Фото из открытых источников
В Казахстане проживают больше 27 тысяч детей, которые на протяжении определенного времени подвергались насилию и избиениям. Некоторые голодали и пытались выжить, от некоторых просто отказались родители. Часть из этих детей государство взяло на свое попечение, а кто-то все-таки обрел новую семью. Как меняется взгляд детей, на чью долю выпали нелегкие испытания судьбы и с какими трудностями сталкиваются детдомовцы, выяснили корреспонденты
Kazpravda.kz.
В детские дома чаще всего попадают ребята, рожденные в неблагополучных семьях. Как правило, в тот небольшой период жизни с биологическими родителями они находятся в ужасных условиях. Чаще всего с детьми обращаются жестоко: бьют, обрекают на голод, пренебрегают их нуждами, подвергают насилию, иногда даже сексуальному. 27 274 – именно столько в Казахстане детей-сирот, либо тех, кто остался без попечения родителей. Часть из них находятся на патронатном воспитании (1 900), малая часть живет в приемных семьях или детских домах семейного типа (210), под опекой и попечительством находятся порядка 18 000 детей и более 6 000 воспитываются в детских домах, где их жизнь, мягко говоря, не сахар.
Чтобы избавить детей от ужасов неблагополучных семьей, в Казахстане функционируют 137 организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них: в системе образования – 97 организаций, здравоохранения – 22, а в системе социальной защиты – 18.
Жизнь в детском доме – травма на всю жизнь
Когда ребенок попадает в детский дом, для него это уже травма на всю жизнь. Ведь он пережил разлуку с семьей, какой бы неблагополучной она ни была, как плохо бы к нему не относились, для него такая жизнь – привычная и естественная, другой он не видел. Представьте, что происходит с ребенком, когда приходит незнакомый ему социальный работник и забирает его в детский дом, где нет любимых, хоть и "плохих", родителей. В этот момент у ребенка происходит разрыв мировоззренческого шаблона, психологи называют это травмой изъятия из семьи.
После "изъятия" малыш начинает проходить через все стадии сильнейшего стресса. Сначала наступает шок, который длится от недели до месяца, а иногда и больше, потому что ему тяжело осознать, что с ним произошло. Затем ребенок переживает стадию отрицания, он ждет, что мама придет и заберет его. При этом дети не всегда показывают свои эмоции, потому что в детском доме они пытаются быть как все – спокойными и послушными. Таким образом ребенок закрывает свое внутреннее пространство, и, естественно, этот негатив копится, перерастая в агрессию и гнев.
"Воспитатели не всегда могут понять, что происходит с ребенком, не всегда могут осознать, насколько сильный стресс он переживает. На этой почве начинаются конфликты, дети становятся агрессивными, они начинают винить себя в том, что произошло. Дети считают, что они оказались в детском доме, потому что были плохими. Думают, что не соответствовали ожиданиям родителей. Чувство вины растет внутри ребенка, а воспитатели иногда могут еще более усугубить ситуацию: повесить ярлык, сказать, что ребенок испорчен, что он сложный, потому что родился в неблагополучной семье и похож на своих родителей", – говорит психолог общественного фонда "Ана үиi" Лейла Цароева, работающая в центре поддержки семьи на базе детского дома Астаны.
Далее, по ее словам, когда агрессия заканчивается, на протяжении полугода ребенок находится в состоянии депрессии.
"Ребенок смиряется, что останется жить в детском доме, при этом в течение года он живет в ожидании, что мама его заберет. Где-то к окончанию года, может двух, они начинают понимать, что останутся в детском доме, пока не повзрослеют. При этом они продолжают верить, что мама их заберет, ведь, как правило, родители их навещают и обещают забрать домой. Но проходит 10 лет, а ребенок продолжает жить в детском доме. Так происходит только потому, что волевые качества таких родителей, обычно, очень слабые. Ведь алкоголики и наркоманы – слабые люди. Они социально изолированы, боятся попросить помощи, и такие люди, как правило, не восстанавливают родительские права", – рассказала психолог.
Оказавшись в детском доме, дети ощущают острую потребность во внимании, ведь там никому не интересна их личность, эмоции, страхи и переживания, поэтому они начинают требовать внимания абсолютно разными способами. Например, воруют, обманывают или дерутся.
Почему детдомовцы ведут себя деструктивно?
Психологи называют такое агрессивное и антисоциальное поведение детдомовцев "трудным", но причина этого очень проста – они лишены семьи.
"Прожив с какой-никакой мамой около 10 лет, ребенок ее лишается. После этого у него появляется нужда в компенсации недополученной любви и заботы. Каждый ребенок компенсирует это по-своему: кто-то начинает искать искусственную привязанность, начинает фантазировать, уходит в свой внутренний мир, становится агрессивным. Все это защитный механизм, который помогает ребенку уйти от суровой реальности и выжить. Трудное поведение вызвано тем, что его потребности не удовлетворены. Иногда дети начинают мстить и привлекать к себе внимание, демонстрируют плохое поведение или воруют. Этому тоже есть простое объяснение: у ребенка не удовлетворены потребности в любви, одобрении и внимании", – говорит Лейла Цароева.
Также она отметила, что у таких детей реальность искажена. Шаблон, по которому они жили, порван, и теперь всю недополученную любовь и внимание они пытаются получить только силой.
"Дети думают, что если начнут плохо себя вести, то получат внимание, которого ищут бессознательно. Они ждут похвалы. Прежде всего, за этим поведением стоит какая-то потребность и это нужно понимать", – продолжила она.
По ее словам, причин для воровства также может быть много, например, дети пытаются тем самым заполнить внутреннюю пустоту и, конечно, привлечь внимание.
"Ребенок думает, что если его по-хорошему не замечают, то он будет действовать по-плохому. В итоге он все равно получает внимание, хоть и негативное", – заключила психолог.
Но если воровство среди детдомовцев дело привычное, то сложно представить, что иногда даже родные братья и сестры, попавшие под опеку государства, могут недобродушно относиться друг другу. Например, могут спокойно наблюдать, как избивают одного из них.
Как рассказала психолог, это происходит, потому что у детей в детских домах увеличивается потребность в защите самих себя. Ребенок ощущает себя спокойно, только когда рядом с ним присутствует "значимый" взрослый (мама или папа), но в детском доме такое невозможно. Ощущение опасности в детском доме очень высоко, и поэтому дети, которые являются родственниками, могут относиться друг к другу холодно, ведь стоять на стороне слабого – опасно.
"Здесь эти дети вроде как нужны всем и в то же время не нужны никому. Действительно, личная судьба ребенка и его переживания никому не нужны, и он остается сам с собой. Когда брат или сестра наблюдает, как избивают младшего, это значит, что они думают о своей безопасности. Каждый выживает самостоятельно. Эти навыки выживания они приносят и в социум", – отметила психолог.
Кроме того, она отметила, что на поведение ребенка в большей степени влияет семья, в которой он рос, и атмосфера, которая там была.
"Если дома ребенка били, то весь мир для него станет враждебным. Не зря говорят, что у спокойных родителей – спокойные дети. Ребенок воспринимает жизнь через призму своих родителей", – сказала Цароева.
Детдомовцы и социум
По словам психолога, к детдомовцам и приемным детям социум относится очень плохо. На них по умолчанию висит ярлык. Такими детьми никто не хочет заниматься, люди не желают, чтобы они учились в их школе или садике. А если родители узнают, что в классе вместе с их чадом учится приемный ребенок или детдомовец, то и вовсе поднимается шумиха.
"Детдомовец, как правило, становится изгоем. Причем он сам начинает себя им ощущать, особенно если выбирает пассивную защиту и принимает на себя этот ярлык. Такие дети чаще становятся жертвами жестокого обращения", – сказала она.
Несмотря на все сложности жизни, порядка 90,8% детдомовцев успешно адаптируются в обществе. Они поступают в колледжи и вузы, получают специальности, работают, создают семьи. Но есть и те, кому адаптироваться не удается. Порядка 6,5% казахстанских детдомовцев не имеют постоянной работы, 2% живут с инвалидностью, 1% осуждены.
Что нужно, чтобы усыновить/удочерить ребенка в Казахстане?
По итогам прошлого года наибольшее количество усыновленных детей приходится на Астану, Алматы и Мангистаускую область. А вот в Костанайской, Павлодарской и Северо-Казахстанской областях, наоборот, чаще всего отказываются от своих детей.
Усыновление и опекунство – два вида отношений, требующих особенной ответственности и серьезного подхода. Принимая серьезное решение об усыновлении ребенка необходимо быть готовым не только морально и материально, но и юридически. По информации, опубликованной на
egov.kz, всего есть 4 вида попечительства:
Усыновление (удочерение) – правовая форма передачи ребенка на воспитание в семью на основании судебного решения, в результате которой возникают личные неимущественные и имущественные права и обязанности, приравниваемые к правам и обязанностям родственников по происхождению.
Патронат – форма воспитания, при которой дети-сироты или дети, оставшиеся без попечения родителей, передаются на патронатное воспитание в семьи по договору, заключаемому органом, осуществляющим функции по опеке и лицом, выразившим желание взять ребенка на воспитание.
Опека – правовая форма защиты прав и интересов детей, не достигших 14 лет, и лиц, признанных судом недееспособными.
Попечительство – правовая форма защиты прав и интересов ребенка в возрасте от 14 до 18 лет, а также совершеннолетних лиц, признанных судом ограниченно дееспособными, например, вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами.
Каждая из форм усыновления регулируется
законом, с которым необходимо ознакомиться, прежде чем принять решение о принятии в свою семью ребенка из детского дома. Но если кодекс РК регулирует юридические отношения между усыновителем и ребенком, то советы психолога помогут справиться с бытовыми проблемами, которые могут возникнуть уже после усыновления.
Трудностей не избежать
По рекомендации психолога общественного фонда "Ана уиi", вновь поступившего в детский дом ребенка лучше всего отдать в приемную семью в течение года, чтобы он не впитал в себя впечатления из этого учреждения.
"Потому что ребенок еще домашний, но даже в этом случае трудностей не избежать. Несмотря на то, что ребенок прожил в доме ребенка три месяца или полгода, он уже испытал травму разрыва привязанности и эмоциональную депривацию – отсутствие значимого взрослого. Чем больше он находится без значимого взрослого, тем сильнее травма разрыва привязанности. Базовое доверие у ребенка не формируется, даже если его забрали из семьи в раннем возрасте. Если он прожил в доме ребенка до года, то у него может вообще не сформироваться привязанность к кому-либо, а если и будет, то ненадежная", – сказала Лейла Цароева.
При этом, она отметила, что даже в неблагополучных семьях, у ребенка формируется базовая привязанность. Ведь какой бы мать ни была – она все-равно любит свое чадо, и ребенок это чувствует. Детская психика настолько хрупкая, что любая мелочь может ее сломить, а если ребенка отрывают от родной семьи, то этого вовсе не избежать. Поэтому семье, принимающей ребенка, необходимо знать, как справляться с трудностями.
"Когда ребенок в два или три годика попадает в приемную семью, появляются проблемы в садике. Лучше в первый год его не отдавать в детский сад, иначе в период адаптации он привяжется не к маме, а к воспитателю. Когда ребенок поступает в семью, первый месяц он старается быть очень добрым, угодливым, да и семья тоже хочет ему понравиться, обе стороны в этом заинтересованы. Ребенок в этом периоде очень сильно старается создать "правильный" образ. Но, вместе с тем, он чувствует себя предателем своей кровной семьи. В этот период нужна поддержка, ни в коем случае нельзя ему говорить что-то плохое о родной семье, наоборот, нужно говорить, что они были хорошими людьми, но не справились со своими задачами. В противном случае ребенок будет думать, что он тоже плохой, раз его родители биологические были такими", – советует психолог.
Также, она отметила, что самый сложный период наступает после первого года жизни в приемной семье.
"Мы называем этот период "уже не гость" – когда ребенок не может в себе сдерживать все то, что он так старался скрыть. Его психика не выдерживает и все неприглядные стороны характера, спрятанные под маской хорошего ребенка, лезут наружу. Ребенок готов показать все внутренние травмы, но готовы ли увидеть это приемные родители?", – задается вопросом психолог.
Она также считает, что родители иногда начинают много требовать от ребенка, чаще всего хорошего поведения и высокой успеваемости на учебе. Проблема в том, что у него уже есть педагогическая запущенность. Ребенок в любом случае будет хуже учиться, но это не обусловлено генетически.
"У ребенка исследовательская активность пропадает и не восстанавливается, потому что он постоянно испытывает переживания. На этой стадии родители начинают думать, что ребенок неблагодарный, но это ошибочное мнение. Первые пару лет будут трудности, затем все наладится", – заключила она.
Как помогают приемным родителям?
Лейла Цароева рассказала, что у общественного фонда "Ана уйi" есть множество программ, направленных на поддержку и помощь детям, оставшимся без попечения родителей, молодых мам, а также семей, которые хотят или уже приняли ребенка из детского дома.
"В первую очередь кандидаты приходят в "Школу приемных родителей". Курс длится около трех месяцев – это 36 часов или 14 занятий. Занятия посвящены компетентному подходу. Основная задача, которую мы ставим перед собой, чтобы родители могли узнать, как справляться с проблемами, которые могут возникнуть, когда они забирают ребенка из детского дома. После этого проводится индивидуальная работа и сопровождение семьи с приемным ребенком. Консультации проводятся два раза в неделю. Проводится инструктаж о том, как взаимодействовать с ребенком. Специалисты работают либо отдельно с ребенком или родителем, либо со всей семьей.
Также мы недавно ввели способ терапии при участии родителей с опытом воспитания приемных детей. Такая работа позволяет родителям общаться с единомышленниками, снижать напряжение, избавляться от тревоги и обмениваться опытом. Есть определенные программы, которые направлены на повышение уровня знаний о том, что происходит в семье и как с этим справляться. В этих группах родители понимают, что они не одни с такими проблемами, и это придает им сил", – говорит Лейла Цароева.
Что происходит с детьми, которые не дождались приемных родителей?
Для воспитанников детских домов в республике действует многоуровневая система социальной защиты. Все дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, которые не были устроены в семьи, до 18 лет находятся на полном государственном обеспечении и воспитываются в детских домах. В домах юношества – до 23 лет. Для оказания помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, существует целый комплекс услуг социального характера: медицинская, трудовая, культурная, психологическая, экономическая и педагогическая помощь.
В соответствии с подпунктом 8 статьи 26 Закона РК "Об образовании" при поступлении на учебу в образовательные учреждения на программы технического и профессионального, послесреднего и высшего образования для детей из детских домов предусмотрены квоты. В период обучения в колледжах и вузах детдомовцы находятся на полном государственном обеспечении, им предоставляется бесплатное проживание в общежитии, питание, обмундирование, медицинская помощь и так далее. Кроме того, они имеют право на получение пособия по потере кормильца и стипендии.
Кроме того, в соответствии со статьей 67 Закона РК "О жилищных отношениях" воспитанники детских домов наравне с ветеранами ВОВ имеют первоочередное право на получение жилья из государственного жилищного фонда.
При подготовке материла использовались данные, предоставленные Министерством образования и науки РК.
Иллюстративные фото взяты из открытых источников.