Как отметила сенатор Бырганым Айтимова, остается неясным, каким образом будет осуществлен охват медицинским страхованием так называемого самозанятого населения, численность которого в Казахстане, по последним данным, составляет 2,5 млн человек. При этом утверждение о том, что они смогут самостоятельно внести взносы и стать участниками системы обязательного социального медицинского страхования, несостоятельно, считает сенатор, так как такая возможность попросту не предусмотрена в отраслевом законе.
– Вариант того, чтобы они регистрировали себя в качестве индивидуального предпринимателя и вносили таким образом взносы, также не будет работать ввиду его обременительности, – считает Бырганым Айтимова.
Сенатор Ахан Бижанов, учитывая печальный опыт медстрахования в нашей стране в прошлом, попросил Елену Бахмутову еще раз однозначно подтвердить гарантии сохранности фонда, его устойчивости и стабильного развития. Глава фонда ОСМС отметила, что главной причиной провала проекта в 90-х годах были общие проблемы экономического характера и невозможность формирования доходной части фонда, что в свою очередь повлекло невозможность финансирования расходной части.
– С точки зрения сохранности активы фонда отделены от собственных средств. Они могут расходоваться исключительно на оплату медицинских услуг и больше ни на что. Все активы фонда, то есть взносы и отчисления, проходят через корпорацию «Правительство для граждан», перечисляются на счет Фонда социального медицинского страхования, который будет открыт в Национальном банке, – заверила Елена Бахмутова.
Что касается устойчивости фонда, то здесь важно правильное формирование и прогнозирование средств.
– То есть в первую очередь нужно правильно балансировать доходы и расходы. Невозможно заказывать услуги, если на это нет ресурсов, – отметила глава фонда.
Она подчеркнула, что главным принципом проекта являются прозрачность и подотчетность. Кроме совета директоров в уставе фонда прописано создание общественного совета. Отчетность же фонда будет производиться в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. Отчеты будут презентоваться в публичном формате.
Говорилось на встрече и о том, во сколько стране станет содержание фонда. Оказалось, выльется оно совсем не в копеечку – только на следующий год запланировано 8,5 млрд тенге. Сегодня в фонде работают всего 11 человек, но уже в скором будущем планируется открыть филиалы в регионах – и численность сотрудников составит 156 человек. На содержание фонда ежегодно будет уходить около 1,25% от активов. При этом предусмотрено и вознаграждение независимым директорам – «достаточно скромное и сопоставимое с уровнем организации», заверила Елена Бахмутова.
Указывали в ходе обсуждения сенаторы и на то, что предусмотренный алгоритм взносов в фонд означает, что хорошо зарабатывающие люди, по сути, будут оплачивать лечение людей, заработок которых не так велик. Также высказывалось мнение, что законопроект фактически способствует заинтересованности лечебных учреждений в плохом здоровье застрахованных граждан как источнике доходов и игнорирует необходимость приоритетного финансирования профилактической помощи. Система обязательного медицинского страхования по-прежнему платит не за результат, а за процесс оказания помощи: умер или выздоровел пациент, стало ему лучше или нет – не важно, счет все равно будет выставлен и оплачен.
Сенатор Серик Кылышбаев привел данные – 66% граждан говорят, что от них самих зависит здоровье. Но ни в одном документе, ни в программе «Денсаулық», ни в законах, связанных с ОСМС, не предусмотрена ответственность работника за исключением оплаты взносов.
– То есть заинтересованность работника сохранять свое здоровье нигде у нас не прослеживается, его ответственности нет, а работодатель будет отдавать за него деньги. То есть у нас одна карательная мера – кнут есть, пряника нет, – сказал сенатор.
По его словам, коль скоро фонд является страховым, а мы знаем, что страховые организации стимулируют участие в страховых рисках, то необходимо стимулировать граждан на то, чтобы они заботились о своем здоровье, и за это возмещать часть взносов. А сегодня же получается, что один человек ведет здоровый образ жизни, другой – нет и ежегодно обращается к врачам, поскольку не следит за своим здоровьем, но работодатель в одинаковой мере оплачивает взносы. То есть, по сути, один платит за другого.
– Система страховой медицины – это богатый платит за бедного, но не один за другого, поэтому стимула в этом нет, – считает сенатор.
К этому мнению присоединился депутат Серик Бектурганов. Он предлагает измерять параметры состояния здоровья граждан соответственно возрасту, и если отклонения в пределах нормы, если человек следил за своим здоровьем, то такого человека непременно нужно поощрить. Хотя бы оплатить ему 20% санаторно-курортного лечения.
– Это хоть какой-то пряник для него, – добавил он.
Елена Бахмутова в принципе согласилась с тем, что такой подход правильный.
– Но надо его рассматривать тогда, когда система установится. После того как система полноценно начнет функционировать и люди привыкнут к тому, что это нормальные взаимоотношения, наверное, надо думать о каких-то стимулирующих мерах, – отметила она.
Не считают сенаторы правильным и то, что по достижении ребенком-инвалидом 18 лет его мать будет обязана отчислять средства в фонд. Но есть заболевания, когда ребенок до конца жизни будет нуждаться в уходе своих родителей, как правило, матери…
Что касается стимулирования граждан на сохранение своего здоровья, то, по словам Елены Бахмутовой, подобный опыт внедрялся в Голландии, когда пытались возвращать часть средств тем, кто не использовал эти деньги, то есть сохранял свое здоровье, заботился о нем.
– Но они от этой системы отказались, потому что она чревата последствиями, люди могут стремиться вернуть себе деньги и не заботиться о своем здоровье. То есть они могут осознанно не обращаться к врачу для того, чтобы обратно получить эти деньги. Поэтому, наверное, в перспективе это стоит изучать и смотреть на то, как это реализовано, чтобы наши люди не пытались сэкономить на своем здоровье дважды, – отметила глава фонда ОСМС.
Как видим, актуальных вопросов сегодня по внедрению системы больше, чем ответов. Депутаты подчеркнули, что ни один упущенный вопрос не должен сказаться негативно на оказании медицинских услуг населению. А если что-то было упущено, не нужно откладывать на потом, а оперативно внести изменения и дополнения в соответствующее законодательство.