
Три стихии: земля, воздух и вода подвластны творениям очень умелых рук юных воспитанников столичного Центра технического творчества.
Где-то на Лесозаводе
Во времена «доисторические» сеть станций юных техников успешно воспитывала не «лириков», но «физиков». Тогдашние пацаны знали и понимали, почему летает самолет, зачем пароходу ватерлиния, а автомобилю коробка передач, начинающие радиолюбители легко отличали детекторный приемник от «супергетеродина». Но в 1992 году случилась «оптимизация»: тогдашние чиновники решили, что «технари» больше не нужны, и достаточно часто повторять слово «халва», чтобы во рту стало сладко. Конечно, тяга к творчеству никуда не делась: помню, как в одной из школ ребята паяли простейшие электронные устройства из чудом сохранившихся радиодеталей, а модели ракет мастерили из пластиковых бутылок из-под напитков. Работали кружки и в дворцах школьников. Однако настоящей массовости не было.
Но в 2004 году в «верхах» опомнились. И решили возродить СЮТ. Правда, уже как Центр технического творчества. И пригласили заняться этим благородным делом Каната Абдрашитова, убежденного авиа-, судо- и автомоделиста. Он увлекался моделями самолетов с 10 лет, окончил технический вуз и успешно работал в автохозяйстве, когда поступило предложение возглавить ЦТТ. Так сбылась детская мечта. Помещение выделили в школе № 49, что в районе, исторически именуемом «Лесозаводом» (нынче это поселок Ондирис, что значит «производство»). Так в 2005 году появились первые 3–4 кружка, а к осени – мотокросс и картинг. Подтянулись энтузиасты-преподаватели. Постепенно число кружков росло, появились и филиалы. Сейчас их по школам города аж 38! Есть хорошие авиамоделисты в школе № 16. От картинга со временем пришлось отказаться: стало негде ездить. Но открылся мощный филиал на станции Сороковой (о нем чуть ниже).
Разговариваем с Канатом Абдрахмановичем «про самолетики». Вспоминаю свое детство, когда третьеклассниками на пару с другом отправились во Дворец пионеров, что находился в Целинограде на центральной площади, записываться в кружок. Дяденьки-руководители поинтересовались, владеем ли мы навыками, потом вручили каждому по лобзику и кусочку фанеры: продемонстрируйте! Мы и устроили соревнование на скорость! В итоге в серьезный кружок нас принимать не захотели и предложили научиться выпиливанию. Такой ерундой заниматься мне было стыдно, и в итоге все школьные годы что-то мастерил самостоятельно, благо родители позволяли превращать на время комнату в мастерскую. Однако Канат-ага моей детской обидой не проникся, и рассказал, что есть ребята, которые умудряются перепробовать все кружки центра, параллельно занимаясь спортом, а есть упорные и целенаправленные. Спрашиваю фамилии. Тут загвоздка выходит: вот имена, чертежи, модели, технологии помню, говорит, а фамилии не всегда! Таков склад ума. Технический… Однако кое-что удалось выяснить. Запомнились Мереке Копеев и Данияр Едилов, Мухаммедрассул Каппасов, братья Алмас и Алмаш Бектемировы. И еще Адилет Мукушев и Ескендир Даулбеков – это чемпионы 2020 и 2021 годов, Арыслан Аскаров, призер 2021 года. Егор Слатин стал пожарным: 59 медалей на различных соревнованиях успел завоевать до того, как в армию призвали. Кто-то стал верхолазом, кто-то бизнесом занялся. Есть воспитанники, которые хотели бы вернуться в центр преподавателями.
«А авиаторы-то получились, – спрашиваю, – из кружковцев?» Бахтияр Кипшакбаев окончил школу авиации в Финляндии, потом Академию гражданской авиации в Алматы. Работает в нашей крупнейшей авиакомпании. Не прошли уроки авиамоделирования даром!
А что же это за дело такое – моделирование аэропланов? Оказывается, авиамоделизм – это создание нелетающих масштабных моделей реальных летательных аппаратов (стендовый авиамоделизм), с одной стороны, и создание и пилотирование как свободнолетающих (планеры, таймерные), так и дистанционно управляемых (радиоуправляемые, кордовые модели: скоростные, пилотажные, гоночные, воздушного боя) летательных аппаратов. А управляется это все в мировом масштабе Международной федерацией аэронавтики (ФАИ). Вот так! Причем почти все эти разновидности присутствуют и у нас. Что касается комплектующих и материалов, то теперь все проще: можно установить на самолет замечательный двигатель японского производства, использовать для деталей дерево бальса (у моделистов принято произносить «бальза»), самое легкое в мире. Были бы средства. А со средствами качели. Или синусоида. Были времена, когда совсем плохо было. Что-то сами приносили, находили спонсоров, вспоминает Канат Абдрахманович. По 80 000 тенге всего на год на кружок приходилось! Потом лучше становилось. Затем еще лучше.
Сегодня Абдрашитов уже не директор. Но ведет кружки по-прежнему. Приходит в класс, даже когда нет занятий. Вот и сегодня показывает, как приспособил тросик от «мерседеса» для управления рулем высоты будущего самолета. Рассказывает, как собирал по степи осколки разбившейся модели, а потом складывал их как сложнейший пазл. Стоят в шкафу рядами специальные радиопередатчики, ждут своего часа приемники сигнала и приводы (все это не нужно теперь мастерить самим: понятия «травить» печатные платы и «мотать» катушки теперь в прошлом, продукция «made in Сhina» миниатюрна и доступна по цене).
Станция Сороковая
Или поселок Железнодорожный. Здесь тот самый филиал ЦТТ. Заправляет им бывший кружковец Ержигит Сейтжан. Просторное помещение вмещает кружки робототехники, технического дизайна для мальчиков и девочек, начального технического моделирования (для младших классов), «едем, плаваем, летаем». Но доминирует здесь Его Величество Мотокросс! Почему здесь, на окраине? Да потому что через 500 метров начинается степь и оборудована площадка. Игорь Гавриленко руководит секцией с того самого 2005 года. Педагог дополнительного образования по должности, он воспитал немало чемпионов и призеров за эти годы. Наша команда в стране самая сильная, утверждает наставник. Среди них – призеры чемпионата Казахстана Кирилл Кобрин и Богдан Верховых.
Войдя в помещение, где вдоль стен расставлены мотоциклы различных мастей, сразу замечаю мальчишку, по виду типичного отличника: очки, вид отнюдь не брутальный. Но ведет себя бойко и уверенно. «Кто таков?» – спрашиваю. Женя Парфенов, 8 лет. Ученик 2-го класса. Учится на 4 и 5, любимый предмет – математика. Прошлой осенью выиграл открытый чемпионат Узбекистана. Победил и 12-летних! Ездили с папой на «бусике». Там и мотоцикл ехал. Кроссовый KTM, знаменитая марка, между прочим, австрийская. Рабочий объем 65 куб. см, мощность 14 лошадиных сил да более 50 кг массы. Спрашиваю у руководителя: «Откуда мотоциклы-то?» «Пятьдесят на пятьдесят», – отвечает. Есть кружковские, есть и свои. Это когда папа с сыном вместе занимаются. Так здесь принято. Уж больно серьезный спорт. А в этом году их ждут восемь этапов чемпионата Казахстана.
Недавно с высокой трибуны прозвучали слова, что пора, мол, молодежи обратить свой взор на технические специальности. А один из трамплинов уже есть. В виде таких центров. Им внимания бы чуть побольше да финансирования, а регулирования чиновничьего поменьше. И будет славно!