– Основной закон, принятый на всенародном референдуме 30 августа 1995 года, сформировал юридический каркас мотивирующего общества, – говорит Зарема Шаукенова, директор КИСИ. – В этом суть Конституции 1995 года и кардинальное отличие от ее предшественниц – конституций образца 1993 года или 1978 года. Согласно нынешней Конституции Казахстана, построение правового государства является одной из главнейших задач. Над ее реализацией надлежит работать не только государственным органам, но и общественным институтам.
На заре независимости в Казахстане зарождались, росли и укреплялись общественные организации. Становление гражданского общества проходило в условиях тяжелейшей социально-экономической ситуации в стране. Несмотря на это, Первый Президент Казахстана – Елбасы Нурсултан Назарбаев прилагал огромные усилия по последовательному становлению гражданского общества, начиная с принятия новой Конституции, обеспечивающей права и свободы граждан.
Больше прав и возможностей
По словам Заремы Шаукеновой, государство, согласно Конституции, принятой ровно 25 лет назад, постоянно работает над созданием возможностей, то есть формированием инклюзивного общества, общества участия. В то же время такой системе необходимы обратная реакция, предприимчивость, отклик и активность общества, социальных групп. Здесь важную роль и ответственность должны взять на себя неправительственные организации. В этом тренд нынешнего этапа развития Казахстана, осуществляющего третий этап модернизации. Государство сокращает свое присутствие в экономике, делегируя больше прав гражданскому сектору.
За государством должны сохраняться базовые факторы и показатели жизнеобеспечения общества, то есть безопасность, внутриполитическая стабильность, защита социально уязвимых слоев общества, борьба с преступностью, правопорядок, обороноспособность. Во всем остальном должны быть участие и вовлеченность гражданского общества.
– Стоять на страже Конституции должно не только государство, но и гражданское общество, в первую очередь НПО, – уверена директор КИСИ. – Ведь неправительственный сектор, в том числе НПО, профсоюзы, частные СМИ, политические партии, религиозные объединения, различные частные и общественные инициативы – все это часть новой экономики. Они должны приносить не только идеи, не только защищать интересы граждан, продвигать, артикулировать их. Смысл в том, что возникает новая общественная экономика. Государство и НПО – это не антиподы, это часть одного большого процесса – экономического развития страны.
Казахстан стремится войти в 30 развитых стран мира, а доля генерируемых НПО доходов в этих странах составляет до 20% ВВП, занятых – около 30% от трудоспособного населения.
В финансировании НПО государство не является определяющим. Ведущую роль играют бизнес, система фандрайзинга, социальные сети и масс-медиа.
Глава государства Касым-Жомарт Токаев особо подчеркивает, что сегодня «роль гражданского общества возрастает. Это естественное и положительное явление. Поэтому развитые институты гражданского общества – магистральный путь дальнейшей политической модернизации».
В связи с этим одна из перспектив конституционного развития в Казахстане – усиление роли НПО.
Конституция как всеобъемлющий закон закрепляет основные устои общества и государства, права человека, систему и полномочия центральных и территориальных государственных органов. Из важных правовых институтов в содержании Конституции можно выделить институт местного самоуправления. В соответствии с п. 2 ст. 89 Конституции компактно проживающие группы населения непосредственно, а также через маслихаты осуществляют право на местное самоуправление, которому может делегироваться осуществление государственных функций.
Развитие самоуправления
– Одним из основных направлений конституционного развития Казахстана является работа по развитию института местного самоуправления, – считает Марат Жумагулов, заместитель директора КИСИ, доктор юридических наук.
По его убеждению, местному самоуправлению принадлежит важнейшая роль в соединении интересов государства, общества и личности. В связи с этим местное самоуправление выступает децентрализованной формой государственно-управленческой деятельности как важнейший элемент организации публичной власти, характеризующийся двойственной природой: политической и общественной.
Местное самоуправление имеет действующий на основе законов и иных правовых актов аппарат и участвует в формировании бюджета. К примеру, в соответствии с подпунктом 3) пункта 2 ст. 52-1 Бюджетного кодекса доходы от коммунальной собственности города районного значения, села, поселка, сельского округа (коммунальной собственности местного самоуправления) являются неналоговыми поступлениями в бюджеты города районного значения, села, поселка, сельского округа.
С другой стороны, местное самоуправление считается важным элементом гражданского общества, формой политической самоорганизации локальных сообществ.
Таким образом, главная задача государства – создать необходимые правовые и организационные условия, благоприятную политическую атмосферу для становления в обществе самоуправленческих начал, первичным из которых является широкое и повсеместное развитие местного самоуправления.
Гуманизм основного закона
– Важна в современном мире гуманистическая направленность Основного закона, – говорит Булат Ауелбаев, главный научный сотрудник КИСИ. – В Конституции Республики Казахстан правовое определение человека и гражданина приоритетно. Его права и свободы от рождения признаются абсолютными и неотчуждаемыми.
По словам эксперта, гуманистический принцип определяет дальнейшее содержание и применение всей национальной законодательной системы. Нормы нашей Конституции определяют взаимоотношение социума с органами власти и порядок формирования государства, исходя из общечеловеческих ценностей, а также интересов индивида, как основы развития цивилизованного общества.
Применение норм Основного закона имеет также утилитарный характер. В общественном смысле Конституция является символом государственности, суверенитета, правовой организации и культурной преемственности поколений. В юридической сфере представляет собой нормативный правовой акт, венчающий систему законодательства. В политическом – выступает как совокупность правовых норм, определяющих высшие органы государства, порядок их формирования и функционирования, их взаимные отношения и компетенцию, а также принципиальное положение индивида по отношению к государственной власти.
Значительный объем Конституции составляют политические взаимоотношения между государственными органами, как формирующими структуры власти, так и систему сдержек и противовесов между ветвями власти. Стабильное функционирование государства зависит от того, насколько конституционные нормы отражают реалии времени, надлежащего качества их исполнения и возможности развития согласно социально-экономической и культурной эволюции населения страны.
Как показывают история и современная практика, невыполнение данных требований, одностороннее следование политической конъюнктуре и создавшийся дисбаланс между общественным запросом и возможностью властей несут в себе угрозу больших политико-экономических и социальных издержек.
Раскрыть возможности общества
– Конституция Республики Казахстан имеет большой потенциал, – напоминает Булат Ауелбаев. – Ее политическое значение стало фундаментом становления и развития независимой республики и обеспечило стабильность при транзите власти.
Таким образом, Основной закон раскрывает возможности всех граждан, общественных объединений и государственных органов на политическую активность и осуществление деятельности для развития нашей страны.
А по словам старшего научного сотрудника КИСИ Анастасии Решетняк, согласно Конституции, международные договоры, ратифицируемые Казахстаном, имеют приоритет перед национальным законодательством. Это означает, что при возникновении юридических коллизий решение будет приниматься в соответствии с международными нормами.
Обеспечением реального суверенитета и национальной безопасности объясняются требования пп. 4 и 5 ст. 5, согласно которым в стране не допускается деятельность политических партий и профессиональных союзов других государств, равно как и зарубежное финансирование соответствующих институций Казахстана. Деятельность иностранных религиозных объединений при этом разрешена, но строго регламентируется. Эти требования содержатся в национальном законодательстве многих зарубежных стран и направлены на то, чтобы обеспечить независимое развитие общественных взаимоотношений на территории государства, не допустить внешнего влияния на политическую повестку в Казахстане.
– То, как наша страна позиционирует себя на международной арене, отражено в ст. 8 Конституции: «Республика Казахстан уважает принципы и нормы международного права, проводит политику сотрудничества и добрососедских отношений между государствами, их равенства и невмешательства во внутренние дела друг друга, мирного разрешения международных споров, отказывается от применения первой вооруженной силы», – напоминает эксперт. – Именно на этих принципах в течение десятилетий строится внешняя политика нашей страны – от отказа от ядерного арсенала до интеграционных инициатив и развития потенциала миростроителя, посредника в международных конфликтах.
Отдельный вопрос – защита прав и свобод казахстанцев, находящихся за пределами страны. Так, согласно ст. 11, гражданам РК гарантированы защита и покровительство за рубежом. Не допускается выдача гражданина РК иностранному государству, помимо случаев, когда это регламентируется международными договорами, ратифицированными нашим государством.
Закон развивается
При том что Конституция РК была разработана на основе передовых аналогичных документов в мире с учетом местного контекста, требования времени резонно приводят к необходимости модернизировать Основной закон. Так, изменения в Конституцию РК были внесены в 1998, 2007, 2011, 2017 и 2019 годах. Изменения коснулись процессуальных вопросов – функций и полномочий Президента, Парламента, придания политического веса такому важному для страны института, как Ассамблея народа Казахстана, изменение роли Совета безопасности.
По мнению эксперта, вносимые изменения фиксируют процесс «взросления» казахстанского общества. Поправки последних лет существенно сокращают полномочия Главы государства в пользу Правительства и Парламента, одновременно расширяя компетенции Конституционного совета. Это позволяет формировать более устойчивую систему сдержек и противовесов, увеличивает прозрачность и подотчетность деятельности отдельных ветвей власти и в конечном счете закладывает основу для последующей трансформации в президентско-парламентскую республику.
– Конституция Республики Казахстан – это документ, на основе которого выстраивается повседневная, общественная и профессиональная жизнь каждого гражданина нашей страны, именно поэтому защита конституционных положений, начиная от прав и свобод человека и гражданина и заканчивая соблюдением законности деятельности уполномоченных органов власти, являются важнейшей общей задачей всего казахстанского общества, – утверждает Анастасия Решетняк.
Символ модернизации
По словам участников дискуссии, принятие в 1995 году нового Основного закона означало создание фундамента для построения будущего, модернизации страны в соответствии с велением времени.
– В изменении окружающего мира, в непрерывной динамике социальных процессов необходим постоянный ориентир, с которым можно будет соизмерять достижения нации и планировать ее будущее, – отметил, в частности, ведущий научный сотрудник КИСИ Ермек Токтаров. – Таким ориентиром, маяком, фундаментальной основой выступает наша Конституция.
По его словам, действующая Конституция уже в течение четверти века является основой всех происходящих в Казахстане преобразований. И ее потенциал далеко не исчерпан, с опорой на Основной закон принимаются долгосрочные программы развития Казахстана.
Так, в 2017 году Первый Президент Республики Казахстан – Елбасы Нурсултан Назарбаев выступил с Посланием народу Казахстана «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность», где обозначил основные направления развития страны на будущее. Причем это выступление было реакцией на динамично меняющуюся ситуацию в мире. Как отметил Елбасы, «это новая глобальная реальность, и мы должны ее принять».
Сегодня привычный нам мир сталкивается с новыми вызовами – экономическими, геополитическими и эпидемиологическими. Мы являемся свидетелями интенсификации процессов политической дезинтеграции (Brexit), глобальной пандемии, вызванной коронавирусной инфекцией (SARS-CoV-2), нестабильности финансового рынка. Подобные вызовы требуют принятия серьезных решений, которые, по сути, будут формировать новый мир, принципиально иную глобальную реальность.
Заданный Елбасы новый политический курс на Третью модернизацию Казахстана нацелен на достижение динамичной стабильности Казахстана. Стремление к глобальной конкурентоспособности, основанной на экономическом развитии и политической модернизации, требует пересмотра тактики действий в условиях глобального «шторма». Важно не терять поставленного курса и цели на развитие, постоянно сверять действия и принимаемые решения с основополагающими принципами нации, заложенными в Конституции.
Основополагающие принципы нашей Конституции – общественное согласие и политическая стабильность, экономическое развитие на благо всего народа, казахстанский патриотизм, решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами. Эти принципы универсальны, непреложны, применимы в любое время и в любой ситуации.
– Опыт стран ближнего зарубежья показывает, что не только власть, но и протестный электорат ссылаются на Конституцию как на источник стабильности и перемен одновременно. Многомерность, глубина и сила, заключенные в Основном законе, способны задавать положительную динамику социальному развитию Казахстана в течение долгого времени, – заключает Ермек Токтаров.
Воплощение воли народа
Таким образом, являясь воплощением воли народа, положив начало повсеместным прогрессивным преобразованиям в стране, Конституция 1995 года стала мощным политико-правовым инструментом консолидации общества. Она установила прочную основу для развития национальной правовой системы в соответствии с гуманистическими идеями и постулатами.
По словам Асары Мукановой, руководителя отдела информационно-аналитической работы КИСИ, общепризнанные цели, прогрессивные и демократические принципы деятельности Республики, верховенство права, суверенитет народа, единство государственной власти с разделением ее на законодательную, исполнительную и судебную ветви, равенство, незыблемость основных прав и свобод человека и другие основополагающие ценности, закрепленные в Конституции, определяют лицо современного Казахстана как достойного члена мирового сообщества.
– Наши успехи и достижения стали возможными благодаря четко выверенной концепции конституционного развития страны. Ее автором является основатель нового независимого государства – Первый Президент Республики – Елбасы Нурсултан Абишевич Назарбаев. Будучи гарантом Конституции, он обеспечил единство народа, согласие и стабильность в нашем обществе, – подчеркивает эксперт.
Конституция Казахстана, вобрав в себя лучший мировой опыт и практику, а также исторические и национальные традиции, служит прочным фундаментом единства народа и независимости нашего государства. Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев особо подчеркивает, что основой нашего государства было и есть стремление к верховенству закона, обеспечение основных прав и свобод человека.
Наша Конституция будет и впредь успешно служить интересам наших граждан, способствовать развитию Казахстана.