И асфальту нужна гарантия

1225
Назгуль Испанова

Многие годы этот вопрос не теряет своей актуальности как для горожан, так и для сельских жителей. Несмотря на огромные суммы, ежегодно выделяе­мые на ремонт, сегодня около 3 тыс. км дорог нуждаются в основательном ремонте.

Периодическое латание дыр ситуацию не спасает. Зачастую там, где еще совсем недавно прошелся каток, появляются трещины, которые очень быст­ро расползаются, становясь шире, глубже... Причин такой быстрой порчи немало. Это и безответ­ственность дорожных строителей, не соблюдающих технологию, и некачественные материалы, и продавливание полотна многотонными грузовиками.

Наглядное тому подтверждение – дорога возле села Глубокого в Кызылжарском районе. Трудно поверить, что ее отремонтировали лишь 2 года назад. Дорога заметно просела из-за некачественного основания. Ситуацию усугубили и фуры, передвигающиеся с превышением нормы нагрузки.

– Нагрузка на ось не должна превышать 10 тонн, а наши «китайские» грузовики возят с нагрузкой больше 18 тонн, поэтому дорога и не выдерживает. Такие самосвалы должны только в горных карьерах работать, так как в них перевозят до 50 тонн груза. В 90% случаев именно они разбивают дороги, – отмечает и. о. генерального директора РГП «Национальный центр качества дорожных активов» Замир Сагынов.

Для жителей Есильского райо­на грузовики стали настоящим бедствием. Эти многотонные гиганты, вывозящие из местного карьера песок, свели на нет по пути от Покровки до Ильинки все благоустройство. В прошлом году по ходатайству селян, измученных километрами сплошных ухабов и ям, дорожное полотно основательно отремонтировали. Но радость была недолгой: буквально за несколько месяцев дорога вновь пришла в негодность, разбитая колесами карьерных самосвалов. Водителей грузовых машин не страшат даже рейды, которые периодически устраи­вают сотрудники инспекции транспортного контроля совместно с полицейскими. Ведь с поличным, то есть с грузом, многократно превышающим допустимые нормы, удается поймать единицы. Большинству же удается избежать нежелательной встречи с инспекторами, благодаря дорожному «узун кулаку», подкрепленному возможностями сотовой связи. Ведь на каждый километр по полицейскому не поставишь…

Многочисленные ямы и выбоины, которые порой невозможно объехать, делают дорогу полосой препятствий. О комфортной поездке можно и не мечтать, сплошной стресс и нервотрепка. Да и для автотранспорта такой экстрим не проходит бесследно.

…Участок трассы, соединяю­щий райцентр Мамлютка с Петропавловском, ремонтируют не первый месяц. Преодолевать расстояние в 40 км приходится по объездной дороге. Ее состоя­ние тоже оставляет желать лучшего. Водители готовы потерпеть временные неудобства, но стараются проезжать здесь на минимальной скорости, чтобы не разбить автомобилю ходовую часть.

– Из-за таких кочек на двигателе рвется подушка. Она тоже стоит недешево. Резину рвем, потому что кругом камни, булыжники с острыми краями, в ямы проваливаемся. Хотелось бы, чтобы хорошо укатывали объездные пути, – привычно жалуется один из автовладельцев.

В нынешнем году на ремонт дорог Северо-Казахстанской области выделена рекордная сумма – 37 млрд тенге! Привес­ти в порядок запланировано 705 км. Из них более 100 км – республиканского значения, остальные – местного. На следующий же год обещают привести в надлежащее состояние трассы Петропавловск – Курган, Тайынша – Чкалово, которые реконструируют уже несколько лет.

Как сообщил заместитель начальника областного управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Галым Тасбулатов, сейчас, помимо капитального и среднего ремонта участков республиканских трасс, большое внимание уделяется автодорогам, ведущим к туристическим объектам региона, основная часть которых расположена в Айыртауском районе. На ремонт дорог местного значения в течение 3 лет будет выделено 62 млрд тенге.

Сигналы по поводу разбитого дорожного асфальта регулярно поступают и от жителей областного центра. Люди обращаются с жалобами не только в городской отдел ЖКХ, но и в проектный офис «Қызылжар – адалдық алаңы», открытый в Петропавловске в декабре прошлого года.

Больше всех, конечно, страдают окраины. Местные жители годами ждут, когда в их районе сделают хотя бы подсыпку щебнем. Счастливчики, проживающие на улицах с асфальтовым покрытием, мечтают о полноценном дорожном ремонте, однако вместо этого в лучшем случае им приходится довольствоваться так называемым «ямочным», плоды которого держатся, как показывает прак­тика, от лета до лета. А если после дорожных строителей еще и коммунальщики нагрянут, о нормальной проезжей части можно вообще забыть!

Однако по какой-то совершенно подлой закономернос­ти именно так все зачастую и происходит! Не успеет свежий асфальт «прижиться», как его начинают вскрывать коммунальные службы. А закончив работы, как всегда, «забывают» вернуть дороге первоначальный вид. Пример тому – улица Партизанская, на которой пару лет назад уложили новенький асфальт. Век его оказался недолог: с наступлением тепла дорожное полотно, в которое было вложено немало бюджетных средств, пустили под ковш экскаватора…

В текущем году к ремонту приступили в начале июля. По сообщению пресс-секретаря отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата Петропавловска Асем Айтуловой, на нескольких улицах ведется реконструкция с расширением проезжей части, установкой остановочных павильонов и нанесением разметки. Кроме того, по просьбам жителей окраинных микрорайонов города проводится ямочный ремонт дорог. Запланированный объем подрядчики должны завершить к концу сентября.

Контролировать качество проводимых работ будут спе­циалисты лаборатории областного филиала Национального центра качества дорожных активов. Передвижная лаборатория позволяет оценить реальное состояние дорожного полотна с помощью специального оборудования: датчиков ровности, колейности, уклонов, видеофиксации обстановки пути и дефектов покрытия, модуля определения упругости дорожной «одежды», коэффициента сцепления с дорогой и так далее. Кроме передвижной лаборатории есть в центре и обычная. Здесь подвергают изучению каменный материал (щебень), битум и асфальтобетон.

– В первую очередь мы проверяем щебень на то, какая у него фракция, затем испытываем его на истираемость, дробимость. А уже по ней определяем марку щебня, то есть насколько он прочный. У нас есть определенные нормативы. Например, для асфальтобетона одна прочность допускается, для основания – другая. Кроме того, определяем сцепление щебня с битумом, – рассказала лаборант Галина Журавлева.

Кстати, названный параметр – один из важнейших показателей прочности покрытия, но и с ним есть определенные проблемы. В лаборатории отмечают, что в этом процессе нужно использовать специальные добавки, но некоторые подрядчики на них экономят. Чем оборачивается такая «экономия» впоследствии – несложно догадаться.

Специалисты предприятия намерены провести диагностику сети дорог и заложить все результаты в базу, чтобы каждый пользователь мог зайти туда и увидеть, кто, что, когда ремонтировал, какие дефекты были обнаружены. В планах также создание базы нерадивых подрядчиков и недобросовестных проектных институтов. Эти меры помогут контролировать строителей и в будущем не допускать к работе тех, кто не обеспечивает должный уровень исполнения заказа.

В прошлом году в Петропавловске отремонтировали одну из самых протяженных цент­ральных улиц. Почти 2 месяца соседние микрорайоны из-за закрытого для движения участка переживали транспортный коллапс. Горожане терпеливо ждали, предвкушая новый ровный асфальт. Какое же разочарование их ждало после того, как дорогу открыли… Все огрехи дорожников были видны невооруженным глазом. Све­жеуложенное полотно шло волнами. Перепады и неровности покрытия хорошо ощущались во время поездки в транспорте. Возмущению водителей, да и пеших петропавловцев не было предела. Как подрядчикам удалось сдать такую откровенную халтуру, остается только догадываться. Разумеется, их заставили все переделать за свой счет. Но подобная ситуация уже повторялась в областном центре не раз и не два.

Сейчас идет работа по увеличению срока гарантии на асфальтовое покрытие. Местные власти надеются, что данная мера заставит подрядчиков ответственнее относиться к своим обязательствам и в дальнейшем сократит затраты на строительство и ремонт дорог.

Подействовать на недобросовестных исполнителей должен и общественный контроль. Североказахстанцев призывают фиксировать факты некачест­венного ремонта и отправлять все материалы на сайт областного акимата, где есть специальный раздел «Народный контроль». Также можно использовать площадку «Қызылжар – адалдық алаңы».

За последние 3 года на севере страны отремонтировали 1 900 км дорог, связывающих 128 населенных пунктов. Ожидается, что к 2021 году 73% трасс в области будут в удовлетворительном состоянии.

Популярное

Все
Бесплатные кружки на грани закрытия
Что мешает развитию ИИ в Казахстане
Центральная Азия – регион больших перспектив и возможностей
«Келешек мектептері»: равные условия и возможности
«Ұстаз»: поворот в профессии педагога
В «Ясной поляне» и сеют, и жнут, и... рыбачат
Качество жизни растет
Роль выпускников в работе вузов: глобальные тренды и опыт
Насколько реальны техногенные катастрофы?
Откровения сельского художника
Надежный старт
Нет производств без технарей
Очистить от хлама поля
Всем миром и со всем миром
Резонансное дело приняло новый оборот
От мундиров до радиостанций
Достоин памяти потомков
Субсидии есть, скота – нет
На полигон отправятся студенты
Истоки силы и характера
В Казахстане резко изменится погода
Семья – духовный код нации
Железные дороги – национальное достояние и стратегический актив страны
Жару сменят дожди в Казахстане
Блогеров арестовали в Астане за неудачную шутку в лифте
Аэропорт Уральска увеличивает количество рейсов
80% выпускников костанайских школ в этом году решили сдавать ЕНТ
Около 60 тысяч га рисовых полей Кызылординской области выравнили лазерным планировщиком
Бесценное богатство из отходов
Если вы подверглись цифровой атаке...
Гвардеец из Астаны стал героем соцсетей после трогательного поступка на параде
Торговать не зерном, а крупами
Штормовое предупреждение вновь объявлено в Казахстане
Впервые в Атырауской области для борьбы с саранчой задействуют беспилотники
Началась вторая фаза сохранения Северного Арала
Актуально и сто лет спустя
Миллионы литров воды ежедневно утекают из-за нарушений в Жамбылской области
В Актау проложили 1,5 км новых магистральных инженерных сетей
Токаев не будет праздновать свой день рождения
Глава Сената встретился с Председателем Национального Собрания Армении
Начато возведение крупного металлургического завода
Почему огородик в Шымкенте стал дороже сайрамского гектара?
Полководец. Писатель. Патриот
Строительство десяти крупных заводов по производству хлопка начали в Туркестанской области
Прокуроры на фронте и в тылу – на страже закона и порядка
Костанайская область – лидер РК по производству и экспорту продуктов питания
Служебные собаки Нацгвардии отличились на международной выставке
Нацгвардия МВД РК отметила 80-летие Победы масштабной патриотической акцией
Мажилис принял новый Налоговый кодекс
Грамот на 450 миллионов тенге хотел закупить отдел образования в Талдыкоргане
Три перекрестка временно закроют на ремонт в Астане
Дорога Атырау-Астрахань: завершающий этап
Будущее – за цифровыми активами
Удивительная судьба Масима Якубова
Гвардеец мечтает озвучить Парад в Астане
Автоледи, не пропустившая машину скорой помощи в Алматы, наказана
Цифровизация учета газа в Шымкенте: объявлены первые результаты
Как обезопасить себя от сексуальных домогательств на рабочем месте
Трассу Жезказган – Петропавловск начали капитально ремонтировать в СКО
Трижды обманувший смерть

Читайте также

Республиканские учения «Өрт-2025» проходят в стране
Место встречи Востока и Запада
Заслон на пути уклонистов и махинаторов
Крепкая связь отцов и детей

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]