Столичные театралы увидели на сцене Казахского музыкально-драматического театра им. К. Куанышбаева 9 спектаклей разных жанров: комедии, драмы, трагедии казахских драматургов, а из мировой классики – «Гамлета» Шекспира. Кроме того, маленьким зрителям были показаны две сказки – «Похищение луковицы» М. Машаду и «Золото и Ули» Е. Толеубая.
Костанайский театр молод – он открылся в 2000 году спектаклем «Абылай-хан» А. Кекилбаева и С. Жунусова, и на премьере присутствовал Глава государства. Нынешние гастроли для молодого коллектива первые, а предшествовал им приезд в Костанай коллег-астанинцев, так что элемент соревновательности присутствовал, тем более что в репертуарах обоих театров значатся одни и те же пьесы – «Гамлет», например.
Гости подобрали разнохарактерные постановки, но часть из них была определенной направленности – о судьбах интеллигенции – «Абай» и «Миржакып» Казыгула и «Сергей Есенин» Ерсаина Толеубая, народного артиста РК и художественного руководителя театра им. И. Омарова. Но если о классиках казахской мысли и русском поэте известно много, то спектакль «Марьям и Ильяс» по пьесе Е. Толеубая в его же постановке – о жизни народного поэта Казахстана Марьям Хакимжановой, чье творчество хорошо знают читатели, но о ее личности, о силе характера, помогающего стойко переносить невзгоды, произведений написано немного. Человек большой души, Марьям Хакимжанова, уроженка Костанайской области, внучка Ыбрая Алтынсарина, перенесла немало тяжких испытаний, и по себе знала, что такое горе. Прожила она долго, почти весь ХХ век. Ее мужа Сергали расстреляли как врага народа, второго мужа постигает та же участь, но ничто не помешало Марьям Хакимжановой (заслуженная артистка РК Шахарбанум Есенгулова) вырастить сирот.
В это время к ней на помощь приходит молодой земляк Ильяс Омаров, будущий министр культуры (арт. Айбол Шакиржанов), но он может лишь хранить тайны да поддержать добрым словом. Но и это немало в годы, когда репрессированы легендарные Сакен Сейфуллин и Беимбет Майлин. К Марьям Хакимжановой тянутся, ища у нее защиты, молодая наивная поэтесса Зияш Калауова (арт. Диана Рахметова) и активная революционерка Алма Оразбаева (арт. Гульмира Уалиева), которая будет сломлена, потеряет рассудок и погибнет.
Однако какой бы тягостной ни была обстановка на сцене, гнетущего впечатления спектакль не оставляет. Светлые, добрые, твердые характеры Марьям и Ильяса составляют каркас сюжета пьесы и порождают надежду на лучшее, справедливое будущее.
Лев ЛУШИН