Кинолетопись независимого государства

722

– Александр Федорович, я думаю, вы согласитесь, что подобный рет­ропоказ ценен тем, что позволяет пошагово вспомнить историю, а это особенно важно для поколения, которое пришло к жизни после обретения нашей страной независимости.

– Это действительно очень важно, но, к сожалению, наши зрители практически не имеют возможности видеть такие ленты. Вот я, например, в документальном кино уже более 30 лет, начинал еще в советское время на «Казахтелефильме», и за все это время только канал «КТК» более или менее регулярно показывал документальные фильмы, снятые казахстанскими режиссерами. Правда, тогда там работали другие люди и отсутствовала кровавая чернуха. А вот, скажем, в объединенной Европе существует около десятка телеканалов документального кино, вещающих круг­лосуточно. В России есть специальный канал документального кино и еще практически все каналы постоянно показывают документальные фильмы. У нас почему-то такой практики нет.

– Но ведь фильмы-то снимаются.

– Снимаются, хотя в разы меньше, чем в советское время. И не надо думать, как говорят некоторые, что раньше документальное кино снимало одну политику, это неправда. Я, например, снимал фильмы о Великом шелковом пути, о мавзолее Ахмеда Ясави, о древнем городище Отрар... Тогда на «Казахтелефильме» создавались очень интересные ленты, причем в год выпускалось около 40 фильмов, примерно столько же делалось на «Казахфильме». И получалось, что ежегодно в стране выходило порядка 80 документальных фильмов, из них лишь процентов 10 были политической направленности. Остальные – это порт­реты писателей, художников, передовиков производства, фильмы о нашей природе, экономике, о прошлом и настоящем Казахстана.

И сейчас снимается очень серьезное документальное кино. Интересно работают, например, мои коллеги Бахыт Каирбеков, Игорь Гонопольский, Игорь Пискунов, Ася Байгожина и другие. У них за последние лет 20 тоже накопилось большое количество работ, которые они с удовольствием отдали бы показать.

Что же касается нынешнего показа на канале «СТВ», то я, например, не считаю его ретропоказом, потому что многие фильмы, и не только мои, но и других режиссеров, снятые еще лет десять назад, смотрятся совершенно современно. В этом плане канал попал, как говорится, в десятку, тем более что сейчас огромное внимание уделяется истории независимого Казахстана, вопросам исторического формирования казахского этноса. Не случайно этот показ шел под весьма многозначительной рубрикой «Время независимости». Правда, я не знаю, по какой причине СТВ выбрал из числа других работ мои фильмы, хотя не скрою, мне это было приятно.

– Кстати, эти фильмы я бы объединила под общим понятием «страна и мы», «человек и история», потому что в них история Казахстана показана через судьбы конкретных людей. Например, те же «Прогулки по Алма-Ате» десятилетней давности.

– Да, я снял 6 фильмов под таким названием, где, например, архитектуру города представляли такие прославленные архитекторы, как Олег Балыкбаев, а гулял с ним по городу наш знаменитый танцовщик Булат Аюханов. Об истории Вознесенского собора рассказывала, к сожалению, ушедшая от нас журналист Евгения Доцук, прогуляться по базарам и рынкам я предложил скрипачке Жамиле Серкебаевой, а она пригласила составить ей компанию очень интересного модельера и стилиста Андрея Ткаченко. И они вместе ходили по нашим многочисленным базарам, по супермаркетам, по-своему рассказывая об увиденном. А великолепного диктора Казахского радио Геннадия Марюхина, к сожалению, недавно ушедшего из жизни, я пригласил прогуляться по площадям города.

– Почему именно его?

– Потому что как диктор Гостелерадио он вел репортажи со всех наших площадей, где проходили парады и демонстрации, и, мне казалось, что он лучше всех может про это рассказать. Ведущим фильма об истории алматинского трамвая, который в то время отмечал свой 70-летний юбилей, был один из моих любимых певцов – Лаки Кесоглу. И каждый раз мне было интересно узнать отношение этих людей к предмету их разговора.

– Как вы считаете, режиссер-документалист должен быть лишь фиксатором истории? Вспомните одного из зачинателей советского документально кино Дзигу Вертова с его «Киноглазом». Или это кино предполагает личностное осмысление событий?

– То кино, которые я снимаю, я называю не документальным, а неигровым. Вот вы говорите – фиксация факта, киноглаз, но любой документ, а тем более кино, все равно несет авторское осмысление этого самого факта. Скажем, как только фотограф берет в руки фотоаппарат, он начинает выбирать не только фактуру, но и ракурс. То есть это такое же авторское искусство, зависящее от воли и желания его создателя.

Да, мои герои не играют чужие роли, поэтому это не игровое кино, но в то же время я, как режиссер, придумываю ход, сюжет, идею, я снимаю так, как считаю нужным .Это не съемки скрытой камерой, я ничего не подсматриваю. В то же время такое кино отражает реальные факты нашей жизни, не искажая историю.

– Не вызывает сомнения факт нужности документального или, как вы говорите, неигрового кино, почему же у нас оно делается на уровне энтузиазма?

– Дело в том, что в советское время вся киноиндустрия очень серьезно курировалась отделом пропаганды ЦК КПСС. Кино было важным идеологическим инструментом. Но потом все это было утрачено. Когда мы общались с директором республиканского архива кино- и фотодокументов Аллой Сеитовой, она с грустью говорила, что у них практически ничего нет за десятилетие от 1990 до 2000 года, а ведь это было самое что ни на есть судьбоносное время.

Сейчас, я вижу, этот инструмент у нас намерены вернуть. И это правильно, потому что кино, а я имею в виду хорошее кино, а не ту ерунду, которая заполонила наши телеэкраны, позволяет нам понять самих себя и определить свое место в потоке истории. Ведь хотим мы этого или нет, но все сохраняется в памяти поколений. Я, допустим, горжусь, что снял очень сложное кино о великом писателе Нурпеисове, где он сам рассказывает о себе, о своем понимании родины. И сейчас в нашей стране есть немало потрясающих личностей, о которых надо рассказывать.

– Продолжая тему «человек и история», мне хотелось бы вспомнить ваш фильм о писателе Калтае Мухамеджанове «Скажи мне, кто твой друг…». Это очень интересная работа, уже хотя бы потому, что в фильме представлены классики советской литературы, такие как Чингиз Айтматов, например, или Расул Гамзатов, которые уже ушли из жизни, но кино сохранило их для нас живыми. Кстати, насколько я знаю, фильм “Возвращение Золотого человека” был удостоен специального диплома Международного Союза кинематографистов.

– Я тоже люблю этот фильм, а идея его создания родилась у меня после встречи с Фаридой Бекжановной, женой Калтая Мухамеджанова. И я снял этот фильм через уникальную библиотеку Калтая. Писатель Герольд Бельгер сказал о нем очень хорошую фразу, что Калтай был не только большим писателем, драматургом, он был еще и великим читателем, таких сегодня, к сожалению, становится все меньше. Причем в библио­теке Калтая несколько полок были отведены книгам с авторскими надписями, которые были подарены ему лауреатами Ленинской и Государственной премий, народными писателями Расулом Гамзатовым, Мустафой Каримом, Давидом Кугультиновым, Чингизом Айтматовым и нашими казахстанскими писателями – тем же Герольдом Бельгером, Абишем Кекилбаевым. Все они с готовностью откликнулись на предложение рассказать о Калтае, поэтому фильм и называется “Скажи мне, кто твой друг...”.

И через этих людей я показал великую дружбу не только народов, но и литератур, нашу общую тогда советскую культуру, которую совершенно не оправданно некоторые отбрасывают как нечто ненужное. В этом смысле я поддерживаю предложение нашего Президента Назарбаева серьезно осмыслить нашу историю. И прав Госсекретарь Марат Тажин, когда говорит, что в истории нельзя все мерить через примитивную призму: нравится – не нравится, все хорошо либо все плохо.

– Да, история – дама капризная, она не прощает ошибок.

– Поэтому история требует серьезного осмысления, из нее нельзя выбрасывать страницы, как бы этого некоторым и ни хотелось, например, ту часть, которую Казахстан прожил в составе СССР. Безусловно, это были сложные, трудные, во многом противоречивые годы, но они много дали сегодняшнему Казахстану. Об этом я тоже хотел сказать в фильме о Калтае, я бы назвал эту ленту прекрасным букетом из лучших цветов культур и литератур Советского Союза.

– Александр Федорович, хоть вы и говорите, что уходите от политики, но фильм «Возвращение Золотого человека», на мой взгляд, явно политизирован, ведь в нем рассказывается о наших государственных символах – гербе и флаге.

– Можно назвать его и политическим. Помню, в советские времена была такая книжица, которая так и называлась – «Твой флаг и герб», рассказывающая об этих госсимволах. И я подумал, а почему бы не сделать фильм о символах независимого Казахстана? Шел 1997 год, у нас уже был и свой флаг, и свой герб, но мне захотелось рассказать о них через их авторов. Скажем, думали ли они о том, что Казахстан – это многонациональная страна?

Поэтому я задал им несколько провокационный вопрос: тот мощный орел, который раскинул крылья на нашем флаге, оберегает только представителей титульной нации или всех граждан страны? И мне было очень приятно, когда мои герои говорили, что Казахстан – страна многонациональная и многоконфессиональная, и орел в голубом небе, конечно же, оберегает всех нас. Каждый человек, какой бы национальности он ни был и какого вероисповедания, находится под защитой нашей символики, а значит, нашего государства и нашей Конституции.

А чтобы это не выглядело этакой агиткой, я решил рассказать об этом через судьбы двух людей – моих больших друзей: художника Темира Бегимбета и музыканта, музыковеда Юрия Аравина, которого отец привез в Казахстан еще мальчиком. Оба они, отец и сын – Петр и Юрий Аравины, занимались изучением и пропагандой казахской музыки. Это еще один пример взаимопроникновения наших культур. То есть по большому счету это культурологическое кино, связанное с нашей историей.

– Этот фильм был снят по госзаказу?

– По госзаказу я снял всего два фильма, причем сам инициировал их идею – это фильм о Мухтаре Ауэзове «Трагедия триумфатора», созданный в соавторстве с крупным московским писателем и литературоведом Николаем Аркадьевичем Анастасьевым, и фильм о писателе Абди-Жамиле Нурпеи­сове «Великое безумие пчел», который, кстати, скоро покажут. Вот эти два фильма были профинансированы через Министерство культуры. Мне доставляет удовольствие чувствовать себя независимым человеком, поэтому я снимаю то кино, которое считаю нужным снимать. И даже создавая семь фильмов о Президенте Назарбаеве, ни один из них я не сделал по госзаказу, сняв их на спонсорские деньги.

Я независимый человек, если бы мне было не комфортно жить в Казахстане, я бы уехал, например, в Россию, потому что у меня в паспорте написано, что я русский, или в Польшу, потому что мой отец – поляк, и моя дочь живет в Польше, но я – казахстанец, я люблю эту страну. О ней я снимал и, надеюсь, сниму еще немало фильмов.

Елена БРУСИЛОВСКАЯ

Популярное

Все
Второе рождение трассы
Фуры двинулись в обход мегаполиса
Созданию личного бренда обучат с нуля
Банкротами признаны почти 18 тысяч казахстанцев
Погодные катаклизмы становятся новой нормой
Для развития бизнеса важна господдержка
Усиление амбиций, действий и финансирования
Gakku взлетает к вершинам
В Астане проходит выставка «Зеркало времени»
В шаге от золотых медалей
Синергия партнерства на благо стран и регионов
Оснований для запрета выплат премий не имеется
Центр по трудоустройству соотечественников за рубежом открыли в Туркестанской области
Новобранцы танков не боятся
Из армии – в курсанты и студенты
«Сырный рай» от Натальи Козловой
Сияние Дивали
НПО, медиа и госорганы нуждаются в диалоговой площадке
Выбрали площадки под воздушные гавани
На «Энергетик» обратили внимание
Пассажир в Шымкенте – «заяц» поневоле?
Премий для госслужащих больше не будет
Резкое похолодание ожидается в Казахстане в эти выходные
Юбилей словаря Махмуда Кашгари отметили на родине Абая, Шакарима и Ауэзова
Казахстанцы покоряют американский рынок
Шатры и юрты Великой степи
Памятник собаке хотят установить зоозащитники в Петропавловске
Как защититься от кибератак?
В среднем более одного года жизни проводит за гаджетом каждый семилетний ребенок
Республиканский форум отцов прошел в Кызылорде
Мероприятия, посвященные 800-летию Улуса Джучи, прошли в Астане
Кавалер ордена «Құрмет» Геннадий Насонов уже готовит своих подопечных к выступлению на Олимпиаде-2028
В Усть-Каменогорске появилась новая возможность для занятий иппотерапией
Для продвижения возобновляемой энергетики требуются... возобновляемые нервы
Этой осенью исполнилось 105 лет со дня рождения выдающегося башкирского поэта Мустая Карима
Вместо гаджетов казахстанцы выбирают перекус в компании друзей и коллег
В Библиотеке Конгресса США обнаружена книга Франсуа Пети де ла Круа о Шынгыз-хане
Известной романистке Саре Мынжасаровой исполнилось 100 лет со дня рождения
Как бороться с вредными для здоровья продуктами
Итальянский банк планирует зайти на рынок Казахстана
Ушел из жизни сын известного казахстанского композитора Армана Дуйсенова
Предприятие оштрафовали на 2,9 млрд тенге в Актюбинской области
Ждут туристов в Атырау
В Жамбылской области поэтапно включают отопление
Более 30 лет «пряничный домик» привлекает горожан и туристов в Семее
Запуск экспресс-маршрутов в Астане: названа цена проездных билетов
Отключения света и подачи воды стали обыденным явлением в Алматинской области
Аким Кызылординской области проверил готовность региона к отопительному сезону
«Барьеры мы создаем в своей голове» – параспортсмен
Шымкент меняет трубы: десятки километров теплотрасс заменены в южном мегаполисе
«В условиях дефицита электроэнергии невозможно наращивать экономическую мощь страны» – мажилисмен
Реконструкция близится к завершению
Обувная фабрика мощностью 200 тысяч пар в год появится в Шымкенте
Россельхознадзор нарушает условия Договора о ЕАЭС - депутат Ходжаназаров
Чеченка с казахской душой
Этот день изменил судьбу
Какой должна быть новая концепция национальной истории
Ставки по депозитам населения снижаются – аналитики
Восстановить утраченную популяцию куланов в Костанайской области пытаются ученые
Последняя в этом году сельскохозяйственная ярмарка проводится в Астане

Читайте также

Синергия партнерства на благо стран и регионов
Фуры двинулись в обход мегаполиса
Для развития бизнеса важна господдержка
Усиление амбиций, действий и финансирования

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]