Последние несколько лет в сфере оказания государственных услуг произошли колоссальные изменения. Были приняты социально значимые нормативные правовые акты, произошел кардинальный сдвиг в устройстве государственного аппарата, своего рода «перезагрузка» деятельности государственных органов, приоритетной целью которых стало качественное оказание государственных услуг.
Впервые государственные органы начинают функционировать на основе принципов: сотрудничество и партнерство, подотчетность и прозрачность, вовлечение граждан, клиентоориентированность, высокий профессионализм в оказании государственных услуг. В связи с этим Министерством экономики и бюджетного планирования в рамках совместного проекта с Программой развития ООН в Казахстане издана книга «Государственные услуги в Казахстане: дорога в будущее», которая является первой отечественной монографией, посвященной вопросам оказания государственных услуг.
Монография представляет собой сборник статей и эссе на тему становления, развития сферы оказания государственных услуг начиная с периода ее формирования в Казахстане. Для подготовки монографии удалось собрать уникальный авторский состав, симбиоз представителей государственных органов и неправительственного сектора: члены партии «Нур Отан» (Б. К. Байбек, Н. Ж. Баймурзаев), депутат Мажилиса Парламента С. С. Аимбетов, представители Администрации Президента (О. Ж. Жораев), министерств экономики и бюджетного планирования (Е. А. Досаев, М. Е. Абылкасымова, Д. М. Шаженова и другие), транспорта и коммуникаций (Б. Б. Мусин), Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы (Л. Н. Шекимова), АО «Национальный аналитический центр» (В. Н. Ежов), представители Консалтинг-Центра «Зубр» (В. О. Кулик, Н. Я. Терехова). В монографию также вошли информационно-методические материалы, буклеты, которые наглядно раскрывают механизм оказания государственных услуг в РК. Она представляет интерес для тех, кто хочет ознакомиться с порядком оказания государственных услуг в нашей стране, внести свою лепту в процесс его совершенствования.
Можно почерпнуть полезную для себя информацию, к примеру, как участвовать в процессе повышения качества оказания государственных услуг. Об этом просто и открыто рассказывают непосредственные участники формирования системы оказания государственных услуг в Республике Казахстан: первый заместитель председателя партии «Нур Отан» Бауыржан Байбек, министр экономики и бюджетного планирования Ерболат Досаев, депутат Мажилиса Парламента Сеитсултан Аимбетов. Для этого нужно сделать три шага: первый – осознать, что будущее зависит от тебя, второе – избавиться от ложной убежденности, что твой вклад останется незамеченным и бесполезным, третье – активно использовать законодательно закрепленные меры участия граждан в сфере оказания государственных услуг.
Возможности для вовлечения гражданского общества в процесс принятия управленческих решений по оказанию государственных услуг, как отмечают авторы монографии, с принятием Закона «О государственных услугах» значительно возросли. Во-первых, есть возможность участия в публичных обсуждениях стандартов государственных услуг. Во-вторых, можно проводить общественный мониторинг качества оказания государственных услуг. В-третьих, участвовать в публичных обсуждениях отчетов о деятельности государственных органов в сфере оказания государственных услуг. Книга будет полезна научным работникам и преподавателям, участвующим в развитии данной сферы, студентам и аспирантам, которые изучают вопросы по данной тематике.
В монографии раскрывается полная картина текущей ситуации в сфере оказания государственных услуг – с этапа ее зарождения в республике до описания дальнейших перспектив развития. Подробно говорится о большой работе по стандартизации и регламентации государственных услуг (приведены аналитические и статистические данные за период 2007–2013 гг.), внедрению института оценки, контроля качества оказания государственных услуг, созданию комфортных условий оказания государственных услуг (центр обслуживания населения, портал «электронного правительства»).
В целом монография «Государственные услуги в Казахстане: дорога в будущее» является своевременной и современной. Поднимаемые в ней вопросы выступают залогом формирования успешного партнерства между государственными служащими и гражданами, дают понимание, что мы находимся на пути становления качественно нового уровня взаимоотношений государства и общества.
Дина Шаженова, ответственный секретарь Министерства экономики и бюджетного планирования РК,
Динара Сагиндыкова, заместитель директора Департамента развития системы государственного управления Министерства экономики и бюджетного планирования РК