Победителем первого республиканского конкурса, проведенного Национальной инженерной академией РК, он стал в прошлом году. Тогда сотни инженеров из всех регионов Казахстана представили на суд жюри уникальные проекты, реализованные в различных секторах экономики. В число лучших вошли те, кто внес наибольший вклад в выполнение индустриально-инновационной программы. В том числе Хайдар Хабибуллин, вместе со своими коллегами стоявший у истоков создания в стране кораблестроительной отрасли.
Свой рассказ о том, каким был путь к победе в конкурсе такого масштаба, он начал издалека. Выбор профессии, по его мнению, был предопределен. Он вырос в районе города, который и по сей день называется заводским. На «Зените» работали старший брат и сестра. Ходил в подшефную заводу школу и играл в футбол на заводском стадионе. Начинал с должности слесаря-сборщика. Ему повезло. Попал в бригаду, которая считалась на предприятии лучшей. В ней научили главному умению – работать на совесть, в полную силу и без скидок на молодость. В Ленинградский кораблестроительный институт поступил только со второй попытки. Но и этот факт считает подарком судьбы, поскольку больше ценил возможность учиться в этом знаменитом на всю страну вузе. Ему платили заводскую стипендию. Это значило, что после окончания учебы нужно было обязательно вернуться. Кто-то стремился в мегаполисы, а он не мыслил себя без ставшего родным предприятия, своей большой семьи и Уральска, обладающего особой притягательной силой для тех, кто в нем родился.
В советские годы успел поработать инженером-механиком и мастером-технологом. В отдел, который занимался сдачей готовой продукции, пришел, зная практически весь цикл производства изделий, которые для непосвященных называли спецтехникой. Представителем завода выезжал на ее испытания. Это была интересная и ответственная работа. Объехал все моря и портовые города единой тогда страны. Участвовал в госприемке. Сдача заказчику продукции военного назначения была и всегда будет процедурой жесткой и ответственной. Когда женился и обзавелся семьей, пришлось «бросить якорь». Работа руководителя группы в бюро опытных изделий была по-настоящему творческой. Именно здесь пришла уверенность в том, что не ошибся в выборе профессии. Это его занятие. Он умеет и может находить верные технические решения. Продукция предприятия в те годы выпускалась по нарастающей. Цеха оснащались современным оборудованием, осваивались новые технологии.
Переход на производство мирной продукции в постсоветское время был непростым. Заслуга руководства предприятия состоит в том, что удалось сохранить коллектив, не растерять квалифицированные кадры. В период конверсии «Зенит» изготавливал оборудование для мельниц, цехов по выпуску растительного масла, колбасных и хлебопекарных мини-заводов. К тому же пригодился опыт производства товаров народного потребления, освоенных еще в советские годы. Переходный период стал серьезным испытанием для коллектива, которое он с честью выдержал.
Идея строить катера и корабли была реализована, когда страна стала независимой. На начальном этапе самым главным аргументом в ее пользу могло быть только быстрое и исключительно качественное выполнение первых заказов. Хайдар Яруллович навсегда запомнил то время, когда приходилось работать в авральном режиме, с утра и до глубокой ночи с небольшим перерывом на сон. Любая работа с нуля – это огромная нагрузка. А когда речь идет о катерах и кораблях – тем более. И снова зенитовцы выстояли и победили. В итоге было принято решение о реализации кораблестроительной программы страны, а завод определен головным строителем. Буквально в рекордные сроки удалось освоить серийный выпуск катеров «Сункар». Следующим этапом было строительство кораблей «Буркит» водоизмещением до 50 тонн.
С самого начала судостроительной биографии завода стало неизменной традицией каждый следующий катер и корабль делать более совершенным, чем предыдущий. В разработке кораблей «Барс» водоизмещением около 200 тонн для Пограничной службы КНБ РК Хабибуллин принимал участие как ответственный конструктор завода-изготовителя по данному проекту. Для выполнения работ все более высокого класса точности требовалась реконструкция цехов и производственных линий. Причем проводилась она с расчетом на все более масштабные заказы. И расчет этот оправдался. Уже целая флотилия катеров и кораблей, построенных на «Зените», успешно несет пограничную службу на Каспии. Следующим ответственным этапом стало выполнение заказа для Министерства обороны – строительство ракетно-артиллерийских кораблей с более совершенными системами навигации и вооружения.
– Мы всегда работаем в самом тесном тандеме с заказчиком, – рассказывает Хайдар Яруллович. – Каждый проект требует совместных, выверенных подходов, обеспечивающих достижение намеченных результатов. Завод полностью берет на себя сервисное обслуживание и ремонтные работы, гарантируя тем самым надежность и долговечность поставляемой им техники. Для этого на Каспии создана заводская база с соответствующим оснащением, где работают специалисты-кораблестроители.
В перспективе – строительство судов гораздо большего водоизмещения. Всю стену в кабинете Хайдара Ярулловича занимают чертежи проектов, которые еще только находятся в разработке. Это сложная и кропотливая работа. Море, как и небо, ошибок не прощает. По силам заводчанам и гражданское судостроение. Но это направление пока находится на стадии переговоров.
По словам генерального директора предприятия Вячеслава Валиева, создание более сложных моделей стало возможным только в самом тесном сотрудничестве со специализированными институтами. Наукоемкое, инновационное производство продолжает развиваться. Предусматривается строительство судов водоизмещением до 700 тонн. Инвестиционный проект, именуемый «Развитие морского судостроения», включает проектирование, постройку, переоборудование, модернизацию, ремонт судов и корпусных конструкций. Сегодняшние дела и планы соотносятся с задачами, поставленными перед машиностроителями Президентом Нурсултаном Назарбаевым, который неизменно в числе приоритетов называет наращивание казахстанского содержания. Что позволяет «Зениту» не только сохранять рабочие места, но и расти – количественно и качественно.
– В конкурсе я принимал участие по инициативе руководства завода, – говорит Хайдар Хабибуллин. – Считаю, что он очень нужен, поскольку позволяет поднять престиж инженерной профессии. Что немаловажно для реализации индустриально-инвестиционной программы. Я уже достиг пенсионного возраста. Завод всегда целенаправленно занимался подготовкой кадров. И сегодня у нас работает думающая и инициативная молодежь, которой по силам решение больших, сложных и ответственных задач.