«Казахстанская правда» писала об инициативе Союза писателей Казахстана, его председателя Нурлана Оразалина о необходимости создания в Алматы литературного музея, где были бы сформированы памятные экспозиции классиков и выдающихся современных писателей Казахстана. Пока же с их творчеством можно знакомиться в Государственном музее книги (Алматы), мемориальных домах-музеях и музеях-квартирах, таких известных, как Дом-музей Мухтара Ауэзова в Алматы, музей Жамбыла в Алматинской области, Дом-музей Ивана Шухова в Северо-Казахстанской, Дом-музей Павла Васильева в Павлодаре и других. Писательские музеи созданы в школах, носящих их имена – Бауыржана Момышулы, Адия Шарипова, Дмитрия Снегина в Алматы и так далее.
Хранят память о писателях-земляках и областные историко-краеведческие музеи. В Усть-Каменогорске в Восточно-Казахстанском историко-краеведческом музее собран значительный материал о жизни и творчестве Оралхана Бокеева. Так, сотрудник музея Ольга Тарлыкова в своей статье в журнале «Простор», посвященной юбилею писателя, ссылается на хранящиеся в нем книги, статьи и рукописи, среди которых «Воспоминания о брате» Г. Бокеевой и «Воспоминания об Оралхане» его двоюродной сестры Клары Магзумовой, материал известного писателя-краеведа Станислава Черных «Космодром писателя», а также перевод дневниковых записей писателя, сделанных научным сотрудником музея Г. Мырзахановой.
Сам Оралхан Бокеев писал: «Великая вещь – память. Это и тем нужно, которые живут сейчас, и тем понадобится, кто придет после нас. Иначе что останется после того, как человек проходит отпущенный ему путь?.. Какую память оставим мы завтра о себе?» Писатель оставил после себя достойную память. Это прежде всего его творческое наследие, книги, десятки произведений: повести «Человек-Олень», «Крик», «Огненная арба», «Сказание о матери Айпаре», «Отзовись, мой жеребенок!», «Кербугу», «Бура» и другие, а также пьесы, которые ставились и ставятся ведущими драматическими театрами страны, это фильм, снятый на «Казахфильме» по повести «Человек-Олень».
Оралхан Бокеев сразу стал заметным явлением в советской литературе, его прозу переводили Юрий Домбровский, Анатолий Ким, Виктор Мироглов. Высоко отзывались о нем признанные мастера художественного слова: Чингиз Айтматов, Ильяс Есенберлин, Олжас Сулейменов. Он – лауреат Государственной премии РК, премии Ленинского комсомола Казахстана, премии им. Н. Островского, премий издательств «Молодая гвардия» и «Жалын».
Главным притяжением и в жизни, и в творчестве Оралхана Бокеева оставался родной край – Рудный Алтай и его люди, неизменно становившиеся героями его произведений, пишет Ольга Тарлыкова, приводя слова его выступления: «Я чувствую себя в неоплатном долгу перед всеми, с кем работал, переживал, думал, кто эти все? Люди моей земли Алтая… Чабаны, трактористы, учителя, охотники… Они – труженики… Я их знаю, потому что вышел из их среды. Работал и чабаном, и трактористом. Знаю цену их пота и понимаю, как дорого достается тепло очага… Мне хочется своими книгами заставить современников призадуматься над их судьбами, помнить о них и уметь уважать по-настоящему, всем сердцем».
Рассказывая о книгах писателя, запечатлевших «судьбы дорогих ему земляков, их национальные черты и характеры, обычаи и язык, а также чарующие красоты родного края», она замечает: «Писателю было чуждо высокомерие по отношению к простым людям и в литературе, и в жизни. Да и что значит «в жизни»? Жизнь по Бокееву – это огромная книга, а художественное произведение – всего лишь конспект, сделанный по этой книге». И вспоминает строки Оралхана Бокеева: «Как полна счастья и радости жизнь! О господи, что может быть лучше того, чтобы жить! Пусть трудно, пусть даже пробавляясь безгорестно водой, а не сливками! Пусть даже пешком настигать, а не на коне, эту самую сложную, хитрую, как лиса, жизнь! Какое это благо – быть…».
Ждем ответов читателей на вопросы ([email protected]):
1. Какие книги вы перечитываете, их значение в вашей жизни?
2. Что из казахстанской литературы последнего времени вам запомнилось, остановило внимание?
Ведущая рубрики Любовь ШАШКОВА