– Рустам Манарбекович, Глава государства дал поручение о новой регуляторной политике в сфере предпринимательской деятельности в Казахстане. Как Вы считаете, что послужило тому причиной и связано ли это поручение с пандемией и карантином?
– Нельзя сказать, что государство бездействовало все эти годы и что только пандемия коронавируса побудила изменить регуляторную политику. Работа по совершенствованию государственного регулирования предпринимательской деятельности была начата более 12 лет назад. Старт был дан в 2009 году, когда была начата работа по систематизации разрешительной системы.
В 2012 году принята Концепция государственного регулирования предпринимательской деятельности до 2020 года, в рамках которой были проведены все последние реформы регулирования предпринимательства.
Государством ежегодно принимались «большие» законы по кардинальному улучшению делового климата в Казахстане, всего их принято 8, приняты новый Предпринимательский кодекс и закон о разрешениях и уведомлениях.
Все эти реформы дали ощутимый эффект, а в их результате число разрешительных документов было сокращено на 75%, с 1 115 до 287, оптимизирована система госконтроля, внедрен профилактический контроль, уменьшено число требований к бизнесу (с 30 540 до 13 386), с 544 до 379 сокращены конт-
рольные функции, с 30 до 15 дней – сроки проверок.
Но, к сожалению, проблем и жалоб предпринимателей меньше не становится. Это связано с тем, что дерегулирование бизнеса проводилось зачастую механически, без системного решения проблемных вопросов качества регуляторной политики как таковой.
Такая ситуация привела к тому, что за последние 5 лет число предпринимателей, привлеченных к административной ответственности, увеличилось вдвое. В 4 раза выросло количество жалоб бизнеса об обжаловании решений и действий госорганов – с 17 тысяч в 2015 году до 73 тысяч в 2019-м.
Основная проблема – люди не знают всех требований, которые предъявляет государственная машина. Не снижается поток жалоб и критики в отношении морально устаревших, абсурдных или дублирующихся требований чиновников.
К примеру, государство пытается определить точные размеры холодильного оборудования в ресторанах, скажем, не менее 2,7 и не более 3,5 метра. Это абсурдно. Мы считаем, что государство должно гарантировать безопасность готового продукта и не должно осуществлять мелочную опеку за всеми действиями предпринимателя.
А пандемия COVID-19 лишь еще больше обнажила имеющиеся проблемы регулирования. В результате пандемии и принятых ограничительных мер пострадало более 830 тысяч компаний в различных отраслях – это и розничная торговля, и транспорт, бытовые услуги и операции с недвижимостью, гостиницы и общепит, развлечение и отдых. Объемы производства в этих отраслях резко упали – в сфере общепита на 53%, розничной торговли – 45%, транспорта – 37%.
Все это вызвало необходимость ускорения процессов законодательных реформ в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Бизнесу нужна уверенность в завтрашнем дне. Поэтому, учитывая имеющиеся проблемы регулирования бизнеса и последствия пандемии, Глава государства дал ряд поручений по кардинальному изменению регуляторной политики и внедрению регулирования
«с чистого листа».
– Каковы основные новшества реформы в нашей стране?
– Ключевым посылом реформы является условие, что государство может и должно регулировать бизнес только в той части, когда имеется риск причинения вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде, правопорядку, нравственности.
При этом регулирование должно отвечать определенным условиям, оно должно быть системным, обоснованным, последовательным, не создавать неоправданные барьеры для бизнеса.
Планируется создание единого Реестра всех требований к бизнесу. Все имеющиеся требования будут пересмотрены, все неэффективные требования, не отвечающие принципам новой регуляторной политики, будут признаны нелигитимными. Так, с 1 января 2024 года будет задействована так называемая «регуляторная гильотина». Этот инструмент предполагает невозможность привлечения предпринимателей к ответственности за нарушение требований нормативных правовых актов, не приведенных в соответствие с базовыми принципами и условиями новой регуляторной политики в сфере предпринимательства.
Важным моментом является также возложение «бремени доказывания» соответствия нормативных актов новым принципам и условиям регуляторной политики непосредственно на регулирующие государственные госорганы.
Все нормативные акты, вносимые в реестр, должны будут иметь четко установленные сроки их повторной ревизии (через 3–5 лет, принцип «заходящего солнца»), что должно обеспечить непрерывность работы по качеству регуляторной политики в стране.
Также будет внедрен принцип сокращения двух существующих требований к бизнесу в случае введения одного нового требования – 1 in – 2 out.
Планируется введение экспериментального правового режима, то есть новая регуляторная политика будет апробирована путем внедрения экспериментального режима. Это особый правовой режим, который ограничен по срокам действия и распространяется на определенную отрасль экономики. Экспериментальный режим позволит определить целесообразность введения новых требований. Данный механизм успешно применяется во всем мире как «регуляторная песочница».
Разработаны и новые подходы к госконтролю и надзору, разрешительной системе, к отчетности бизнеса. Отчетность будет полностью автоматизирована
к 2023 году с полной интеграцией с системой проверок госорганов. Законопроект по вопросам новой регуляторной политики планируется внести в Парламент в июне текущего года.
Далее на соответствие новой регуляторной политике будут пересмотрены все регуляторные требования и инструменты.
Но чтобы не превратить данный проект в процесс ради процесса, необходимы правильный выбор приоритетов и организация работы. Поэтому пересмотр начнется уже в текущем году
с четырех отраслей – торговли, услуг проживания и общепита, сельского хозяйства, транспорта, в этих сферах действуют 60% от общего числа действующих предпринимателей в стране.
Кардинальная ревизия требований в рамках реестра по остальным отраслям запланирована на 2022–2023 годы.
– В результате этой реформы что изменится для бизнеса, для государства? Какие от нее ожидания?
– У руководства страны и у бизнеса большие ожидания от данной реформы. Для нас очень важно их оправдать. По результатам планируемой работы бизнес будет работать по новым правилам в соответствии с Реестром обязательных требований. Предприниматель не будет привлекаться к административной ответственности за нарушение требований, отсутствующих в Реестре обязательных требований.
Данный реестр позволит предпринимателю получить возможность ознакомиться с правовой базой для ведения своего бизнеса. Каждый предприниматель будет достаточно осведомлен об условиях открытия и ведения своего дела. Это обеспечит максимальную прозрачность в отношениях бизнеса с государством.
В частности, планируется за счет новых подходов в госрегулировании сократить неактуальные, избыточные, дублирующие регуляторные требования
к бизнесу, увеличить долю профилактического контроля в общем объеме госконтроля, сократить количество привлеченных к адмответственности и подвергающихся госконтролю субъектов бизнеса.
Ставится цель и полной автоматизации отчетности бизнеса и полной интеграции с системой проверок госорганов.
Машина без участия человека на основе поступающих от бизнеса различных сведений будет определять рисковые объекты, которые необходимо проверить, добросовестный же бизнес будет освобожден от постоянных проверок.
Разумеется, успешная реформа будет способствовать росту предпринимательской активности, который мы ожидаем до 10%
к 2025 году. В результате реформы должны быть сформированы принципиально новая регуляторная политика в сфере предпринимательства и новая система «умного регулирования» бизнеса.