​Гарант развития, стабильности и успеха

1411
Инеш Бержанова

Уважать, беречь, дорожить

Вплотную приблизившись к очередной годовщине, мы понимаем, как быстро летит время, и что сегодня бывшее некогда малознакомым понятие уже прочно вошло в нашу жизнь, определив основные правила и условия взаимодействия с другими членами общества, политического и экономического устройства. Однако стоит напомнить, что, несмотря на свой относительно молодой возраст, наш Основной закон уже претерпел изменения и поправки. Внесение последних было продиктовано исторической необходимостью, глобальной перезагрузкой, связанной с выходом Казахстана на новую ступень, принципиально иной уровень развития.

Впрочем, на смысловом содержании Конституции не отрази­лись ни нововведения 2017 года, ни поправки в нее в 1998, 2007 и 2011 годах. При этом нельзя говорить, что нынешние поправки лучше или хуже предыдущих. Просто на каждом этапе требовались свои коррективы, соответствующие определенным периодам времени и гарантирующие благополучие и согласие в обществе. Правда, лишь при условии неукоснительного выполнения ее норм, уважительного отношения к документу.

Как отмечал в своих выступлениях Президент, наш долг – бережно относиться к Конституции, уважать ее, как уважаем свою страну, историю и достижения. Ведь без уважительного отношения к Конституции и неукоснительного соблюдения ее норм невозможно достичь общественного согласия, мира, благополучия нашего Отечества.

Конституция на территории республики как Основной закон, определяющий главные принципы и условия жизни проживающих здесь народов, появилась еще в 1926 году. Но она была принята в соответствии с Конституцией РСФСР, которую утвердили годом ранее. В документе тогда были закреплены форма правления, государственного устройства, политический режим и структура органов государственной власти. Здесь же были прописаны и основные начала активного и пассивного избирательного права. При этом указывалось, что Казахская АССР является равноправной рес­публикой в составе РСФСР.

Следующим шагом, ознаменовавшим изменения в управлении государством, стало принятие Конституции Казахской ССР 1937 года. Интересный момент: историки говорят, что именно этот Основной закон был самым демократичным и человекоориентированным в советский период времени. Так, например, здесь были прописаны гарантии свободы слова, печати, собраний, митингов, неприкосновенности личности, жилища, переписки граждан и тому подобное. То есть на бумаге это действительно было прописано, но применялось ли на практике?..

Вплоть до 1993 года на территории Казахстана действовала Конституция Казахской ССР 1978 года. Отличительной особенностью этого Основного закона было то, что вся власть на бумаге принадлежала народу, но над системой органов власти и управления была поставлена Коммунистичес­кая партия Казахской ССР.

Безусловно, когда развалился СССР и республика стала офи­циально независимой, ряд изменений пришлось внести и в Конституцию государства. Это были законы, согласно которым главой исполнительной и распорядительной власти стал Президент, а Совет Министров преобразовали в Кабинет. Кроме того, были приняты и законы «Об изменении наименования Казахской Советской Социалистической Республики», «О государственной независимос­ти Республики Казахстан», «О граж­данстве РК» и другие.

Первая,
но не последняя

Как известно, первая Конституция независимого Казахстана была принята на IX сессии Верховного Совета республики XII созыва 28 января 1993 года. В основе ее лежала модель парламентской республики. Она провозглашала как народный суверенитет, так и принцип разделения властей. Президент был признан Главой государства, а казахский язык стал государственным.

«Завершена огромная и сложнейшая работа, которая велась более двух лет, – говорил Нурсултан Назарбаев на сессии Верховного Совета в день принятия первой Конституции суверенного государства. – Эта работа диктовалась необходимостью закрепления государственной независимости рес­публики, ее перехода к социально ориентированной рыночной экономике, формирования качественно нового законодательства».

Впрочем, уже тогда Главой государства было отмечено, что это не окончательный вариант Конституции, и он потребует доработки.

«Надо отчетливо понимать, что изменения в экономике, общественных отношениях, в психологии народа рано или поздно приведут к необходимости совершенствования конституционных норм, – подчеркивал Президент. – Это естественный процесс. Основной закон – своеобразное зеркало нашей жизни, наших общих проблем. И разве можно решить их разом? Вот почему через какой-то период придется вернуться к уточнению некоторых норм, адекватных времени».

И действительно, Конституция 1993 года вобрала в себя всю противоречивость первых лет независимости. С одной стороны, она задала новый ориентир на формирование рыночной экономики и демократического государства, с другой – неурегулированным оставался вопрос о полномочиях законодательной и исполнительной ветвей власти. Дело в том, что Верховный Совет был наделен излишними и несвойственными ему полномочиями. В результате фактически невозможным была и реализация демократического принципа разделения властей, сис­темы сдержек и противовесов. И это в целом негативно отражалось на дееспособности и эффективности всей государственной системы. Необходимо было незамедлительно проводить реформы, но представительная власть, похоже, не торопилась что-либо менять.

Закончилось все тем, что в марте 1995 года Конституционным судом Парламент был признан нелигитимным. Поводом стали нарушения, допущенные на выборах. Дело в том, что в некоторых округах суммарное число «за» значительно превышало количество избирателей, принимавших участие в голосовании. В итоге Верховный Совет был распущен, а Президенту решением Конституционного суда были переданы полномочия на принятие решений законодательного характера. И Глава государства, воспользовавшись своим правом, только лишь за один год подписал порядка 140 (!) указов, имеющих силу Закона, против 7 законов, принятых за год Верховным Советом.

Стоит сказать, что ситуация усугублялась все нарастающей внут­ренней напряженностью в стране, обусловленной проблемами как политико-правового, так и социально-экономического характера. Как говорят участники событий тех лет, была попытка просто внести поправки в Основной закон государства. Однако проблемы были настолько серьезными, что одними лишь дополнениями решить их не представлялось возможным. В итоге под руководством Главы государства в узком кругу ученых «закипела» работа по созданию новой Конституции Республики Казахстан.

По словам профессора, академика Национальной академии наук РК Майдана Сулейменова, который был членом экспертной группы по разработке Основного закона РК, Конституцию 1993 года приняли в самом начале переходного периода, и она не могла учесть все аспекты рыночной экономики, изменившиеся реалии в политической жизни страны.

«Сегодня мы можем объективно утверждать, что к началу 1995 года независимость Казахстана оказалась у пропасти. Вопрос стоял реб­ром: быть или не быть государству после развала Советского Союза? В тот момент Казахстан был отчаянно беден и отчаянно ограничен в своих действиях и возможностях. Мы не обладали ни знаниями, ни опытом самоуправления и очень слабо представляли, как функцио­нируют современные государства. Мы знали: если мы не будем действовать быстро и решительно, то вместо нового и независимого государства у нас будет анархия. Мы это наблюдали на опыте других стран», – отмечал позднее в своих выступлениях Президент.

При этом тогда Глава государства подчеркивал, что, принимая новую Конституцию, ни один из ее пунк-тов не должен вызывать распрей, накалять ситуацию в обществе, провоцировать противостояние. «Необходимо открыто обсудить любые острые вопросы и найти по ним такие решения, которые будут соответствовать нашей принципиальной политике, предусматривающей обеспечение равенства всех людей в многонациональном государстве. Основа наших успехов в преобразовании общества – это единство всех казахстанцев, согласие и мир», – говорил Президент.

В итоге, прежде чем приступить к созданию своей Конституции, было проработано более 20 конституций мира. Во внимание принимались тенденции мирового развития, но учитывались и наши традиции, история и культура.

Вместе с тем за образец при разработке нового Основного закона решено было взять Конституцию Франции. Кстати, среди экспертов, вспоминает Майдан Сулейменов, участвовавших в обсуждении проекта Основного закона, были и представители Государственного совета Франции, Конституционного совета европейского государства. Немало ученых было и из России. Однако, последнее слово, конечно же, было не за ними и даже не за нашими экспертами.

«Конституция 1995 года стала поистине выражением воли всего народа, а сам казахстанский народ превратился в соавтора Основного закона. Пожалуй, впервые в истории Казахстана в руках народа оказалось его будущее, за что он и голосовал», – писал об этом в своей книге «Казахстанский путь»
Нурсултан Назарбаев.

Как известно, по ныне действующей Конституции на смену Верховному Совету пришел профессиональный двухпалатный Парламент, который сформировал новую правовую базу, дал зеленый свет для проведения экономических реформ в стране. Основной закон провозгласил Казахстан унитарным государством с президентской формой правления, предусмотрев механизм разделения на исполнительную, законодательную и судебную ветви власти. В нем были закреплены основные права и свободы человека, обеспечено равенство всех граждан страны, независимо от национальности и вероисповедания.

Велением времени

Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что мы живем соглас­но реально работающей Конституции. Собственно, в этом и состоит ее ценность. Поскольку Основной закон работает, конкретно отображая существующий политический строй.

Но мир меняется, и дополнений требует и Конституция нашей страны. Это вполне нормальный подход, уверены эксперты, ведь условия, по которым нам жить, должны быть сопоставимы с реалиями сегодняшнего дня.

В одной из своих статей экс-председатель Конституционного совета, ныне заместитель исполнительного директора Фонда Первого Президента Игорь Рогов отметил, что «Конституция республики не оставалась каким-то застывшим документом, а подвергалась корректировкам адекватно современным вызовам и трендам по мере созревания необходимых политико-правовых, социально-экономических, национальных и других условий, создавая правовую базу для проводимых реформ и обеспечивая должный уровень конституционализации общественных отношений. Тем самым достигался необходимый баланс между устойчивостью и динамичностью Основного закона, поэтапно все шире раскрывались его созидательные возможности, актуализировалась его востребованность гражданами и государственными органами».

В итоге с развитием общественных отношений, изменений социальных, экономических и политических условий, необходимо было и приведение в соответствие с новыми потребностями жизни конституционных предписаний в РК. При невыполнении этого условия Конституция могла бы потом превратиться лишь в исторический документ.

Первые поправки и дополнения в Конституцию внесены были в 1998 году. Согласно им преду­сматривались изменения сроков президентства, сенаторства и полномочий депутатов Мажилиса Парламента РК.

Главным изменением 2007 года можно назвать то, что была введена система пропорционального представительства для избрания депутатов Мажилиса. Уточнены были и полномочия Президента в отношении Парламента, Правительства, Верховного суда, Центральной избирательной комиссии, Нацио­нального банка и акимов – глав местных исполнительных органов.

Одновременно для дальнейшего развития общественного консенсуса и обеспечения представленности этнических групп в высшем законодательном органе страны, для дальнейшей консолидации полиэтнического общества Ассамб­лея народа Казахстана получила статус конституционного органа и фиксированную квоту мест – 9 мандатов в нижней палате Парламента. Осуществлен переход к процедуре формирования Правительства партией парламентского большинства, которая стала нести ответственность за действия Кабинета. Кроме того, была усилена независимость и эффективность судебной системы, расширился объем гарантий защиты конституционных прав и свобод человека.

И наконец, поправки 2011 года. Изменения коснулись вопросов, связанных с проведением досрочных выборов Главы государства, полномочиями Президента инициировать досрочные выборы на свое усмотрение.

В свете реалий дня

Очередным масштабным преоб­разованием стала конституционная реформа 2017 года.

«В ХХI веке необходимо новое прочтение нашей Конституции. Основной закон – это не застывший правовой реликт. Это живой механизм, в конструкциях которого общество должно черпать правовые и социальные инновации, адекватные новым условиям и качеству казах­станского социума. Этим путем шли все развитые страны. Это и наш путь успешного развития. Поэтому задача правоведов и, особенно, специалистов в области конституционного права, – раскрывать новаторский дух Конституции», – говорил Президент задолго до проведения конституционной реформы.

Между тем широко освещаемые поправки 2017 года касались децент­рализации власти. То есть передачи части полномочий Президента Парламенту и Правительству в рамках президентской формы правления. Речь также шла и об усилении самостоятельности и ответственности последних за состояние дел в стране, усилении конституционного контроля, модернизации основ правоохранительной системы и местного государственного управления, укреплении механизмов защиты особо охраняемых конституционных ценностей, прав и свобод человека и гражданина. В части последнего, поясним, что в соответствии с Основным законом в Республике Казахстан не только признаются, но и гарантируются права и свободы человека и граж­данина. При этом их гарантом является Президент Республики Казахстан.

В целом подчеркивалась направленность изменений на развитие институтов гражданского общества, укрепление доверия граждан к судебной системе и правоохранительным органам, совершенствование механизмов конституционной ответственнос­ти органов государственной власти.

Итак, что изменилось благодаря конституционной реформе 2017 года? Во-первых, для Президента приоритетными стали стратегические функции: роль верховного арбитра в отношениях между ветвями власти, внешняя политика, защита Конституции, воп­росы национальной безопасности и обороноспособности страны. А вот значительная часть установленных законом полномочий Президента в социально-экономической сфере передана Правительству. Так, например, отныне Глава государства не утверждает единую систему финансирования и оплаты труда работников бюджетной сферы – эта функция передана Правительству.

Утверждением госпрограмм, обеспечением их исполнения занимается также Правительство, хотя и по согласованию с Президентом. Между тем Глава государства вправе самостоятельно объявлять законопроекты приоритетными – таковые должны быть приняты в первоочередном порядке в течение двух месяцев.

Президент может прекратить полномочия любого маслихата досрочно только после консультаций с Премьер-министром и председателями палат Парламента. Что касается акимов областей, городов республиканского значения и столицы, то, если раньше они назначались на должность Президентом по представлению Премьер-министра, теперь Глава государства осуществляет эту функцию с согласия маслихатов, соответственно, облас­тей, городов республиканского значения и столицы.

Появились дополнения и в пункте о гражданстве. Согласно обновленной Конституции, по решению суда допускается лишение гражданства Казахстана за совершение террорис­тических преступлений, «а также за причинение иного тяжкого вреда жизненно важным интересам страны». Напомним, ранее говорилось, что «гражданин республики ни при каких условиях не может быть лишен гражданства, права изменить свое гражданство, а также не может быть изгнан за пределы Казахстана».

Кроме того, после внесенных изменений Конституция провозглашает: «Установленные Конституцией независимость государства, унитарность и территориальная целостность республики, форма ее правления, а также основополагающие принципы деятельности республики, заложенные Основателем независимого Казахстана, Первым Президентом Республики Казахстан – Елбасы, и его статус являются неизменными».

И наконец, в одну из статей Основного закона добавлена норма, согласно которой в пределах Астаны может быть установлен особый правовой режим в соответствии с конституционным законом. А еще, если раньше неконституционными признавались любые действия, способные нарушить межнациональное согласие, то теперь к таковым также причисляются действия, направленные против согласия межконфессионального.

Конечно, это неполный список внесенных поправок и изменений. Но даже перечисленное позволяет предположить, что обновленная Конституция внесет существенные коррективы и в работу государственного аппарата страны, и социально-экономическое, и правовое развитие государства в целом. 

Популярное

Все
Западно-Казахстанская область занимает последнее место в республике по выделению средств на организацию горячего питания в школах
Костанайцы стали меньше платить за тепло
У каждого вайнаха есть своя казахская история
Из космоса опасные сигналы
В Мангистау выявили незаконную схему транзита автомобилей
Закон Республики Казахстан
Закон Республик и Казахстан
Виза С-5 как барьер для инвесторов
Закон Республики Казахстан
Закон Республики Казахстан
Закон Республики Казахстан
С Чили нам не повезло
Кубометры стен и лестниц
Пусть посоветует совет
Закон Республики Казахстан
Галопом по Европе
«Барыс» тряхнул стариной
Весенний паводок не за горами
Дом и дружба
Ощущение счастья
Льготное автокредитование: как подать заявку
Еще раз о кино
Муж застрелил жену и убил себя в Алматы
"Не наши сотрудники" – глава Минэнерго об инциденте в лифте
Я везу из-за «бугра» телефон, табак, меха
Директора турагентства "Kausar Travel" арестовали в Алматы
Алматинец застрелил жену и убил себя: соседи рассказали подробности
За 5 часов пришили руку парню столичные врачи
Парень из Шымкента всерьез настроен вывести казахстанские комиксы на один уровень с мировыми
Смаилов призвал переходить на электронные транспортные документы в рамках ЕАЭС
Развитие исламского финансирования в Казахстане обсудил Тлеуберди в Омане
«Когда начинается ремонт, муж служит другой семье» – гласит древняя мудрость
Пещера Коныр-Аулие веками манит людей своими легендами и магической атмосферой. Все, что известно об этом месте, похоже и на правду, и на миф одновременно
Казахстанцев стали бесплатно консультировать по правовым вопросам – куда звонить
Беги, а то замерзнешь!
В Казахстане запуcтили новый детский сайт-игру «Тәтті алма» для изучения казахского языка с нуля
В погоне за цифровизацией нельзя забывать о безопасности
Все худшее – «Шаныраку»?
Музыкант из Сатпаева нашла свое призвание и стала ювелиром
Жители Темиртау через суд хотят наказать чиновников за срыв отопительного сезона
Неподалеку от Семея есть место, которое уже на протяжении трехсот лет привлекает людей
"Трое детей убили себя из-за игры в TikTok" – на рассылку ответили в МВД
Подросток из Хромтау скончался при странных обстоятельствах в лагере в Боровом
Многие знаменитости, чья слава перешагнула рубежи республики, утверждают: чтобы овладеть языком, в том числе и казахским, достаточно читать хорошие книги
Компании, управляющие жилыми многоквартирными домами, должны быть сертифицированы
Девочку-подростка жестоко избили сверстницы в Талдыкоргане – комментарии полиции и акимата
Нурсултан Назарбаев перенес операцию на сердце
Названа причина смерти сенатора Гульмиры Каримовой
Инновации на развалинах аграрной науки
На целое тысячелетие удревнилась маханджарская культура Тургайского прогиба благодаря исследованиям костанайских археологов
Избившего супругу в лифте мужчину арестовали в Астане
В Шымкенте за получение взятки задержан работник отдела образования
Какие изменения будут вводить на госслужбе в Казахстане
Скончался известный казахстанский композитор Арман Дуйсенов
Снег выпал в Египте
Почему уголовно-исполнительную систему Казахстана можно сравнить с утлым суденышком без парусов – об этом в эксклюзивном интервью «Казахстанской правде» рассказал доктор юридических наук, правозащитник, член Общественного совета по вопросам деятельности органов внутренних дел РК Куат Рахимбердин.
Комментируя прошедшие выборы в верхнюю палату Парламен­та, следует отметить, что в целом меняется функционал Сената. Полномочия каждой из палат благодаря конституционным изменениям четче разграни­чены. Законотворческая миссия будет возложена большей частью на Мажилис
Названы регионы-антилидеры по ценам на продукты питания
Массовое ДТП в СКО: два человека погибли
"Алматинец убил свою девушку и покончил с собой": полиция прокомментировала публикацию

Читайте также

Схватки палуанов
С Чили нам не повезло
«Барыс» тряхнул стариной
Галопом по Европе

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]