фото Игоря БУРГАНДИНОВА
Такой двойной подарок к Дню музыки преподнесла поклонникам Государственная академическая филармония акимата Астаны, на базе которой и создан новый коллектив.
Особенно волнуются юные артисты, которые пока введены только в массовку. Приобщение к большой сцене будет проходить постепенно. Такое решение принял художественный совет филармонии.
– Дети – самая динамичная часть общества, – заметил генеральный директор, художественный руководитель Государственной академической филармонии акимата Астаны Сакен Абдрахманов. – Им предстоит продолжать дело славных предков, беречь и развивать наше богатое культурное наследие. Как знать, может для кого-то из них дебют на сцене детской филармонии станет первым шагом на пути к большому жизненному успеху.
В этом не сомневаются и педагоги начинающих дарований – Гульмира Куттыбадамова, Ернар Нуртазин, Берик Батырхан, Гульбаршин Мукашева, Даулет Муратпеков, Надежда Войнова.
Опера идет на казахском языке, но приключения Канбак-шала настолько зрелищны и забавны, что его поступки и слова понятны каждому и без перевода.
Старик Перекати-Поле. Так на русском звучит имя популярного героя казахских сказок. Хоть и был он легким, как пушинка, и ветер мог его унести в одно мгновение (дедуле даже камень приходилось за пазуху класть, чтобы не сдуло), старик крепок умом, сметлив, находчив и на язык остер.
С Канбак-шалом не справились ни огромные великаны-дэвы, ни хитрющая лиса-обманщица. Сюжет так закручен, что от сцены не хочется отрывать глаз ни на секунду. Несомненное достоинство спектакля в том, что по нраву он придется как детям, так и их родителям, бабушкам и дедушкам. Будет потом, о чем поговорить за семейным чаепитием. Ведь тема добра и зла, плохих и хороших поступков возрастных ограничений не имеет.
Говоря об опере, нельзя не сказать и об ее авторе – композиторе Жолане Дастенове, выдающемся деятеле казахской музыкальной культуры.
Помимо первой детской казахской оперы, написанной им в 1979 году, он автор таких известных произведений, как поэма для оркестра «На Мамаевом кургане», концерта для виолончели с оркестром, сюиты для камерного оркестра «В горах», инструментального трио «Памяти Абая», балетной сюиты…
В своем творчестве он обращается к наиболее древним пластам фольклора и соединяет в своих произведениях интонации казахской, таджикской, уйгурской народной музыки, тем самым объединяя культуры народов Востока. Большое место в творчестве Дастенова занимает мир природы. Его пейзажные зарисовки настраивают на спокойное созерцание и дарят солнечное настроение. Среди музыкальных жанров Дастенов предпочитает инструментальную музыку.
Следует отметить и то, что композитор внес большой вклад в развитие казахской профессиональной музыки и ее пропаганду за пределами республики.
Красоту и глубину яркого музыкального произведения раскрывают для слушателей симфонический оркестр под управлением главного дирижера Ернара Нуртазина, камерный хор – неоднократный лауреат международных конкурсов, руководит которым Гульмира Куттыбадамова, солисты отделения классического вокала и студия современного танца «Артист» Государственной академической филармонии акимата Астаны.
Следующей постановкой детской филармонии станет мюзикл В. Дашкевича «Пеппи» по мотивам сказки Астрид Линдгрен «Пеппи Длинный чулок».