В Послании народу Казахстана Президент дал поручение в течение двух-трех лет сформировать в стране ядро национальной системы дуального технического и профессионального образования и в перспективе предусмотреть переход на гарантированное государством получение технического образования молодыми людьми. Это, как отмечено на заседании, большая задача, направленная на создание социального лифта для молодежи, и в первую очередь сельской, а с другой стороны – обеспечение кадрами растущей экономики страны.
– Речь идет о том, чтобы дать молодежи не просто диплом, но и практические навыки работы на производстве, – подчеркнул, открывая заседание, первый заместитель председателя партии «Нур Отан» Бауыржан Байбек. – Как показывает практика развитых стран, только дуальное обучение, основанное на эффективном сочетании теории и производственной практики, обеспечивает высокий процент трудоустройства выпускников, повышая мотивацию к получению знаний, формируя психологию будущего работника. Уже в процессе обучения студент адаптируется к производственным отношениям, социализируется в коллективе, учится ответственности, правильному отношению к жизни и труду. В нынешнем году завершается первая фаза реализации госпрограммы индустриально-инновационного развития, за это время в Казахстане запущено 800 предприятий, создано свыше 150 тыс. рабочих мест. И теперь страна приступает к качественно новой пятилетке, поэтому масштабная подготовка квалифицированных технических кадров – вопрос стратегической важности. Международный опыт показывает, что инвестиции в качество подготовки кадров окупаемы, и это надежный вклад капитала. Поэтому воспитание нового поколения специалистов – задача не только государственных органов, но и бизнеса.
В последние годы Правительство проводит поэтапное реформирование системы ТиПО, разработана и внедрена национальная система квалификации, в основе которой лежит опыт Евросоюза. Сейчас совместно с отраслевыми министерствами, профсоюзами, Национальной палатой предпринимателей завершается работа по определению перечня наиболее востребованных для экономики специалистов.
– В текущем году будут усовершенствованы классификаторы занятий, за основу будет взят опыт Германии, на базе действующих национальных рамок квалификаций предстоит разработка отраслевых рамок, – отметила заместитель Премьер-Министра Гульшара Абдыкаликова. – Следующим шагом станет разработка профессиональных стандартов, и к 2018 году отраслевые министерства, ассоциации работодателей, профсоюзы разработают около тысячи профстандартов. Будет внедрена независимая оценка квалификации выпускников с участием работодателей, начнут действовать независимые центры подтверждения квалификации на базе ассоциации работодателей. Предстоят разработка и внедрение эффективной системы мониторинга и прогнозирования подготовки кадров, обновление содержания образовательных программ с внедрением дуального образования, направленного на обучение практическим навыкам. Будет внедрена многоуровневая система повышения квалификации инженерно-технических кадров.
По словам министра образования и науки Аслана Саринжипова, сегодня 176 колледжей внедряют отдельные методы дуальной системы по 83 специальностям с охватом 44 тыс. обучающихся. Наиболее активно работа ведется в Павлодарской, Восточно-Казахстанской и Карагандинской областях. Министерство планирует увеличить число колледжей, имеющих элементы дуального обучения, до 50% к 2020 году. В ближайшие три года также будут создаваться условия для получения молодежью первой профессии. МОН РК совместно с госорганами и Национальной палатой предпринимателей планирует внести изменения и дополнения в законодательные акты по вопросам определения понятия дуального обучения и соответствующих компетенций сторон. Далее, считает министр, необходимо расширить учебно-производственную деятельность колледжей путем создания мини-заводов, цехов. Прорабатывается вопрос о передаче колледжей в доверительное управление непосредственно предприятиям. Для привлечения молодежи в ТиПО совместно с акиматами в текущем году в рамках подписанных меморандумов планируется внедрить методику профориентации молодежи. К слову, сейчас лишь 12% выпускников девятого класса выбирают рабочие профессии, тогда как в индустриально развитых странах эта цифра составляет 55%.
На заседании со своим видением проблемы выступили министр труда и социальной защиты населения Тамара Дуйсенова, исполняющий обязанности заместителя председателя партии «Бірлік» Толеген Куанышев и другие участники. И в итоговом документе Правительству рекомендовано, в частности, ускорить процесс принятия закона «О профессиональных квалификациях», принять меры по обновлению инфраструктуры и материально-технической базы ТиПО, развитию государственно-частного партнерства. Национальной палате предпринимателей рекомендовано предусмотреть на предприятиях ученические рабочие места, а также доплату опытным инструкторам за наставничество.
Марина ПАРХОМЕНКО,
Астана