Ключевой инструмент в реализации инновационной политики

1158

14 В октябре прошлого года постановлением Правительства была принята Концепция формирования перспективных национальных кластеров до 2020 года, которая определяет основные принципы и общие подходы формирования кластеров с учетом Стратегии «Казахстан-2050». Как прописано в данной концепции, ключевым инструментом реализации новой индустриально-инновационной политики второго этапа должен стать кластер. 

В концепции определены основные задачи кластерной политики. Будут сформированы благоприятные условия для развития национальных кластеров в традиционных секторах экономики с учетом тенденций и перспектив мирового технологического развития. Также планируется создать национальные кластеры, способные обеспечить устойчивый рост в будущем. Основной акцент будет сделан на формировании инновационной среды.

Предыдущая попытка реализации клас­терной политики в республике большинством экспертов была признана неудачной, в том числе потому, что не были проведены ни образовательные мероприятия, ни мероприятия, направленные на повышение уровня информированности участников созданных пилотных кластеров. Принятая же в текущем году Концепция развития кластеров, возможно, будет более успешна, и нам удастся не повторить прежние ошибки.

Следует отметить, что на начальном этапе кластерная политика в Казахстане формировалась на основе двух базовых подходов – кластеры планировали создавать в индустриальных секторах на основе использования природных ресурсов. Другой подход – формирование сервисных кластеров, способствующих укреплению позиций Казахстана в качестве сервисного и делового хаба в регионе Центральной Азии.

На первом этапе кластеризации были выявлены проблемы, связанные с недостаточной готовностью отечественного бизнеса воспринимать кластерные модели, ориентированные на самоорганизацию, как происходит в мировой практике. Кроме того, у компаний отсутствовали мотивы к кооперации и локализации. И самая главная проблема заключалась в дефиците бизнес- и инженерных компетенций.

Эксперты выделяют ряд основных проб­лем, из-за которых не были достигнуты поставленные цели на первом этапе кластеризации. Во-первых, выбранная модель кластеризации – встраивание недостающих звеньев в цепочке добавленной стоимости, применима только для зрелых рынков. Во-вторых, при реализации запланированных мероприятий участникам кластера не удалось удержать предложенную логику кластерного подхода в полной мере, вследствие чего были неверно расставлены приоритеты. В-третьих, не был определен центральный координатор для создания организационной структуры кластеров.

Институтами развития большое внимание было уделено вопросам развития инфраструктуры и финансовой поддержки. Но, как показывает мировая практика, необходимо сосредоточиться на содержательных вопросах, таких как посевная инкубация бизнеса, формирование «мягкой инфраструктуры» для кластеров, подготовка и обучение квалифицированных кадров, поддержка НИОКР и развитие венчурной индустрии.

В настоящее время сдерживающим фактором в развитии кластеров в Казахстане являются отсутствие спроса и предложения на инновационную продукцию, что приводит к так называемой «технологической ловушке». По состоянию на 2012 год доля инновационной продукции в валовом внутреннем продукте составила менее 2%. Еще одной проблемой является несформированность системы трансферта, генерации и передачи знаний в экономику страны, низкий уровень проникновения открытых инноваций и их использования отечественным бизнесом. Изолированность инновационной политики от регионального развития является препятствием в инновационном развитии страны. Попытки создания технопарков как ядра инновационных систем на местах привели к минимальным результатам. На сегодня основной формой импорта технологий остается покупка технологического и производственного оборудования и комплектующих без приобретения инженерных решений и развития соответствующих компетенций.

В мировой практике в качестве специфичного инструмента коммуникации бизнеса, науки и государства выступает кластер. Он применим в ситуациях, когда имеется дефицитная рыночная позиция, препятствующая развитию определенной отрасли либо имеются барьеры коммуникации между компаниями кластера в части производственной или технологической кооперации.

Сегодня лучшие практики иннова­ционных кластеров сосредоточены в США, странах ЕС и Азии. Здесь широко используется новая модель кластеров, которая основана на управлении компетенциями и инновациями, а не на управлении технологической цепочкой, как ранее. Базовым трендом развития кластерной политики является переход к экономике знаний и замещение концепций промышленных кластеров инновационными.

Если в 1990 и начале 2000 годов клас­теры, созданные в странах Азии (Китае, Индии, Сингапуре), больше напоминали промышленно-производственные комп­лексы, размещенные по принципу последовательного размещения звеньев технологической цепочки, то с середины 2000 годов в государственной кластерной политике этих стран все больше внимания стало уделяться вопросам создания условий для формирования собственных драйверов технологического развития. Различия в подходах при проектировании промышленных и научных кластеров и подобных им структур стали стираться в 2000 годы, когда была сформулирована концепция инновационных кластеров. В основу концепции была положена модель тройной спирали (Triple helix), которая сводится к объяснению необходимости участия трех основных сил в иннова­ционном процессе, а именно университета, бизнеса и государства. Именно их взаимодействие и кооперация могут обеспечить достижение высоких результатов в реализации задач инновационного развития.

В этой схеме кластер представляет собой специфичный инструмент коммуникации, ориентированный на то, чтобы взаимодействие этих сил было эффективным. При этом в европейской практике встречаются интерпретации, в которых основная роль отводится университетам как источникам новых знаний и компетенций.

По мере развития кластерного подхода суть кластерных объединений изменялась и обогащалась. В обзоре Европейской экономической комиссии ООН в качестве основных характеристик кластеров выделены географическая концентрация, специа­лизация, конкуренция и сотрудничество как основные виды взаимодействия между членами кластера, а также вовлеченность в инновационный процесс.

Таким образом, с учетом мировой практики можно выделить две модели кластеров: кластеры производственного типа и инновационные кластеры. Для первой группы базовым процессом и источником инноваций является управление технологической цепочкой. Для второй группы – управление технологическими компетенциями. Именно поэтому среди кластеров нового поколения можно встретить такие, которые не имеют собственной производственной базы для изготовления конечной продукции.

Следует особо остановиться на роли государства в формировании кластерных стратегий. Если первоначально кластеры образовывались исключительно благодаря «невидимой руке рынка», прежде всего при модернизации транснациональных компаний, то в последнее время правительства многих стран стали «выращивать» их по собственной инициативе в рамках государственно-частного партнерства, оказывая этому процессу ощутимое материальное и моральное содействие. Такой подход к кластеризации называется дирижистским, который принес ощутимый доход экономикам таких стран, как Япония, Сингапур, Финляндия и Швеция.

Современная государственная политика в области поддержки кластеров определяется многими национальными особенностями. Она может быть весьма разнообразной и выступать в виде конк­ретной политики с четко определенной стратегией и выделенным бюджетом, которая охватывает ряд промышленных секторов, а также в виде политики, сфокусированной на некоторых аспектах развития кластеров: сетевые взаимодействия среди бизнеса или между бизнесом и исследовательскими организациями.

Важное значение в реализации государственной поддержки развития кластеров за рубежом имеет формирование спе­циальной инфраструктуры. Данному вопросу в концепции уделено особое внимание. Как определено в концепции, для формирования и развития кластеров нового поколения будет создана полноценная и саморазвивающаяся инновационная экосистема, благоприятная для предпринимательства, исследований и разработок. При этом активная технологическая политика станет основой кластерного развития и модернизации экономики за счет создания системы импорта технологий и коммерциализации с переходом к реинжинирингу зарубежных технологий, а затем – самостоятельной генерации новых технологий и знаний.

Отличительным моментом второго этапа кластеризации является то, что будет обеспечено форсированное формирование инновационного предпринимательства и сектора отечественных высокотехнологичных стартапов, что является важным условием для наращивания инновационной составляющей. В концепции отмечается особая роль технопарков 3-го поколения, которые будут представлять собой платформу для генерации идей, становления инновационных предпринимателей. Их задача – подготовка и вывод на рынок потока конкурентоспособных инновационных предпринимателей и высокотехнологичных компаний. При этом, как отмечено в концепции, научно-исследовательская деятельность должна стать ключевым фактором в развитии кластеров, что будет достигнуто за счет развития вузов нового поколения, инженерного образования, поиска и привлечения талантов.

Многие страны, в том числе лидеры в инновационном развитии, разрабатывают государственные программы и несут огромные финансовые затраты на «выращивание» кластеров. Такие программы практически разработали все страны ЕС. Они реализуются в соответствии с решениями Лиссабонской стратегии с целью внедрения в странах – членах ЕС экономики знаний, способной на основе инновационных кластеров обеспечить конкурентоспособность, превышающую показатели экономик США и Японии. 

В Казахстане же в принятой концепции предусмотрена государственная поддерж­ка кластерных инициатив. Так, в рамках действующего Закона «О государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности» и программ «Дорожная карта бизнеса-2020», «Производительность-2020», «Экспортер-2020» будет предусмотрено оказание приоритетной государственной поддержки кластерным инициативам с пересмотром критериев предоставления финансовых и нефинансовых мер поддержки, приоритетное кредитование проектов кластеров институтами развития с разделением рисков между банками второго уровня, институтом развития и заемщиком. Кроме того, поддержка перспективных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок для кластеров через выделение инновационных грантов НАТР и фондом науки, софинансирование крупными предприятиями-участниками кластеров, а также размещение долгосрочных заказов национальными и крупными системообразующими компаниями.

Для дальнейшего развития каждого кластера планируется разработать «дорожную карту», и на ее основе будет сформирована комплексная система эксперт­но-аналитического и организационного обеспечения кластерной политики. Как результат к 2020 году в стране начнут функционировать инновационные центры международного уровня, будет создана полноценная институциональная инфраструктура кластеров. Если все поставленные в концепции задачи будут реализованы, то в стране наконец сформируются отрасли с высоким уровнем производительности, появится масса креативных предпринимателей, для которых будут функционировать полноценные площадки в виде технопарков и бизнес-инкубаторов нового поколения. Именно такой подход определяет картину развития Казахстана до 2020 года Концепция формирования перспективных национальных кластеров. Поставленные цели будут реализованы только в том случае, если при реализации «кластерной инициативы» второй волны удастся не повторить ошибок 1-го этапа. 

Турсунбек ОМУРЗАКОВ,
депутат Мажилиса Парламента, член фракции «Народные коммунисты», доктор экономических наук

Популярное

Все
Полицейский спас жизнь ребенку
Ветераны ВОВ получат по 2 млн тенге ко Дню Победы в Алматинской области
У границы фуры ходят хмуро
Лидеры более чем 30 стран призвали к скорейшему расширению сети АЭС
Мирный атом может удовлетворить растущие потребности в электроэнергии
Приток большой воды в Атырау принесет не только беды, но и выгоды
Взрывы утихли, но надолго ли?
Центральноазиатское направление остается приоритетом
Жители Петропавловска возмущены планами точечной застройки
Свет возвращается в села СКО
Закон дает хорошие возможности — эксперт
«Второй трек» дипломатии не пострадает
Вопросы защиты авторских прав обсудили в Астане
Женская сборная по стрельбе из лука впервые выиграла медаль Кубка мира
Неприглядные врата страны
Профессор Кулян Омарова спасла тысячи детских жизней
Он шел на шаг впереди
Неделя «Жасыл аймақ» ознаменовалась высадкой Аллеи волонтеров
Четыре бронзовые медали из Гонконга
Паводки в Казахстане: в Костанайской области выплачивают компенсацию за погибший скот
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Вторая волна паводка ситуацию не ухудшит – ДЧС СКО
Когда в Астане отключат отопление
Врач, которому звонил Байжанов перед смертью Нукеновой, опроверг слова Бишимбаева
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Коммунальщики обратились к жителям Астаны
Студентка из ЗКО после окончания вуза планирует преподавать государственный язык иностранцам
Семья Абдраман стала пионером носочного производства в Кызылординской области
В бане мыли миллионы
Наши гребцы завоевали еще три лицензии на летние Олимпийские игры
Паводки: более 21 тыс. человек вернулись домой
Вопросы госстатистики и управления данными обсудили члены Общественной палаты
Уровень воды в реке Ишим поднялся за сутки более чем на два метра
И свой дом сберег, и соседям помог: история полицейского из Костанайской области
Баку и Ереван впервые договорились по поводу участка границы
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
Отчисленные студенты столичного вуза из Афганистана пытались пересечь границу с РФ
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Колоссальный денежный приз может завоевать скакун Кабирхан из Казахстана
Дело Бишимбаева: почему свидетель удалил видео с камер наблюдения
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Бишимбаев отказался признавать вину в убийстве Салтанат Нукеновой
К единственному роднику приезжают за водой со всего Усть-Каменогорска
Рыбоохранная акция «Бекіре-2024» пройдет в Казахстане
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Перепись архаров началась в Казахстане
Проблемы рационального использования воды обсудили сенаторы с жителями Туркестанской области
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Для меня важно твое счастье: заметки Нукеновой озвучила гособвинитель
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева
На Петропавловск идет огромный поток

Читайте также

Гитару Джона Леннона выставили на торги
В Китае продлили действие "оранжевого" предупреждения
Украденный фрагмент древней статуи вернули Египту
В Англии открыли первую статую Елизаветы II после ее смерти

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]