Хайдар Хабибуллин строит корабли

797
Людмила КОРИНА, Западно-Казахстанская область
Победителем первого респуб­ликанского конкурса, проведенного Национальной инженерной академией РК, он стал в прошлом году. Тогда сотни инженеров из всех регионов Казахстана представили на суд жюри уникальные проекты, реализованные в различных секторах экономики. В число лучших вошли те, кто внес наибольший вклад в выполнение индустриально-инновационной программы. В том числе Хайдар Хабибуллин, вместе со своими коллегами стоявший у истоков создания в стране кораблестрои­тельной отрасли.

Свой рассказ о том, каким был путь к победе в конкурсе такого масштаба, он начал издалека. Выбор профессии, по его мнению, был предопределен. Он вырос в районе города, который и по сей день называется заводским. На «Зените» работали старший брат и сестра. Ходил в подшефную заводу школу и играл в футбол на заводском стадионе. Начинал с должности слесаря-сборщика. Ему повезло. Попал в бригаду, которая считалась на предприятии лучшей. В ней научили главному умению – работать на совесть, в полную силу и без скидок на молодость. В Ленинградский кораблестроительный институт поступил только со второй попытки. Но и этот факт считает подарком судьбы, поскольку больше ценил возможность учиться в этом знаменитом на всю страну вузе. Ему платили заводскую стипендию. Это значило, что после окончания учебы нужно было обязательно вернуться. Кто-то стремился в мегаполисы, а он не мыслил себя без ставшего родным предприятия, своей большой семьи и Уральска, обладающего особой притягательной силой для тех, кто в нем родился.

В советские годы успел поработать инженером-механиком и мастером-технологом. В отдел, который занимался сдачей готовой продукции, пришел, зная практически весь цикл производства изделий, которые для непосвященных называли спецтехникой. Представителем завода выезжал на ее испытания. Это была интересная и ответственная работа. Объехал все моря и портовые города единой тогда страны. Участвовал в госприемке. Сдача заказчику продукции военного назначения была и всегда будет процедурой жесткой и ответственной. Когда женился и обзавелся семьей, пришлось «бросить якорь». Работа руководителя группы в бюро опытных изделий была по-настоящему творческой. Именно здесь пришла уверенность в том, что не ошибся в выборе профессии. Это его занятие. Он умеет и может находить верные технические решения. Продукция предприя­тия в те годы выпускалась по нарастающей. Цеха оснащались современным оборудованием, осваивались новые технологии.
Переход на производство мирной продукции в постсоветское время был непростым. Заслуга руководства предприятия состоит в том, что удалось сохранить коллектив, не растерять квалифицированные кадры. В период конверсии «Зенит» изготавливал оборудование для мельниц, цехов по выпуску растительного масла, колбасных и хлебопекарных мини-заводов. К тому же пригодился опыт произ­водства товаров народного потребления, освоенных еще в советские годы. Переходный период стал серьезным испытанием для коллектива, которое он с честью выдержал.

Идея строить катера и кораб­ли была реализована, когда страна стала независимой. На начальном этапе самым главным аргументом в ее пользу могло быть только быстрое и исключительно качественное выполнение первых заказов. Хайдар Яруллович навсегда запомнил то время, когда приходилось работать в авральном режиме, с утра и до глубокой ночи с небольшим перерывом на сон. Любая работа с нуля – это огромная нагрузка. А когда речь идет о катерах и кораблях – тем более. И снова зенитовцы выстоя­ли и победили. В итоге было принято решение о реализации кораблестроительной программы страны, а завод определен головным строи­телем. Буквально в рекордные сроки удалось освоить серийный выпуск катеров «Сункар». Следующим этапом было строительство кораблей «Буркит» водоизмещением до 50 тонн.

С самого начала судостроительной биографии завода стало неизменной традицией каждый следующий катер и корабль делать более совершенным, чем предыдущий. В разработке кораблей «Барс» водоизмещением около 200 тонн для Пограничной службы КНБ РК Хабибуллин принимал участие как ответственный конструктор завода-изготовителя по данному проекту. Для выполнения работ все более высокого класса точности требовалась реконструкция цехов и производственных линий. Причем проводилась она с расчетом на все более масштабные заказы. И расчет этот оправдался. Уже целая флотилия катеров и кораб­лей, построенных на «Зените», успешно несет пограничную службу на Каспии. Следующим ответственным этапом стало выполнение заказа для Министерства обороны – строительство ракетно-артиллерийских кораблей с более совершенными системами навигации и вооружения.

– Мы всегда работаем в самом тесном тандеме с заказчиком, – рассказывает Хайдар Яруллович. – Каждый проект требует совместных, выверенных подходов, обеспечивающих достижение намеченных результатов. Завод полностью берет на себя сервис­ное обслуживание и ремонтные работы, гарантируя тем самым надежность и долговечность поставляемой им техники. Для этого на Каспии создана заводская база с соответствующим оснащением, где работают специалисты-кораблестроители.

В перспективе – строительство судов гораздо большего водоизмещения. Всю стену в кабинете Хайдара Ярулловича занимают чертежи проектов, которые еще только находятся в разработке. Это сложная и кропотливая работа. Море, как и небо, ошибок не прощает. По силам заводчанам и гражданское судостроение. Но это направление пока находится на стадии переговоров.
По словам генерального директора предприятия Вячеслава Валиева, создание более сложных моделей стало возможным только в самом тесном сотрудничестве со специали­зированными институтами. Наукоемкое, инновационное производство продолжает развиваться. Предусма­тривается строительство судов водоизмещением до 700 тонн. Инвестиционный проект, именуемый «Развитие морского судо­строения», включает проектирование, постройку, переоборудование, модернизацию, ремонт судов и корпусных конструкций. Сегодняшние дела и планы соотносятся с задачами, поставленными перед машиностроителями Президентом Нурсултаном Назарбаевым, который неизменно в числе приоритетов называет наращивание казахстанского содержания. Что позволяет «Зениту» не только сохра­нять рабочие места, но и расти – количественно и качест­венно.

– В конкурсе я принимал участие по инициативе руководства завода, – говорит Хайдар Хабибуллин. – Считаю, что он очень нужен, поскольку позволяет поднять престиж инженерной профессии. Что немаловажно для реализации индустриально-инвести­ционной программы. Я уже достиг пенсионного возраста. Завод всегда целенаправленно занимался подготовкой кадров. И сегодня у нас работает думающая и инициативная молодежь, которой по силам решение больших, сложных и ответственных задач.

Популярное

Все
Второе рождение трассы
Созданию личного бренда обучат с нуля
Фуры двинулись в обход мегаполиса
Банкротами признаны почти 18 тысяч казахстанцев
Погодные катаклизмы становятся новой нормой
Для развития бизнеса важна господдержка
Усиление амбиций, действий и финансирования
Gakku взлетает к вершинам
В Астане проходит выставка «Зеркало времени»
В шаге от золотых медалей
Синергия партнерства на благо стран и регионов
Оснований для запрета выплат премий не имеется
Центр по трудоустройству соотечественников за рубежом открыли в Туркестанской области
Новобранцы танков не боятся
Из армии – в курсанты и студенты
«Сырный рай» от Натальи Козловой
Сияние Дивали
НПО, медиа и госорганы нуждаются в диалоговой площадке
Выбрали площадки под воздушные гавани
На «Энергетик» обратили внимание
Пассажир в Шымкенте – «заяц» поневоле?
Премий для госслужащих больше не будет
Резкое похолодание ожидается в Казахстане в эти выходные
Юбилей словаря Махмуда Кашгари отметили на родине Абая, Шакарима и Ауэзова
Казахстанцы покоряют американский рынок
Шатры и юрты Великой степи
Памятник собаке хотят установить зоозащитники в Петропавловске
Как защититься от кибератак?
В среднем более одного года жизни проводит за гаджетом каждый семилетний ребенок
Республиканский форум отцов прошел в Кызылорде
Мероприятия, посвященные 800-летию Улуса Джучи, прошли в Астане
Кавалер ордена «Құрмет» Геннадий Насонов уже готовит своих подопечных к выступлению на Олимпиаде-2028
В Усть-Каменогорске появилась новая возможность для занятий иппотерапией
Для продвижения возобновляемой энергетики требуются... возобновляемые нервы
Этой осенью исполнилось 105 лет со дня рождения выдающегося башкирского поэта Мустая Карима
Вместо гаджетов казахстанцы выбирают перекус в компании друзей и коллег
В Библиотеке Конгресса США обнаружена книга Франсуа Пети де ла Круа о Шынгыз-хане
Как бороться с вредными для здоровья продуктами
Известной романистке Саре Мынжасаровой исполнилось 100 лет со дня рождения
Итальянский банк планирует зайти на рынок Казахстана
Ушел из жизни сын известного казахстанского композитора Армана Дуйсенова
Предприятие оштрафовали на 2,9 млрд тенге в Актюбинской области
Ждут туристов в Атырау
В Жамбылской области поэтапно включают отопление
Более 30 лет «пряничный домик» привлекает горожан и туристов в Семее
Запуск экспресс-маршрутов в Астане: названа цена проездных билетов
Отключения света и подачи воды стали обыденным явлением в Алматинской области
Аким Кызылординской области проверил готовность региона к отопительному сезону
«Барьеры мы создаем в своей голове» – параспортсмен
Шымкент меняет трубы: десятки километров теплотрасс заменены в южном мегаполисе
«В условиях дефицита электроэнергии невозможно наращивать экономическую мощь страны» – мажилисмен
Реконструкция близится к завершению
Обувная фабрика мощностью 200 тысяч пар в год появится в Шымкенте
Россельхознадзор нарушает условия Договора о ЕАЭС - депутат Ходжаназаров
Чеченка с казахской душой
Этот день изменил судьбу
Какой должна быть новая концепция национальной истории
Ставки по депозитам населения снижаются – аналитики
Восстановить утраченную популяцию куланов в Костанайской области пытаются ученые
Последняя в этом году сельскохозяйственная ярмарка проводится в Астане

Читайте также

Близнецы на страже порядка
Казахстан – Франция: Новая веха в стратегическом партнерстве
Неуловимый Интернет
Монополия монополии рознь

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]