Президент Касым-Жомарт Токаев неоднократно отмечает, что нашей стране необходима диверсификация экономики, переход от ее сырьевой к обрабатывающей направленности. Без такой трансформации невозможны устойчивый экономический рост, повышение благосостояния наших граждан и создание новых постоянных рабочих мест. Приглашенные нами эксперты указывают на проблемы и дают рекомендации по эффективному решению задач, поставленных в настоящее время Главой государства перед Правительством.
– По нашему мнению, на реализацию государственных программ индустриально-инновационного развития повлияло множество факторов.
Во-первых, это недостаточное качество планирования. Так, показатели и целевые значения программ после запуска пересматривались и корректировались. К примеру, в ГПИИР-2 были исключены две задачи, включая «стимулирование предпринимательства и развитие малого и среднего бизнеса в обрабатывающей промышленности», которая, по нашему мнению, являлась одной из ключевых. Также был значительно увеличен объем финансирования, но более чем втрое сокращен объем мероприятий.
Первая пятилетка ГПИИР и вовсе была поставлена на утрату до ее завершения в 2010 году. В ряде проектов наблюдалось недостижение установленных параметров ввиду низкого спроса на продукцию и недостатка финансирования.
Стоит отметить устойчивую тенденцию подхода «сверху вниз» – это система формирования планов или программ развития от укрупненной картины, без полноценного анализа на местах, то есть без перепроверки текущей ситуации «снизу».
Разработчики программ зачастую игнорировали необходимость анализа текущей ситуации, проведения полноценного первичного и вторичного анализа секторов, участников рынков ввиду постановки задачи от Правительства добиться результатов в краткие сроки. Такая спешка зачастую приводит к слабым результатам.
Также налицо проблема шорт-термизма, то есть попытки руководителей добиться какого-нибудь результата в краткосрочной перспективе, фиксации успеха и получения повышения по службе, премирования за такой короткий результат в ущерб долгосрочным инициативам, способным приносить положительный эффект на годы вперед. Частая смена руководства также этому способствует, так как нет приверженности одной генеральной линии.
Во-вторых, необходимо отметить высокий уровень бюрократизации и многоступенчатую процедуру отбора проектов, которая занимала около года. Необходимо в дальнейшем обеспечить повышение прозрачности данных процедур, осуществить цифровизацию, а также разработать четкую методологию отбора проектов в различных секторах.
Мы считаем, что Правительству необходимо внедрить единую систему управления проектами, которая способна обеспечить идентичный подход к оценке проектов, их приоритетам и реализации.
В-третьих, текущая система проектного управления и мониторинга имеет ряд существенных недостатков.
Комплексная оценка социально-экономического эффекта от предложенных инициатив не выполняется, а предлагаемые меры практически не влияют на установленные КПД. Кроме того, отсутствует персональная ответственность уполномоченных лиц за достижение ожидаемых результатов по проектам.
Имеющаяся система мониторинга проектов не позволяет своевременно перенаправлять средства на более рентабельные проекты и реагировать на риски. Также зачастую дополнительное финансирование для АО «БРК» выделялось из Национального фонда РК.