В рамках подготовки проекта договора о создании Евразийского экономического союза Министерство индустрии и новых технологий ответственно за разделы «Промышленность», «Техническое регулирование» и «Электроэнергетика». По каждому из этих блоков, по словам А. Рау, достигнута максимальная готовность.
Так, в части промышленной политики и сотрудничества государства-члены будут самостоятельно разрабатывать, формировать и реализовывать национальные промышленные политики, в том числе принимать национальные программы развития промышленности и иные меры промышленной политики. Данная договоренность особенно актуальна для нашей страны накануне второй пятилетки индустриализации.
Планируется определить единый перечень чувствительных товаров, по которым в зависимости от заинтересованности будут проводиться консультации, взаимное информирование о планах по реализации национальных промышленных политик, кооперация и другие меры.
В отношении промышленных субсидий в действующей договорно-правовой базе ТС и ЕЭП предусматривался механизм обязательного согласования предоставления специфических субсидий с комиссией с 2017 года. Однако в ходе переговоров по доработке проекта договора министерству удалось отстоять позицию о том, что согласование с комиссией предоставления государствами-членами специфических субсидий будет носить добровольный характер. В связи с этим принята договоренность, что казахстанская сторона разработает отдельный порядок добровольного согласования специфических субсидий.
Наряду с этим все меры налогового стимулирования и таможенного облегчения на территории СЭЗ остаются в национальной компетенции. Аналогичные договоренности достигнуты и по свободным складам. Условия создания и функционирования СЭЗ и свободных складов не кодифицируются в договор и будут регулироваться действующими международными соглашениями в рамках ТС и ЕЭП. В то же время все меры поддержки на территории СЭЗ и в свободных складах должны соответствовать договоренностям и нормам ВТО. Так, с 2017 года предусмотрена отмена преференций по импортным таможенным пошлинам. Вместе с тем меры налогового стимулирования производителей будут действовать и после 2017 года.
Касаясь промышленной сборки, первый заместитель главы МИНТа отметил, что, например, для обеспечения стремительного роста производства в такой перспективной отрасли, как автомобилестроение, есть договоренность о том, что автотранспорт, произведенный в режиме промсборки, будет иметь право продаваться на общем рынке только при достижении уровня локализации не менее 30%, а с 1 июля 2018 года - с уровнем локализации не менее 50%. Вместе с тем инвесторам к 1 июля 2018 года для выхода на рынки РФ, РБ нужен 50%-ный уровень локализации, что означает обеспечение модернизации производства.
В части технического регулирования на брифинге шла речь о том, что технические регламенты разрабатываются только в отношении продукции, включенной в Единый перечень. На сегодня утверждено 34 технических регламента Таможенного союза, из них 24 вступили в силу. Вместе с тем для регулирования деятельности органов по подтверждению соответствия продукции требованиям техрегламентов в проекте договора предусмотрен механизм их аккредитации. Для подтверждения соответствия требованиям техрегламента предусматривается прохождение процедуры испытаний.
Поскольку в нашей стране исторически сложилась проблема нехватки испытательных лабораторных баз, МИНТ проводит активную работу по их развитию.
Интеграция коснется и электроэнергетики. Данная сфера для трех стран является исторически интегрированной. Однако в настоящее время говорить об общем электроэнергетическом рынке рано, поскольку государствами приняты разные модели рынков электроэнергии: в Казахстане - либерализованный рынок электроэнергии, в Беларуси - государственная вертикальная интегрированная компания и в России - рынок электроэнергии и мощности с узловым ценообразованием. В связи с этим достигнута договоренность подписать до 1 июля 2019 года Международный договор между странами-членами по формированию ОЭР, который будет содержать единые правила доступа к сетям. «Тройка» согласилась предоставлять до этого момента друг другу беспрепятственный доступ к сетям для осуществления межгоспередачи электроэнергии в пределах технической возможности, при условии приоритетного использования электроэнергии для обеспечения внутренних потребностей.
- Все вопросы по подготовке соответствующих разделов Договора о создании Евразийского экономического союза нами сняты, заложенные в них механизмы полностью отвечают интересам отечественного бизнеса, - резюмировал А. Рау.
Рысты АЛИБЕКОВА