Сегодня участковые инспекторы полиции являются самой многофункциональной службой в системе органов внутренних дел. Они обеспечивают правопорядок, дорожную безопасность, контроль в сфере миграции населения, охраны территории, окружающей среды, благоустройства и многое другое. Участковый вправе осуществлять уголовное производство, самостоятельно налагать взыскания по более, чем 50 составам административных правонарушений. Им контролируется поведение, образ жизни различных категорий судимых лиц, а также семейных тиранов. Он же инициирует перед органами здравоохранения вопросы принудительного лечения лиц с алкогольной зависимостью.
– Глава государства обозначил участкового инспектора полиции ключевой фигурой в национальной сервисной модели полиции. Было поручено законодательно повысить его статус, предоставить ему все полномочия для эффективной работы. В связи с этим уже с июля текущего года участковый наделен правом вносить от имени полиции физическим и юридическим лицам представления об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений, и требовать их исполнения, – сказал исполняющий обязанности председателя Комитета административной полиции МВД РК Алексей Милюк на брифинге в МВД.
По его словам, участковые теперь могут накладывать административные взыскания, к примеру, за то, что несовершеннолетние находятся в развлекательных заведениях в ночное время, а также за нарушение запрета потребления табачных изделий, нарушение административного надзора и создание препятствий для движения транспортных средств. В итоге это позволяет участковым не отвлекаться на поездки к руководству для подписания материалов, а больше времени находиться на своем участке.
Также законодательно закреплен и статус помощника участкового инспектора в качестве неотъемлемого звена этой службы. Сейчас помощники имеют почти все полномочия участкового, за исключением принятия процессуальных решений по уголовным делам. За счет внутренних резервов с июля текущего года начато поэтапное введение должностей для сельских участковых инспекторов полиции.
Особое внимание уделяется и вопросам оплаты труда участковых инспекторов полиции.
– В 2019 году участковым повышена зарплата на 25%, со следующего года планируется повысить ее еще на треть. С июля 2019 года участковым выплачивают компенсацию за аренду жилья, а уже с 1 января это право предоставлено их помощникам, – рассказал Алексей Милюк.
Кроме этого, усилены требования по подбору и расстановке кадров, решаются вопросы материально-технического оснащения службы участковых инспекторов. В ближайшие годы запланировано ежегодное строительство 70–80 участковых пунктов полиции в наиболее удобных для населения местах.
Как отметил спикер, учитывая, что почти 30% рабочих мест сельских участковых находится на удалении от обслуживаемых участков, прорабатывается вопрос об их оптимальной передислокации. Одновременно расширяется сеть существующих стационарных постов полиции.
Кроме того, в эксплуатацию введено специальное мобильное приложение «102», с помощью которого можно сделать аудио- и видеозвонок в полицию, а также направить фото и видеоматериалы по нарушениям.
Между тем поддержка населения является одним из главных условий создания эффективной системы профилактики правонарушений. Переход на сервисную модель полиции прямо затрагивает вопросы ее взаимодействия с обществом.
Рассказал Алексей Милюк и о том, что в стране насчитывается более 23 тыс. лиц с активной гражданской позицией. С их помощью было раскрыто более 2 тыс. преступлений и пресечено свыше 28 тыс. административных правонарушений. На сегодня определен механизм взаимодействия с ними и порядок поощрения таких граждан.
По сведениям министерства, только в 2020 году по представлениям территориальных органов полиции поощрены более 4 тыс. граждан, из которых 3,5 тыс. отмечены денежными премиями. Решения о поощрении принимались специальными комиссиями на основании представлений от начальников территориальных органов полиции.
К слову, с 2018 года условия поощрения изменены. Если ранее сумма поощрения не могла превышать 10 МРП, то сейчас верхний порог снят и максимальный размер вознаграждения могут устанавливать акимы регионов по своему усмотрению, исходя из возможностей местных бюджетов.