Об этом и других новшествах в социальной сфере говорили на выездной пресс-конференции Службы центральных коммуникаций при Президенте РК участники XIV Международной конференции по информационно-коммуникационным технологиям в социальном обеспечении, проходящей в эти дни в Астане.
– Мы приступили к созданию системы электронного здравоохранения, которая предусматривает интеграцию локальных информационных систем каждой медицинской организации с централизованной базой данных, – отметила министр здравоохранения и социального развития Тамара Дуйсенова. – И в этой большой системе сможем получать информацию по каждому пациенту, формируя таким образом электронный паспорт здоровья человека. В нем будет содержаться структурированная информация о здоровье пациента на протяжении всей его жизни.
Демографические данные, карта перенесенных и имеющихся заболеваний, биометрические данные, аллергологический и иммунный статус – эти и другие сведения электронного паспорта здоровья помогут своевременно назначать манипуляции, исключать их дублирование, кроме того, человек будет иметь личный виртуальный кабинет, где сможет получать нужную ему информацию.
На выставке, прошедшей в рамках конференции, были представлены первые шаги системы электронного здравоохранения: демонстрация в электронном виде записи к врачу, обращения чрез бюро госпитализации и факта прикрепления к поликлинике. Внедрить всю систему планируется к 2020 году, а затем интегрировать ее с единой информационной системой социальной сферы.
Продолжая тему, Т. Дуйсенова отметила, что Министерство здравоохранения и социального развития – активный участник электронного правительства: гражданам предоставляется информация по 12 видам услуг, в том числе по объему пенсионных накоплений, по инвестиционным доходам, которые они получают, по размерам пенсий и пособий. Автоматизированы 15 видов услуг, в числе которых – начисление базовой пенсии, единовременного пособия на рождение ребенка. Суть автоматизации процесса заключается в сокращении числа требуемых документов и времени, затраченного услугополучателем на оформление социальных выплат.
Еще одно новшество: с апреля текущего года в стране действуют 180 мобильных групп, состоящих из сотрудников Государственного центра выплат пенсий, ЦОНов, Казпочты, которые оказывают консультационную и другую помощь в назначении соцвыплат. Таким образом, с помощью ИКТ, а сделано более 5 000 выездов в отдаленные районы страны, услуги в области социальной сферы стали более доступными, менее трудо- и времязатратными.
Международные эксперты высоко оценили достижения Казахстана в деле внедрения информационно-коммуникативных технологий в области соцобеспечения.
– Мы поражены тем, что увидели на выставке, представившей технологии в социальной сфере, – говорит президент Международной ассоциации социального обеспечения (МАСО) Эррол Франк Стуве. – Важно то, что вы делаете ориентацию на потребности граждан. Не менее важно и то, как вы работаете в сотрудничестве с Министерством по инвестициям и развитию.
Генеральный секретарь МАСО Ханс-Хорст Конколевски отметил ценность казахстанского опыта по предоставлению населению услуг высокого класса в странах с большой, но малонаселенной территорией. Конечно, в деле внедрения информационно-коммуникационных технологий есть ряд проблем, к примеру, защита персональных данных, недостаточная популяризация электронных услуг. Тем не менее эти вопросы решаемы, и польза от электронного документооборота очевидна.