В настоящее время, когда в мировой экономике сохраняется некая доля неопределенности, вопрос обеспечения ее устойчивости становится особенно актуальным. Для решения данной задачи правительства и экономические гуру многих стран мира сегодня задумываются о диверсификации источников дальнейшего роста. Такую направленность можно увидеть и в утвержденной «дорожной карте».
Правительство намеревается снизить зависимость экономики от внешнего спроса путем создания условий для роста спроса внутреннего. Но здесь необходимо понимать, что внутренний спрос можно обеспечить как за счет государства, так и за счет частного сектора. История показала: экономическая модель, основанная на государственном спросе, является неустойчивой в долгосрочном периоде. Поэтому необходимо создавать условия для развития предпринимательства, что должно благоприятно сказаться на привлечении инвестиций в страну, политике импортозамещения и модернизации экономики в целом.
В Дорожной карте Правительства очень четко прослеживаются планы по развитию инфраструктуры и созданию благоприятных условий для роста частного сектора. Так, было объявлено начало второй волны приватизации, которая, как я полагаю, должна будет реализоваться с учетом необходимости открытия для конкуренции новых отраслей. Это позволит снизить чрезмерное участие государства в экономике, что ограничивает конкуренцию, поскольку частный бизнес не обладает двумя конкурентными преимуществами, которые есть у государственных предприятий: доступ к дешевому капиталу и обширный административный ресурс.
Увеличение же уровня конкуренции - один из способов повышения производительности как основного движущего фактора долгосрочного экономического роста. Согласно отчету Международного валютного фонда, основанному на исследовании нескольких тысяч приватизированных предприятий в 7 странах Восточной Европы, средний ежегодный рост производительности труда в них составляет 45%, что в 5 раз превосходит показатели госпредприятий.
При этом эмпирические факты демонстрируют прямой коррелирующий эффект приватизации на экономический рост. Она оказывает не только прямой эффект на увеличение доли частного сектора, но и эффект мультипликатора, где освобожденный от государственного вмешательства рынок привлекает еще больше частных предприятий.
Другим положительным моментом является намерение Правительства реализовать ряд инфраструктурных проектов. Например, строительство трех сухогрузных терминалов для расширения пропускных мощностей морского порта Актау, сухого порта на территории СЭЗ «Хоргос - Восточные ворота», железнодорожной линии Жезказган - Бейнеу...
Развитие инфраструктуры может быть одним из ключевых драйверов экономического роста многих стран в 2014 году за счет создания большого количества рабочих мест и поддержки производителей. Также одним из важных преимуществ данного процесса выступает улучшение социальных условий для населения посредством реализации автомобильных и железнодорожных проектов.
Инвестиции в инфраструктуру часто рассматриваются как инструмент против «ловушки среднего дохода», когда развивающиеся страны застревают в развитии в связи с ростом заработной платы и снижением ценовой конкурентоспособности и не в состоянии конкурировать как с развитыми экономиками с высокой квалификацией и инновациями, так и с экономиками с низкими доходами, низким уровнем заработной платы и дешевым производством промышленных товаров.
В краткосрочной перспективе инвестиции в инфраструктуру оказывают положительный эффект на развитие экономики. В 2011 году правительство США подсчитало, что на каждый потраченный доллар по программе инфраструктурного развития коэффициент экономической деятельности увеличился на 2,5 доллара (самый высокий коэффициент компонентов программы). В 2009-м результаты показали, что каждый миллиард, потраченный на инфраструктуру, создает 18 000 рабочих мест, почти на 30% больше, чем если бы та же самая сумма использовалась на сокращение подоходного налога.
В долгосрочной перспективе инвестиции в инфраструктуру повышают производительность, позволяя людям быстрее добраться до места, меньше тратить времени и денег на ремонт. Недавний эмпирический анализ показал, что строительство дорог, как правило, приводит к существенному увеличению экономической активности.
В целом Дорожная карта Правительства на 2014 год представляет собой эффективный подход к реализации поручений Главы государства по обеспечению стабильной макроэкономической конъюнктуры. Она охватывает широкий спектр важных экономических аспектов и разработана с учетом существующих внешнеэкономических условий. Помимо прочего, предусматривается тесное взаимодействие государства, финансовых институтов и бизнеса. В связи с этим осуществление мер, предусмотренных «дорожной картой», заложит эффективную модель и прочный вектор экономического развития страны на ближайшие годы.
Асет ИРГАЛИЕВ,
заместитель председателя правления Института экономических
исследований Министерства экономики и бюджетного планирования