По мнению экспертов, проблемы на рынке одной из стран ЕАЭС естественным образом ретранс­лируются на рынки других государств как в плане удовлетворения спроса, так и в плане кооперации. При этом формат работы в союзе позволяет выстраивать новые эффективные цепочки взаимодействия между странами с учетом возникаю­щих внешнеэкономических сложностей.

На сегодня в ЕЭК одобрены рекомендации, направленные на развитие кооперационного сотрудничества стран ЕАЭС в сфере судостроения и производства судового комплектующего оборудования. Принятый документ будет способст­вовать развитию соответствующих предприятий на территории союза с учетом приоритетных направлений модернизации экономики, а также созданию импортозамещающих производств, усилению сотрудничества евразийских предприя­тий судостроительной отрасли и наращиванию кооперационных связей.

Российские инвесторы не один год активно вкладывают ресурсы в экономику Казахстана. Совместные предприятия с участием российского и белорусского бизнеса действуют во многих отраслях экономики. Наиболее успешные проекты запущены в сфере автомобильной промышленности и сельхозмашиностроения. Кооперационное взаимодейст­вие осуществляется и в ряде других отрас­лей экономики, в том числе химической промышленности, однако потенциал подобного продуктивного сотрудничества между странами еще далеко не исчерпан.

По данным МНЭ РК, только в обрабатывающей промышленности функционируют 366 совместных предприятий, занятых выпуском определенной продукции. Например, в Костанайской области с участием российского инвес­тиционного капитала успешно развивается автомобильная промышленность, растет уровень локализации производства на местной базе, налаживаются смежные предприятия по выпуску деталей для грузовых автомобилей. Тем не менее вопросы обеспечения внутренних пот­ребностей экономики РК остаются по-прежнему актуальными.

По данным МИИР РК, в 2021 году крупными операторами закуплено товаров машиностроения на сумму 144,7 млрд тенге. При этом доля внутристрановой ценности составила 5,5%, или 7,9 млрд тенге.

Нельзя не отметить, что приложенные в прежние годы усилия по созданию совместных предприятий сегодня позволяют Казахстану выступать в качестве одного из важных поставщиков продукции на российский рынок. По итогам 2021-го товарооборот между РК и РФ составил 24,6 млрд долларов, что на 31,2% превышает показатели предыдущего года (18,8 млрд долларов).

При этом Россия продолжает лидировать в импортных поставках в Казахстан с долей в общем объеме импорта 36% (12,4 млрд долларов). Благодаря этому мы имеем сегодня возможность покупать не только товары отечественного или другого производства, но и российской промышленности.

По оценкам экспертов, у Казахстана есть немалые возможности нарастить объемы экспорта в Россию по 180 товарным позициям (на 1 млрд долларов). В разрезе регионов наиболее интенсивно торговые отношения с РФ развивают области Абай и Улытау, а также Павлодарская и Костанайская области. Товарооборот этих регионов достигает 2,7 млрд долларов.

По итогам первого полугодия 2022 года доля торговли приграничных областей во внешнеторговом обороте России и Казахстана составила 37,7%, или 4,4 млрд долларов. Это весьма показательная динамика, которая при дальнейшем усилении продуктивной кооперации между странами могла бы вылиться в более активное русло.

По мнению экспертов, возможно, со временем страны евразийской интеграции могут прийти к единой сельскохозяйственной политике. Уже сегодня предпринимаются конструктивные шаги по интеграции товарных рынков и укреплению промышленного взаимодействия предприятий и организаций государств ЕАЭС. Звучат инициативы и по формированию единого газового рынка между РФ, Казахстаном и Узбекиста­ном, что актуально в условиях, когда данное топливо становится преамбулой энергетической безопасности стран-партнеров.

Несмотря на то что еще не во всех секторах экономики наблюдается кооперативное взаимодействие, страны ЕАЭС неуклонно движутся к тому, чтобы не только снимать ограничительные меры в торговле, но и совместными усилиями решать кардинальные задачи, связанные с увеличением продукции глубоких переделов.

Только за последние годы в рамках казахстанско-российской кооперации в Казахстане воплощено 13 крупных проектов на общую сумму 437,8 млн долларов. Среди них – выпуск электровозов совместно с Транс­машхолдингом, производство тракторов совместно с Санкт-Петербургским тракторным заводом и ряд других производств.

Как отмечают в МНЭ РК, по итогам 2021 года товарооборот продукции обрабатывающей промышленности между Казахстаном и Россией повысился на 32% и составил почти 20 млрд долларов. При этом рост в этой сфере происходит преимущественно за счет увеличения в структуре взаимной торговли товаров с высокой добавленной стоимостью (34%, или 14,6 млрд долларов).

Между тем, как отмечают экс­перты, для создания устойчивой инфраструктуры регионального сотрудничества между странами необходимо нарастить уровень взаимосвязанности экономик государств ЕАЭС. В данном контекс­те важным условием является расширение производственной и технологической кооперации, которая могла бы стать основой для развития производства товаров с высокой добавленной стоимостью.

Совместная реализация транс­портных проектов позволит обеспечить выстраи­вание новых логистических цепочек. Не менее актуально создание инвес­тиционных и инновационных консорциу­мов, осуществление инвестиционных проектов с высоким интеграционным эффектом.

Популярное

Все
Общественный транспорт Астаны в месяц Рамадан будет работать бесплатно
Список прошедших в депутаты Мажилиса по одномандатным округам озвучили в ЦИК
Казахстанец завоевал серебро на этапе Кубка мира по фристайл-могулу
В Актау 14-летняя девочка забеременела от отца-насильника
Находившихся в розыске граждан Узбекистана задержали в Астане
Неизвестную инфекционную болезнь обнаружили в Танзании
Токаев встретился с Верховным комиссаром ООН по правам человека
Материальный ущерб от землетрясений оценили власти Турции
Жанат Тусупбеков возглавил Федерацию тяжелой атлетики РК
В Семее нашли пропавшего мальчика
Ученые-энтузиасты Восточного Казахстана разработали географические атласы региона, не имеющие аналогов в стране
Телеграммы поздравления поступают в адрес президента Казахстана по случаю праздника Наурыз
"Видим, что и людям, и кандидатам интересно участвовать в политической жизни Казахстана" – наблюдатели ПА ОДКБ
Пьяный водитель снес остановку в Аркалыке
Причину смерти школьника расследуют в Алматинской области
Ерлан Карин встретился с руководством Миссии ПА ОБСЕ по наблюдению за выборами
Казахстан планирует провести крупный турнир по тяжелой атлетике перед ОИ-2028
Совместную спецоперацию провели КНБ и ФСБ в трех городах Казахстана
Предварительные итоги выборов в Мажилис обнародовали в ЦИК
Цену на сливочное масло удалось снизить финразведчикам и налоговикам в Атырау
Игры с законом: как владельцы остались без прав
Для Кирилла Чернышова из Семея казахский язык стал практически родным. 20-летний парень нередко обращается к произведениям Абая, причем изданным на государственном языке
"Стыдно, если с лопатой увидят знакомые": предпочел колонию уборке улиц житель ВКО
Стартовал прием заявок на первую национальную премию телесериалов Nauryz
Смерть сенатора Гульмиры Каримовой обернулась уголовным делом
Туркестанец притворялся девушкой и вымогал деньги через соцсети
Мясника убили во время спора о разделке туши в Туркестане
Роды приняли в патрульной машине полицейские Караганды
Стартовали II зимние спортивные игры "Дети Азии"
Президент поручил главе "QazaqGaz" продолжить реформирование газовой отрасли
Спецоперация КНБ: ликвидирован канал поставки оружия в Казахстан
"Здесь нет никакого криминала" – Жумангарин высказался о происхождении 10 квартир в Актобе
"Караганда, Кызылорда, кафе Астаны у меня берут": волонтеры под видом покупателей вышли на поставщика собачатины
Девочка-подросток выпала с балкона 6-го этажа в Туркестане
Жителя Туркестанской области избили и отобрали лошадь
Праздник обновления, гендерного равенства, женской энергии и материнской любви или просто еще один выходной? В преддверии Международного женского дня «Казахстанская правда» спрашивала у представителей разных сфер деятельности: что значит для них 8 Марта?
Два автобуса с иностранцами застряли на трассе в Актюбинской области
Вчера в редакциях газет «Егемен Қазақстан» и «Казахстанская правда» с раннего утра было непривычно шумно и суетливо. Мужчины с сосредоточенными лицами в строгих костюмах собирались в гостевом фойе здания, время от времени заглядывая в свои гаджеты, будто готовились к самому главному экзамену в своей жизни. А как же иначе? Всем хотелось достойно поздравить лучшую половину человечества с весенним праздником
В Талдыкоргане на трассе столкнулись грузовик и внедорожник
Меры по повышению доходов и качества жизни населения обсудили в  Жетысуской области

Читайте также

Собака бывает кусачей только от жизни собачьей...
Переведи меня через Шамалган...
Зацветут ли сады фундука?
Присели на пороге

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]