
С обретением независимости и выстраиванием современной модели государственного управления система финансов подверглась необходимым реформам, конечной целью которых стал перевод госучреждений в самостоятельную финансовую систему с приданием им независимости от центрального банка, который в передовых государствах имеет обособленные функции.
Уже на заре создания Бюджетного банка и органов казначейства Правительство и Министерство финансов приняли необходимые меры по созданию современной безопасной и оперативной информационной системы казначейства, которая отвечала бы самым строгим требованиям и параметрам. Одним из важных событий за период функционирования Комитета казначейства Минфина была модернизация казначейской системы в 2000–2004 годах, позволившая выйти бюджетной системе страны на международный уровень.
Предпосылка данного события – вступление Казахстана в Международный валютный фонд (МВФ) и получение от него займа для укрепления национальной валюты, частью которой является Программа стабилизации экономики, предусматривающая также совершенствование бюджетной системы независимого Казахстана. В рамках реализации этой программы Правительством были приняты меры по обеспечению прозрачности структуры государственного бюджета, его формирования и исполнения, в том числе целевого использования бюджетных средств, а также прозрачного учета операции, расчета дефицита бюджета. В связи с этим возникла необходимость совершенствования действующей системы, в том числе казначейской.
Модернизация страны требовала высокого уровня знаний и опыта работы, так как знаний в области государственных финансов, полученных в советское время, было недостаточно для перехода к международным стандартам. Возникла необходимость подготовки кадров соответствующего уровня, в первую очередь по государственным финансам. При поддержке МВФ и других международных организаций ключевые работники Минфина, других госорганов для изучения международного опыта прошли стажировку в различных финансовых организациях и университетах Европы, Америки, Японии. Также Минфин получал необходимую консультативную помощь от представителей МВФ и казначейства США, работавших в качестве советников министра финансов РК. С учетом международного опыта в 1996 году был разработан новый закон о бюджетной системе Казахстана, в реализацию которого вошли различные нормативные акты. Еще одним из важных новшеств была и составленная с учетом методики МВФ новая бюджетная классификация, которая позволила обеспечить прозрачность учета бюджетных средств, повысить эффективность их использования. Принятие этих документов позволило центральным и местным исполнительным органам правильно формировать бюджет, определять реальный размер его дефицита, оперативно и точно сопоставляя с балансами банковской системы, осуществлять адекватный учет.
Созданная законодательная и нормативная база по бюджетной системе была хорошей предпосылкой для модернизации казначейства, начатой в 1997 году в результате решительности и желания министра А. Павлова и его заместителя С. Мынбаева приблизить бюджетную систему к международным стандартам. В этом новшестве Казахстан был первым среди стран СНГ, кто решился принять на себя такую ответственность, что получило повсеместную поддержку, в том числе и зарубежную.
В целом процесс модернизации казначейской системы состоял из трех этапов: разработка функциональных требований; автоматизация процессов казначейства согласно новым требованиям; пилотная стадия реализации процедур его центральным аппаратом.
Главным подрядчиком по автоматизации процессов модернизированной казначейской системы Казахстана, соответствующим международному уровню, была определена корпорация Hewlett Packard, выступившая в тандеме с компанией ORACLE. Существенный вклад был также внесен специальным экспертом МВФ по рекомендациям подготовки функциональных требований к новой казначейской системе.
В 1999 году руководителями проекта модернизации казначейства определены со стороны МВФ, МБРР, Hewlett Packard и ORACLE их представители, а со стороны Казначейства Казахстана назначили меня, в ту пору работавшую заместителем председателя Комитета казначейства Министерства финансов.
В созданной из 12 сотрудников Комитета казначейства проектной команде каждый имел опыт работы как в бюджетной, так и в действующей системе казначейства, хорошо разбирался в информационных технологиях. Разумеется, были трудности. Создавать новое – это всегда нелегко, вместе с тем менять устоявшиеся процессы и модернизировать действующую систему было вдвойне ответственно. Следует особо отметить большую поддержку, оказанную в этом деле бывшими и настоящими министрами финансов и экономики: У. Джандосовым, М. Есенбаевым, К. Келимбетовым, Е. Досаевым, и поблагодарить их за доверие нашей команде. Весомыми были участие и поддержка при модернизации системы казначейства также руководством Нацбанка РК.
И совместный труд принес свои плоды. По приглашению МВФ и МБРР мы презентовали свой прототип в вашингтонском офисе МБРР. После этого на сайтах МВФ и МБРР был размещен отчет, который объявил модель Казначейства Казахстана уникальной, а также рекомендовал другим странам взять ее за основу при создании собственной. Для законодательной поддержки модернизации казначейской системы были разработаны и внедрены новые нормативные акты, проведена широкая разъяснительная работа в госучреждениях. Пилотным проектом внедрения выбраны столичное казначейство и находящиеся в Астане государственные учреждения, по которым все процедуры по исполнению бюджета осуществлялись в новой системе. Начиная с 2004 года система распространилась и по другим регионам.
Полностью модернизированная система работает уже почти 10 лет. Основное ее отличие в том, что архитектура автоматизированной системы нашего казначейства – централизованная. Это означает, что работает единое программное обеспечение, а в территориальных органах осуществляется только мониторинг, связь между центральным казначейством и его региональными представительствами – спутниковая или наземная, сопровождение системы – в центральном казначействе. Это позволяет обеспечить оперативность и эффективность использования бюджетных средств, а также сокращать затраты на эксплуатацию системы.
В целом новая архитектура новой системы казначейства позволила сократить расходы бюджетных средств как минимум в 15 раз. Кроме того, система работает в реальном режиме времени, это означает, что в любой момент доступна информация о поступлениях и расходах бюджета всех уровней, что дает возможность более эффективно управлять государственными деньгами. Модернизированная система обеспечивает все процессы по исполнению бюджетов, в том числе по планированию обязательств и платежей каждого вида расходов госучреждений, регистрации договоров по закупке товаров, работ и услуг, а также дает информацию о невыполненных обязательствах и платежах каждого государственного учреждения в строгом соответствии с утвержденными бюджетами. В реальном режиме времени в системе можно увидеть результаты всех операций по исполнению каждого и всех бюджетов. Система дает возможность руководству Минфина и акимам всех уровней ежедневно видеть остатки на счетах, а при необходимости – определять приоритетность проведения платежей в пределах средств на соответствующих счетах. Казначейская система ежедневно формирует и для Налогового комитета информацию о платежах в бюджет по каждому налогоплательщику, как по юридическим, так и по физическим лицам. Если соблюсти все требования по работе с системой, применяемая информационная система казначейства в основном исключает человеческое вмешательство.
Считаю, что мне очень повезло работать с командой, в составе которой были такие преданные делу люди, как А. Аскарова, С. Жолманова, Т. Абилкаева, Г. Мукатова, Б. Шолпанкулов, Р. Нургалиева, А. Алтыбаева, Р. Токбаев, Р. Досмаганбетова и другие. В результате все мы получили большой опыт, многие в дальнейшем получали приглашения в аналогичные проекты за рубежом, но посчитали, что больше принесут пользы у себя на родине. Также нужно отметить подрядчиков – компании Hewlett Packard и ORACLE, в составе которых были хорошие специалисты из английских, австрийских, индийских, российских, а также казахстанских офисов. Очень часто они выполняли больший объем работы, чем предусматривалось по условиям договора. Словом, все мы чувствовали дух единой команды, благодаря чему наша система и получила мировое признание. Для ознакомления с работой новой казначейской системы к нам приезжали представители Китая, России, Грузии, Монголии, Украины и других стран. МВФ организовал конференцию в Астане по распространению казахстанского опыта с приглашением представителей из 18 стран мира, включая Францию и Канаду.
Приятно отметить, что информация о нашем проекте размещена в 82 музеях и библиотеках мира. Кроме того, модернизированная казначейская система Казахстана по оценке международных экспертов была признана лучшей.
Марзия БУРАНГАЛИЕВА,
директор департамента экономики и планирования АО «Самрук-Казына»