Качественное образование должно быть доступным

327
Дархан Билялов, ректор КазНПУ им.Абая
Опыт развитых стран показывает, что в результате развития образования и науки, реформ и инвестиций, направленных на занятость населения, можно качественно изменить к лучшему жизнь всего народа, построить интеллектуальное общество, отвечающее требованиям времени, воспитать успешную молодежь.

Дархан Билялов, ректор КазНПУ им.Абая

Наиболее прогрессивные образовательные системы отличаются высоким уровнем равенства в учебных достижениях. Так, сеть учреждений среднего образования (школ) Финляндии достаточно однородна в независимости от того, в каком районе страны находится школа и относится ли она к сельской или городской местности. Статистическая разница между самыми отстающими и самыми академически подготовленными учениками также невелика в Южной Корее, Тайване и Сингапуре. Заметьте, во главу угла ставится успех каждого, а не лучшего ученика. Пример этих стран приводит к выводу, что именно большинство хорошо успевающих учеников с малой дисперсией в успеваемости определяет успех той или иной национальной системы образования.

Село и город должны сравняться

В Казахстане, как страны со значительной долей сельского населения, решение проблемы неравенства между городскими и сельскими школами является приоритетом и требует конкретных шагов.

Так, для повышения качества среднего образования в сельской местности могут оказаться эффективными следующие шаги: обеспечение школ (включая малокомплектные) квалифицированным педагогическим персоналом, изменение системы оплаты труда, полное обеспечение лучшими учебными материалами, адаптация учащихся к новому технологическому укладу путем интеграции информационных технологий в образовательный процесс, оснащение надежной интернет-связью, компьютерными классами и новейшими цифровыми технологиями (3D-принтер, робототехника, искусственный интеллект, средства дополненной реальности и др.); модернизация методик обучения и развитие онлайн-систем образования с созданием региональных школьных ресурсных центров. Государство неустанно решает данные задачи и на них предусмотрены специальные средства из республиканского бюджета.

Чем же может помочь процессу ликвидации разрыва в знаниях между сельскими и городскими учащимися педагогический вуз?

В первую очередь, через подготовку учителей для сельской местности. В КазНПУ им. Абая проводится широкая работа по подготовке учителей для малокомплектных школ. В университете реализуются программы double major, когда будущий педагог получает знания, дающие ему возможность преподавать два предмета. Это дает нашему выпускнику колоссальное преимущество, а школе – столь необходимого учителя-предметника по естественно-математическому циклу и гуманитарным дисциплинам. Кроме того, реализуются программы major-minor, состоящие из основного профиля (например, биология и лабораторные исследования в медицине). Во-вторых, через методическую поддержку. У нас работают сильнейшие и известные методисты. Университет является базовым вузом республиканского учебно-методического объединения, включающего ученых всей страны. Кроме того, при университете функционирует консультационно-методологический центр инклюзивного образования. В планах - создание сектора по работе с малокомплектными школами. В-третьих, университет развивает самих учителей сельских и, в особенности, малокомплектных школ. Так, профессора университета регулярно проводят курсы повышения квалификации для учителей малокомплектных школ всех регионов Казахстана.

Дети должны учиться вместе

Кроме обеспечения равных образовательных возможностей между сельским и городским населением остаются другие вопросы, требующие пересмотра имеющихся подходов к организации учебного процесса. Это, в первую очередь, развитие инклюзивного образования.

Инклюзивное образование и равные возможности для всех детей независимо от их физического и умственного состояния - еще одна область, на которой, на мой взгляд, нужно сфокусировать внимание образовательной реформы. Привлечение детей с ограниченными возможностями в общеобразовательные школы требует больших усилий в плане обязательной коррекционной, педагогической и психологической помощи. Помимо вопросов качественного социального обслуживания детей с особыми образовательными потребностями и их семей, охвата детей социальными услугами, существенных различий между регионами и профессиональной подготовки социальных работников требуют соответствующих решений и вопросы квалификации работающих с ними специалистов. Повышение квалификации специалистов, обучающих детей, нуждающихся в инклюзивном образовании, должно быть обеспечено специальными курсами и приобретать международный опыт.

Школам с инклюзивными классами может потребоваться дополнительный персонал, не просто для улучшения соотношения учащихся на одного учителя, но и для настоящей квалифицированной помощи в процессе инклюзии, например, через привлечение таких специалистов, как логопеды и консультанты в помощь учащимся и педагогам. Координаторов обучения и учителей необходимо поощрять и давать им возможность разрабатывать индивидуальные планы обучения для детей с ограниченными возможностями. Несомненно, работникам, занимающимся с особыми детьми, необходимы специальные курсы и тренинги.

Также необходимо формирование своеобразного профессионального сообщества (community of practice), к которому могли бы прибегать педагоги в сложных и новых педагогических и психологических ситуациях.

Для самих детей с ограниченными возможностями и их родителей следует проводить консультации по вопросам профессиональной ориентации и, по возможности, составлять учебные программы с учетом будущих профессий, которые помогут таким детям достичь эффективных целей в будущем. Условия для качественного инклюзивного образования должны быть на всех уровнях образования, также должна быть обеспечена его преемственность и непрерывность.

Нужно больше учителей

По прогнозам экспертов, к 2025 году дефицит мест в средних учебных заведениях Казахстана составит порядка 500 тыс. мест. Для решения этой проблемы будут построены школы на средства государства и бизнес-структур. Так, за счет госбюджета и привлечения частных инвестиций планируется построить 1000 новых школ в рамках поручения Главы государства.

Как отметил на заседании Мажилиса Парламента страны Президент РК Касым-Жомарт Токаев: «Безусловным приоритетом является обеспечение доступа к качественному образованию. Это важнейший фактор развития всего общества. Как бы мы не обеспечивали школы материально, без хороших учителей поднять качество образования невозможно». Поэтому, одним из важных вопросов в сфере образования со стороны государства является повышение статуса педагога. Радует повышенный интерес к профессии педагога среди выпускников школ: в этом году в КазНПУ им. Абая поступило рекордное количество студентов.

Наряду с искоренением дефицита школ и необходимостью подготовки большего числа педагогов, в настоящее время актуальны вопросы повышения квалификации директоров учреждений среднего образования. Решение этой проблемы - ответственная задача, поставленная перед вузами, в первую очередь перед КазНПУ им. Абая.

Образованная нация – процветающая нация

Большие результаты могут быть достигнуты путем модернизации системы образования Казахстана, если будет выполнено следующее условие: образовательная политика должна быть доказательной, аргументированной, то есть основываться на конкретных данных отрасли. В формировании конкретных мер, направленных на обеспечение равнокачественного образования для всех юных казахстанцев, можно опираться на международный опыт, при этом жизненно важен учет нашего национального контекста в каждом конкретном преобразовании.

Образование - особая отрасль социально-экономической жизни общества, от ее развития зависит будущее нашей страны. Повышение качества образования - несомненный приоритет. Качественное образование для всех – это не просто лестница вверх к конкурентоспособности, а социальный лифт, который позволит каждому гражданину, вне зависимости от места жительства и физических особенностей самореализоваться и активно участвовать в продвижении страны на лидирующие мировые позиции.

Популярное

Все
Краснокнижную птицу, упавшую с неба под Костанаем, выпустили на волю
В столице представили лучшие автомобили, запчасти, комплектующие 400 компаний из 20 стран мира
Большую воду первыми приняли дачи в поймах рек
Весенний автосезон: об амбициях, удобстве и пользе альтернативного транспорта
Железные герои дарят живое участие
Более ста детей из ЗКО продолжат обучение в центре оздоровления в Кызылординской области
Столетняя фронтовичка готовится встретить 9 мая
Кто возьмет миллион?
Студентка из ЗКО после окончания вуза планирует преподавать государственный язык иностранцам
В Астане проходит показ раритетных костюмов, в которых выступали казахстанские чемпионы
Не увидим звезд футбола?
Народная инициатива легла в основу создания музея хлопководства
Как купеческий особняк из кадастра исчез
Не все боевые награды нашли своих героев
Назначения
Знание казахского языка помогло многодетной матери спасти детей из горящего дома
Казахский надо сделать модным – преподаватель
Сделки с недвижимостью следует проверять –эксперт
Отвоевать ребенка у смартфона можно с помощью воды
Целина: как это было
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Токаев поручил обеспечить мониторинг работ по восстановлению жилья для граждан
Лишь 7% территории Казахстана покрыто снегом
На суде Байжанов выкрикнул в адрес Бишимбаева: «Он убийца!»
АПК: в Казахстане очищены 200 км ирригационных сетей
Психологи показали простой способ побороть гнев
Минтранспорта договаривается с узбекскими коллегами о пропуске фур, застрявших близ Кульсары
Ашимбаев выступил на семинаре по использованию Big Data в аналитике
Право на алименты имеют не только несовершеннолетние дети, но и бывшая супруга – юрист
«Казахские» динозавры: узнать, представить, нарисовать, слепить...
Защитник Бишимбаева проявил неуважение к суду
Умер знаменитый итальянский модельер Роберто Кавалли
Спецпоказ полнометражного фильма «Каныш» прошел в Астане
Президент соболезнует в связи с кончиной композитора Абдимомына Желдибаева
Военные билеты перевели в цифровой формат
Данияр Ашимбаев прокомментировал тезисы Токаева о развитии казахстанской науки
Йога, шахматы, вокал: как работают центры для пожилых людей в Астане
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Колоссальный денежный приз может завоевать скакун Кабирхан из Казахстана
Не только веселиться, но и наполнять нравственным содержанием
Архивные кинопленки и фотографии рассказывают о том, как возрождался великий праздник
И жент, и курт «оделись» в шоколад
В Алматинской области высажено свыше 17 тыс. саженцев
Двадцать лет назад Айгуль Жансерикова шагнула не только в мир войлока, но и в креативную индустрию
В Казахстане проживают 1 472 человека с именем Наурыз
Наурыз-коже, ярмарка и много призов: в Астане с размахом отмечают весенний праздник
Дело Бишимбаева: почему свидетель удалил видео с камер наблюдения
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Елена Рыбакина вышла в третий круг турнира WTA-1000 в Майами
Полицейские поздравили детей из приюта с праздником Наурыз в Костанае
В нашем ауле праздник ждали с нетерпением
В Москве неизвестные открыли стрельбу из автоматов в торговом центре
Токаев: Казахстан решительно осуждает террористический акт против мирных граждан в Москве
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
Спикер Мажилиса поздравил с Наурыз мейрамы
Маулен Ашимбаев поздравил казахстанцев с праздником Наурыз

Читайте также

Назначения
О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательн…
О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казах…
Хочешь достичь мира – научи миру

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]