В октябре прошлого года постановлением Правительства была принята Концепция формирования перспективных национальных кластеров до 2020 года, которая определяет основные принципы и общие подходы формирования кластеров с учетом Стратегии «Казахстан-2050». Как прописано в данной концепции, ключевым инструментом реализации новой индустриально-инновационной политики второго этапа должен стать кластер.
В концепции определены основные задачи кластерной политики. Будут сформированы благоприятные условия для развития национальных кластеров в традиционных секторах экономики с учетом тенденций и перспектив мирового технологического развития. Также планируется создать национальные кластеры, способные обеспечить устойчивый рост в будущем. Основной акцент будет сделан на формировании инновационной среды.
Предыдущая попытка реализации кластерной политики в республике большинством экспертов была признана неудачной, в том числе потому, что не были проведены ни образовательные мероприятия, ни мероприятия, направленные на повышение уровня информированности участников созданных пилотных кластеров. Принятая же в текущем году Концепция развития кластеров, возможно, будет более успешна, и нам удастся не повторить прежние ошибки.
Следует отметить, что на начальном этапе кластерная политика в Казахстане формировалась на основе двух базовых подходов – кластеры планировали создавать в индустриальных секторах на основе использования природных ресурсов. Другой подход – формирование сервисных кластеров, способствующих укреплению позиций Казахстана в качестве сервисного и делового хаба в регионе Центральной Азии.
На первом этапе кластеризации были выявлены проблемы, связанные с недостаточной готовностью отечественного бизнеса воспринимать кластерные модели, ориентированные на самоорганизацию, как происходит в мировой практике. Кроме того, у компаний отсутствовали мотивы к кооперации и локализации. И самая главная проблема заключалась в дефиците бизнес- и инженерных компетенций.
Эксперты выделяют ряд основных проблем, из-за которых не были достигнуты поставленные цели на первом этапе кластеризации. Во-первых, выбранная модель кластеризации – встраивание недостающих звеньев в цепочке добавленной стоимости, применима только для зрелых рынков. Во-вторых, при реализации запланированных мероприятий участникам кластера не удалось удержать предложенную логику кластерного подхода в полной мере, вследствие чего были неверно расставлены приоритеты. В-третьих, не был определен центральный координатор для создания организационной структуры кластеров.
Институтами развития большое внимание было уделено вопросам развития инфраструктуры и финансовой поддержки. Но, как показывает мировая практика, необходимо сосредоточиться на содержательных вопросах, таких как посевная инкубация бизнеса, формирование «мягкой инфраструктуры» для кластеров, подготовка и обучение квалифицированных кадров, поддержка НИОКР и развитие венчурной индустрии.
В настоящее время сдерживающим фактором в развитии кластеров в Казахстане являются отсутствие спроса и предложения на инновационную продукцию, что приводит к так называемой «технологической ловушке». По состоянию на 2012 год доля инновационной продукции в валовом внутреннем продукте составила менее 2%. Еще одной проблемой является несформированность системы трансферта, генерации и передачи знаний в экономику страны, низкий уровень проникновения открытых инноваций и их использования отечественным бизнесом. Изолированность инновационной политики от регионального развития является препятствием в инновационном развитии страны. Попытки создания технопарков как ядра инновационных систем на местах привели к минимальным результатам. На сегодня основной формой импорта технологий остается покупка технологического и производственного оборудования и комплектующих без приобретения инженерных решений и развития соответствующих компетенций.
В мировой практике в качестве специфичного инструмента коммуникации бизнеса, науки и государства выступает кластер. Он применим в ситуациях, когда имеется дефицитная рыночная позиция, препятствующая развитию определенной отрасли либо имеются барьеры коммуникации между компаниями кластера в части производственной или технологической кооперации.
Сегодня лучшие практики инновационных кластеров сосредоточены в США, странах ЕС и Азии. Здесь широко используется новая модель кластеров, которая основана на управлении компетенциями и инновациями, а не на управлении технологической цепочкой, как ранее. Базовым трендом развития кластерной политики является переход к экономике знаний и замещение концепций промышленных кластеров инновационными.
Если в 1990 и начале 2000 годов кластеры, созданные в странах Азии (Китае, Индии, Сингапуре), больше напоминали промышленно-производственные комплексы, размещенные по принципу последовательного размещения звеньев технологической цепочки, то с середины 2000 годов в государственной кластерной политике этих стран все больше внимания стало уделяться вопросам создания условий для формирования собственных драйверов технологического развития. Различия в подходах при проектировании промышленных и научных кластеров и подобных им структур стали стираться в 2000 годы, когда была сформулирована концепция инновационных кластеров. В основу концепции была положена модель тройной спирали (Triple helix), которая сводится к объяснению необходимости участия трех основных сил в инновационном процессе, а именно университета, бизнеса и государства. Именно их взаимодействие и кооперация могут обеспечить достижение высоких результатов в реализации задач инновационного развития.
В этой схеме кластер представляет собой специфичный инструмент коммуникации, ориентированный на то, чтобы взаимодействие этих сил было эффективным. При этом в европейской практике встречаются интерпретации, в которых основная роль отводится университетам как источникам новых знаний и компетенций.
По мере развития кластерного подхода суть кластерных объединений изменялась и обогащалась. В обзоре Европейской экономической комиссии ООН в качестве основных характеристик кластеров выделены географическая концентрация, специализация, конкуренция и сотрудничество как основные виды взаимодействия между членами кластера, а также вовлеченность в инновационный процесс.
Таким образом, с учетом мировой практики можно выделить две модели кластеров: кластеры производственного типа и инновационные кластеры. Для первой группы базовым процессом и источником инноваций является управление технологической цепочкой. Для второй группы – управление технологическими компетенциями. Именно поэтому среди кластеров нового поколения можно встретить такие, которые не имеют собственной производственной базы для изготовления конечной продукции.
Следует особо остановиться на роли государства в формировании кластерных стратегий. Если первоначально кластеры образовывались исключительно благодаря «невидимой руке рынка», прежде всего при модернизации транснациональных компаний, то в последнее время правительства многих стран стали «выращивать» их по собственной инициативе в рамках государственно-частного партнерства, оказывая этому процессу ощутимое материальное и моральное содействие. Такой подход к кластеризации называется дирижистским, который принес ощутимый доход экономикам таких стран, как Япония, Сингапур, Финляндия и Швеция.
Современная государственная политика в области поддержки кластеров определяется многими национальными особенностями. Она может быть весьма разнообразной и выступать в виде конкретной политики с четко определенной стратегией и выделенным бюджетом, которая охватывает ряд промышленных секторов, а также в виде политики, сфокусированной на некоторых аспектах развития кластеров: сетевые взаимодействия среди бизнеса или между бизнесом и исследовательскими организациями.
Важное значение в реализации государственной поддержки развития кластеров за рубежом имеет формирование специальной инфраструктуры. Данному вопросу в концепции уделено особое внимание. Как определено в концепции, для формирования и развития кластеров нового поколения будет создана полноценная и саморазвивающаяся инновационная экосистема, благоприятная для предпринимательства, исследований и разработок. При этом активная технологическая политика станет основой кластерного развития и модернизации экономики за счет создания системы импорта технологий и коммерциализации с переходом к реинжинирингу зарубежных технологий, а затем – самостоятельной генерации новых технологий и знаний.
Отличительным моментом второго этапа кластеризации является то, что будет обеспечено форсированное формирование инновационного предпринимательства и сектора отечественных высокотехнологичных стартапов, что является важным условием для наращивания инновационной составляющей. В концепции отмечается особая роль технопарков 3-го поколения, которые будут представлять собой платформу для генерации идей, становления инновационных предпринимателей. Их задача – подготовка и вывод на рынок потока конкурентоспособных инновационных предпринимателей и высокотехнологичных компаний. При этом, как отмечено в концепции, научно-исследовательская деятельность должна стать ключевым фактором в развитии кластеров, что будет достигнуто за счет развития вузов нового поколения, инженерного образования, поиска и привлечения талантов.
Многие страны, в том числе лидеры в инновационном развитии, разрабатывают государственные программы и несут огромные финансовые затраты на «выращивание» кластеров. Такие программы практически разработали все страны ЕС. Они реализуются в соответствии с решениями Лиссабонской стратегии с целью внедрения в странах – членах ЕС экономики знаний, способной на основе инновационных кластеров обеспечить конкурентоспособность, превышающую показатели экономик США и Японии.
В Казахстане же в принятой концепции предусмотрена государственная поддержка кластерных инициатив. Так, в рамках действующего Закона «О государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности» и программ «Дорожная карта бизнеса-2020», «Производительность-2020», «Экспортер-2020» будет предусмотрено оказание приоритетной государственной поддержки кластерным инициативам с пересмотром критериев предоставления финансовых и нефинансовых мер поддержки, приоритетное кредитование проектов кластеров институтами развития с разделением рисков между банками второго уровня, институтом развития и заемщиком. Кроме того, поддержка перспективных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок для кластеров через выделение инновационных грантов НАТР и фондом науки, софинансирование крупными предприятиями-участниками кластеров, а также размещение долгосрочных заказов национальными и крупными системообразующими компаниями.
Для дальнейшего развития каждого кластера планируется разработать «дорожную карту», и на ее основе будет сформирована комплексная система экспертно-аналитического и организационного обеспечения кластерной политики. Как результат к 2020 году в стране начнут функционировать инновационные центры международного уровня, будет создана полноценная институциональная инфраструктура кластеров. Если все поставленные в концепции задачи будут реализованы, то в стране наконец сформируются отрасли с высоким уровнем производительности, появится масса креативных предпринимателей, для которых будут функционировать полноценные площадки в виде технопарков и бизнес-инкубаторов нового поколения. Именно такой подход определяет картину развития Казахстана до 2020 года Концепция формирования перспективных национальных кластеров. Поставленные цели будут реализованы только в том случае, если при реализации «кластерной инициативы» второй волны удастся не повторить ошибок 1-го этапа.
Турсунбек ОМУРЗАКОВ,
депутат Мажилиса Парламента, член фракции «Народные коммунисты», доктор экономических наук