
Открывая заседание, заместитель председателя Мажилиса Гульмира Исимбаева напомнила, что, выступая на XVIII съезде партии «Nur Otan» Первый Президент РК – Елбасы Нурсултан Назарбаев особо акцентировал свое внимание на необходимости принятия срочных мер по повышению качества жизни казахстанцев, в том числе огромное социальное и экономическое значение имеет поручение по дополнительному выделению средств в сумме 190 млрд тенге на газификацию и электроснабжение. В связи с этим в республиканском бюджете на ближайший трехлетний период предусмотрены средства для реконструкции и строительства объектов энергетики на общую сумму 30,9 млрд тенге.
Депутатам о текущем состоянии дел в отрасли доложил министр энергетики Канат Бозумбаев. Министр подчеркнул, что сегодня Единая энергетическая система Казахстана работает устойчиво. Полностью обеспечена системная надежность ЕЭС, потребность экономики и населения в электроэнергии удовлетворена. Министр также доложил парламентариям об энергобалансе, балансе мощности, потреблении, развитии возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Говоря о перспективах отрасли, министр, в частности, сообщил, что на сегодня утвержден операционный план по реализации поручения Первого Президента РК – Елбасы Нурсултана Назарбаева по вопросам электроэнергетики. Рассматривается вопрос строительства газотурбинных электростанций, а также контррегуляторов Шульбинской и Капчагайской ГЭС. Начата реализация проекта по строительству новой парогазовой электростанции на площадке Шымкентской ТЭЦ. Успешный опыт реализации проекта строительства межрегиональной линии Север – Восток – Юг в рамках программы «Нұрлы жол» должен позволить реализовать ряд новых проектов.
Планов, как видим, громадье. Но за их реализацией депутаты призвали видеть человека. И поэтому остро встал вопрос тарифов за электроэнергию. Депутат Глеб Щегельский напомнил, что их повышение мгновенно отразится на удорожании других видов услуг. Поэтому данный вопрос находится на постоянном контроле руководства страны. Как известно, в конце прошлого года он также рассматривался с участием Елбасы на заседании Совбеза. Были даны конкретные поручения, в том числе по снижению тарифов на услуги субъектов естественных монополий во всех регионах, включая снижение стоимости электроэнергии для физических и юридических лиц. Поручения дали свои результаты, однако эту работу нужно продолжать.
– Надеемся, что вопросы тарифообразования, их прозрачность и адекватный уровень будут на особом контроле государственных органов. Поэтому считаем необходимым рекомендовать Правительству продолжить работу по недопущению необоснованного роста тарифов на электроэнергию для конечных потребителей, – отметил Глеб Щегельский.
Его коллега Роман Ким напомнил, что при разработке и принятии в действие закона о внесении изменений и дополнений по вопросам энергетики в 2017 году были введены нормы, обязывающие Минэнерго за счет устранения излишних посредников и числа энергопередающих компаний снизить тарифы, а также устранить несправедливость в цене между дневным и ночным тарифами посредством отмены последнего для всех потребителей электроэнергии. Рынок и население положительно отреагировали на это новшество, закупили и установили недешевые двухтарифные счетчики и другое оборудование, перестроили производственный процесс. Все эти меры позволили заметно снизить себестоимость выпускаемой продукции, и в 1-ю очередь продуктов питания, благотворно сказались на экономике перерабатывающих предприятий и сельхозтоваропроизводителях, а также повышении уровня жизни социально уязвимых слоев населения. Но…
Но после введения в действие закона Минэнерго оперативно отреагировало и практически сразу отменило ночной тариф.
– Но почему-то с устранением излишних энергопередающих компаний до сих пор медлит, и только сегодня, практически спустя 2 года, были предоставлены сведения всего о 10 посредниках из 162 компаний, которые ушли с рынка в 2018 году, и 22 компаниях, которые предполагается закрыть уже в текущем году. Также указывается, что снижены цены услуг тех энергопередающих компаний, у которых не было инвестиционных затрат. Но насколько это компенсировало потери потребителей от отмены ночного тарифа, информация до сих пор не представлена. В итоге получили то, что хотели, то есть интересы энергопроизводящих и энергопередающих компаний, в том числе частных, были поставлены выше интересов перерабатывающих предприятий, сельхозтоваропроизводителей, а также граждан, – сказал Роман Ким.
С учетом изложенного депутат требует рассмотреть вопрос возврата ночного тарифа стоимости потребления электричества для предприятий сельскохозяйственного сектора и населения и, наконец, проявить оперативность и твердость в ликвидации излишних посредников между объектами генерации и потребителями электроэнергии.
И все же призрачная надежда на удержание тарифов все-таки есть. По крайней мере до 2020 года. Об этом на заседании заявил вице-министр национальной экономики Ермек Алпысов. Он напомнил, что в регионах республики тарифы снижены от 1 до 18%. Замминистра отметил, что размер тарифа зависит от многих показателей, но в большей степени от цен генерирующих компаний.
– Вы этот уровень сохраните на дальнейший 2020 год? – спросила вице-спикер Гульмира Исимбаева.
– Будем стараться. Это будет зависеть и от инвестиционного плана этой компании, предусмотренного на 2020 год, – ответил Ермек Алпысов.
Да, народные избранники понимают, что сети изношены, поскольку значительная часть электрических станций была построена и запущена еще в 60-е годы прошлого столетия. С точки зрения инвестиций отрасль не слишком привлекательна.
– Какие меры принимаются по поддержке усилий участников электроэнергетического рынка по обновлению и реконструкции основных активов? Проводится ли мониторинг износа генерирующих активов электроэнергетической отрасли? Ведь в Минэнерго в настоящее время отсутствует такая компетенция. Не считаете ли вы необходимым законодательно закрепить за вашим ведомством это право? – поинтересовался в связи с этим депутат Серик Сейдуманов.
Старение электроэнергетических фондов – один из самых сложных вопросов, признался глава Минэнерго, но призвал не тревожиться:
– Благодаря программе тарифообменной инвестиции, с 2009 по 2015 год мы сумели не только преодолеть в отрасли тенденцию стремительного старения основных фондов. Мы переломили эту тенденцию, износ был более чем на 80%. На 2018 год он составил уже 56%. Большие средства были направлены на реконструкцию и модернизацию этих станций, что привело нас к тому, что мы сегодня имеем профицит электрической мощности и электроэнергии около 30% от установленных мощностей. До 2025 года у нас на горизонте профицит в энергосистеме. Здесь не надо сильно переживать.
Тенденция по снижению износа будет поэтапно продолжена в ближайшие 5 лет, пообещал глава Минэнерго.
Однако предполагалось решить ситуацию и за счет ВИЭ на селе. Но программа субсидирования станций на возобновляемых источниках энергии малой мощности – до 5 киловатт – так и не стала популярной. Проблема в высоких ценах на оборудование отечественного производства, которые дороже зарубежных аналогов. А субсидии в 50% на покупку можно получить только на казахстанские установки…
Мажилисмен Дархан Мынбай констатировал, что с 2014 по 2016 год по всей стране реализовали только 5 установок ВИЭ, а из выделенных на субсидирование 118 млн тенге в течение 3 лет использовали только… 11 млн (!).
– Конечно, самая главная причина слабого интереса в том, что по сравнению с иностранными установками казахстанские намного дороже. В связи с этим некоторые частные пользователи отказываются от их использования. В 2015 году такие установки мощностью до 5 киловатт стоили 4,4 миллиона, в 2016 году – уже 5,5 миллиона тенге. То есть цена идет выше, чем на зарубежные, – также подчеркнул Канат Бозумбаев.
По его информации, для решения проблемы в Минэнерго работают над новыми предложениями по субсидированию для повышения его эффективности.
Между тем вице-министр финансов Татьяна Савельева считает, что причина низкой популярности программы среди казахстанцев заключается в элементарном отсутствии денег и в прописанном алгоритме получения субсидий.
– Сама проблема кроется в ограничении, которое было изначально заложено, когда механизм адресной помощи прописывался: это должны быть неэлектрифицированные населенные пункты или где экономически нецелесообразно электроснабжение подводить. Конечно, откуда у людей в таких населенных пунктах есть средства – 5–6 миллионов – на такое оборудование? Здесь нужно подходы к господдержке пересматривать, – сказала Татьяна Савельева.
В качестве решения замглавы Минфина предложила заняться вместе с казахстанскими производителями научными разработками, чтобы оборудование было доступнее.
Впрочем, некоторые сельчане попытались выйти из ситуации и купили установки ВИЭ, бывшие в употреблении. Об одной из них рассказал депутат Ахмед Мурадов. Однако вводить установку и продавать электричество человеку запретили.
– Сельчане вовлечены в реализацию проекта по «зеленой» энергетике. Получается, что мы, вовлекая их в эти программы, в то же время исключаем их возможность участия в аукционе. Вашим приказом производителям, использующим оборудование бывшего в употреблении, запрещено участвовать в аукционных торгах. В связи с этим насколько принципиально важно, на каком оборудовании производится эта энергия, даже новое оборудование со временем становится бывшим в употреблении, – сказал мажилисмен.
Оказалось, глава Минэнерго знает об этом конкретном случае. Но позиция его в этом вопросе принципиальна. По его мнению, закуп частными лицами в Европе бывших в употреблении установок возобновляемой энергии можно сравнить с тем, как Германия, избегая затрат на утилизацию, продавала в Казахстан старые автомобили, которые впоследствии пришлось утилизировать в нашей стране за наши деньги.
– Европа избавляется от бывших в употреблении ветровых электроустановок, потому что их нужно утилизировать, а это расходы. Легче продать в Казахстан, казахстанцы купят, у нас тут установка доработает, потом непонятно, что с ней сделают. Это похоже на ту схему с «серым» импортом старых авто, который все годы у нас существовал. Для того чтобы Германии не платить налог на утилизацию этого автомобиля, его продавали в бывшие страны СССР. Мы сюда привезли, потом вынуждены были с вами несколько лет назад ввести сбор на утилизацию. Уже 83 тысячи автомобилей утилизировали, а это достаточно большая сумма на каждый ввезенный, нынешний, экспортируемый или произведенный автомобиль в Казахстане, – сказал глава Минэнерго.
Канат Бозумбаев считает, что использование в Казахстане бывших в употреблении установок ВИЭ недопустимо.
– Кто потом будет заниматься их утилизацией, когда через три года они выйдут из строя? – задал он логичный вопрос.
Поднимали депутаты и вопросы экологии при реализации электроэнергетических проектов. Их актуальность возрастает в свете перехода мирового сообщества на низкоуглеродное развитие и принятия Казахстаном обязательств по Парижскому соглашению. В этом аспекте структурные преобразования и смещение акцентов на отрасли с наименьшими выбросами неизбежно. Безусловно, наша экономика энергоемкая, и основным источником генерации электроэнергии является уголь. Если быть точнее, сегодня около 70% энерговыработки на этом сырье. И соответственно, отрасль является основным источником загрязнения окружающей среды.
По итогам заседания были выработаны рекомендации. Так, Правительству рекомендовано рассмотреть вопрос ввода обязательств энергопроизводящих организаций по целевому использованию доходов, полученных на рынке электрической мощности для реконструкции и модернизации генерирующих мощностей.
Министерству национальной экономики настоятельно рекомендовано предусмотреть оснащение абонентов автоматизированными системами коммерческого учета электроэнергии в качестве приоритетных мероприятий при рассмотрении инвестиционных программ энергопередающих организаций. Акиматам советуют активизировать работу по информированию населения и бизнеса о возобновляемых источниках энергии и популяризации их использования.