Евразийский национальный университет им. Л. Гумилева за основу деятельности взял Стратегический план развития до 2020 года, имеющий огромную значимость, поскольку определена сама стратегия развития нашего государства. А значит, мы нацелены на будущее. В свое время Глава государства отметил, что наши образовательные реформы должны достичь такого уровня, когда «любой гражданин нашей страны, получив соответствующее образование и квалификацию, сможет стать востребованным специалистом в любой стране мира». Первый национальный вуз страны – Евразийский национальный университет им. Л. Гумилева, определив задачи в области качества образования, шагает уверенными темпами, и сегодняшняя высшая оценка в Национальном рейтинге вузов – результат огромного труда всего коллектива ЕНУ им. Л. Гумилева, который второй год подряд удерживает пальму первенства лучших вузов Казахстана. Стоит заметить, в генеральном рейтинге лучших вузов Казахстана 2013 года представлено 60 вузов страны.
Поистине урожайным был для ЕНУ им. Л. Гумилева прошедший учебный год: университет второй год подряд имеет лучший результат на уровне страны по ранжированию образовательных программ, проводимому независимым Агентством аккредитации и рейтинга, и в 2012 году впервые в истории казахстанского высшего образования вошел в топ-400 по версии QS World University Rankings, заняв 369-е место, став лучшим среди отечественных вузов. Минувший год запомнился и тем, что вуз стал победителем премии Президента РК «Алтын Сапа» в номинации «Лучшее предприятие, оказывающее услуги».
За названными успехами – многогранный титанический труд всего профессорско-преподавательского состава, здоровые амбиции студентов. И здесь отводится особая роль наблюдательному совету, созданному при вузе под председательством министра образования и науки Бакытжана Жумагулова. Первое место в рейтинге независимого Казахстанского агентства по обеспечению качества в образовании вуз заслужил в соответствии с принципами корпоративного управления, задачами, обозначенными Наблюдательным советом в области общественного контроля, – важнейшей составляющей прозрачности университетов.
Глава государства Нурсултан Назарбаев в лекции, прочитанной студентам ЕНУ им. Л. Гумилева несколько лет назад, отметил: «В информационном обществе решающее значение будут иметь не компьютеры или линии связи и не станки, а знания и творческий потенциал мышления. Как сейчас говорят, креативность». Наши студенты с той самой креативностью, помноженной на талант, амбиции, и представляют собой новое поколение образованных людей.
Евразийский национальный университет – это город в городе. Здесь обучаются более 13 000 студентов, магистрантов и докторантов. Высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав насчитывает 14 академиков Национальной академии наук РК, четырех лауреатов Государственной премии РК. А также более 800 докторов, кандидатов наук, докторов PhD и профессоров, членов научных и отраслевых академий. В рамках программы «Привлечение зарубежных специалистов в вузы РК» привлекались ученые из Гарвардского (США), Кембриджского (Англия), Сорбоннского (Франция), Софийского (Болгария), Каирского (Египет) и многих других университетов. Сегодня в ЕНУ им. Л. Гумилева действует более 64 кафедр. Набирают обороты десятки научно-исследовательских крупных лабораторий, к примеру, только в мае открылись сразу 4 лаборатории по химии с прекрасным современным оснащением.
Стабильное политическое, экономическое положение нашей страны дает возможность понимать и принимать происходящие процессы, и не просто шагать в ногу со временем, а опережать его. Вообще, надо отметить, участие казахстанских вузов в различных рейтингах в последние годы – объективная реальность. ЕНУ им. Л. Гумилева на протяжении ряда лет участвует сразу в нескольких национальных и международных рейтингах, используя их как инструмент определения качества деятельности университета в целом и реализуемых образовательных программ в частности. Для профессорско-преподавательского коллектива вуза совершенно очевидно, что повышение качества образования – важнейшая проблема, ради решения которой проводятся все реформы последних лет: вхождение в европейское пространство высшего образования, переход к автономии вузов, введение многих процедур внешней и внутренней оценки качества образования – лицензирования, аккредитации, аттестации. Мы реально ощущаем, что участие в рейтингах начинает влиять на нашу внутреннюю политику, улучшает систему управления, становится предпосылкой для реализации стратегии развития вуза. В соответствии с требованиями Болонского процесса университет перешел к трехуровневой модели подготовки кадров: бакалавр – магистр – доктор. Сегодня стало очевидным: для Казахстана требуется конкурентоспособный специалист, образованный, с огромным чувством ответственности за страну.
Недавно подписанный ЕНУ им. Л. Гумилева с акиматом Павлодарской области меморандум способствует подготовке квалифицированных кадров в рамках программы дуального образования. Вуз в соответствии с требованием времени успешно внедряет это новшество в учебный процесс. Так, студенты транспортно-энергетического факультета проходили цикл обучения на производстве в городе Аксу Павлодарской области в АО «Евроазиатская энергетическая корпорация». Особенно ценна оценка перспективности изысканий и разработок акимом Павлодарской области Ерланом Арыном. Известный ученый, доктор экономических наук, общественно-политический деятель, долгие годы возглавлявший Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова, считает, что без качественного образования, создания соответствующих научных баз вузов невозможна диверсификация экономики страны, которая требует тесной интеграции науки и производства.
В рамках соглашения студенты специальности «космическая техника и технологии» прошли практику на производственно-технологических и стартовых комплексах космодрома Байконур. Руководители космодрома, лично участвовавшие в работе над запусками легендарного комплекса «Энергия-Буран», выразили надежду, что наступит день, когда кто-то из студентов ЕНУ им. Л. Гумилева сможет совершить прорыв в космической науке, способствовать первому запуску ракеты и выводу на околоземную орбиту спутника казахстанского производства. Результаты сотрудничества с производственными предприятиями в сфере подготовки инновационных кадров дают возможность оценить потенциал образовательного и научного развития студентов, обеспечить эффективность осуществления совместных образовательных и инновационных программ. Только динамичное продвижение по стратегическому пути развития, в котором заложены истинные традиции отечественного образования, лежащие в основе национальные духовные ценности, инновационность образовательной системы позволят нам быть конкурентоспособными.
В недавнем выступлении Лидера нации с программой «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» отмечено архиважное направление: «Создание эффективной системы адаптации молодых казахстанцев к самостоятельной жизни, инициативному труду». Для нас, обеспечивающих будущность государства, просто необходимо знать востребованность специалиста, выходящего из стен вуза, ибо гарантом его профессионализма были и остаемся мы, преподаватели вузов. Задействовав рычаги всех сфер образовательной деятельности, мы должны быть уверены, что завтрашний выпускник будет задействован на рынке труда. Программное заявление Президента, означающее, по сути, новый виток в деле государственной идеологии, ставит приоритеты молодого поколения на первый план. Стало быть, с именем молодого специалиста должно ассоциироваться понятие профессионализма. А оно, это понятие, гораздо большее, чем просто получение высшего образования. Система подготовки кадров для производства сегодня актуальна как никогда, задача Президентом поставлена сверхответственная: войти в число 30 сильнейших государств мира. Поэтому здесь важно понимать, каких специалистов готовим для страны. И сегодня можно говорить о том, что эффективная система управления вузом, в основе которого заложен грамотный менеджмент, – шаг к успеху.
Абзал ТАЛТЕНОВ,
проректор по учебной работе Евразийского национального университета им. Л. Гумилева, доктор химических наук