Конституционная реформа – основа дальнейшего поступательного развития страны

2214
Игорь Рогов, председатель Конституционного совета РК
Ее контуры были окончательно определены по итогам всенародного обсуждения, проведенного по инициативе Главы государства, что позволило глубоко понять сущность и значение предложенных поправок, каждая из которых преследует решение комплекса задач, продиктованных велением времени.

Учитывая особую значимость принятых новаций, Президент Республики направил обращение в Конституционный совет о рассмотрении закона на соответствие Конституции, в том числе установленным ею ценностям, основополагающим принципам деятельности и форме правления Республики.

Конституционный совет подт­вердил, что закон согласуется с Конституцией и не посягает на отмеченные институты и ценности.

Высокую оценку закону дают и зарубежные партнеры нашей страны. Европейской комиссией за демократию через право Совета Европы (Венециан­ской комиссией) на ее 110-й пленарной сессии принято заключение, в котором подчеркивается, что конституционные изменения Казахстана представляют собой шаг вперед в процессе демократизации государства. Реформа задает правильный вектор в дальнейшем развитии страны и свидетельствует об очевидном прогрессе. По мнению комиссии, повышение роли Парламента в целом и палат Парламента в частности, передача некоторых функций Президента республики Правительству, усиление механизмов его подотчетности и подконтрольности Парламенту являются позитивным изменением, которое соответствует логике предыдущих конституционных реформ, проведенных в 1998 и 2007 годах.

Из содержания закона следует, что изменения и дополнения вносятся во все разделы Конституции.

Новая редакция пункта 3 статьи 4 Конституции принята с учетом накопленного опыта взаимодействия национального права и международных актов. Теперь она гласит: «Международные договоры, ратифицированные республикой, имеют приоритет перед ее законами. Порядок и условия действия на территории Рес­публики Казахстан международных договоров, участником которых является Казахстан, определяются законодательством республики». Данные конституционные положения обеспечивают дальнейшее выполнение республикой взятых на себя международных обязательств и согласуются с Венской конвенцией о праве международных договоров 1969 года, к которой Республика Казахстан присоединилась 31 марта 1993 года, в частности, с установленным ею принципом pacta sunt servanda – каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться (статья 26).

В нормативных постановлениях Конституционного совета от 11 октября 2000 года и от 18 мая 2006 года отмечается, что Венская конвенция о праве международных договоров «не определяет порядка исполнения договоров. Это относится к конституционным и законодательным прерогативам государств и вытекает из общепризнанного принципа международного права – суверенного равенства государств».

С созданием на территории столицы Международного финансового центра «Астана» и необходимостью обеспечения эффективного его функционирования связано дополнение статьи 2 Конституции пунк­том 3-1, согласно которому «в пределах города Астаны может быть установлен особый правовой режим в финансовой сфере в соответствии с конституционным законом».

Изменения и дополнения, внесенные по вопросам гражданства (пункт 2 статьи 10), согласуются с конституционными критериями и основания­ми ограничения прав и свобод человека и гражданина (пункт 1 и новая редакция пункта 3 статьи 39 Конституции), а также международными актами, принятыми в рамках ООН. Так, в Конвенции о сокращении безгражданства от 30 августа 1961 года указано, что государство может сохранять право лишать любое лицо своего гражданства по основаниям, предусматриваемым национальным законом, в частности, если оно ведет себя таким образом, что причиняет серьезный вред жизненным интересам этого государства (статья 8).

В заключении Венецианской комиссии Совета Европы по проекту Конституционного закона Франции «О защите нации» (принято на 106-й сессии) указано, что согласно международному праву утрата гражданства может быть предусмотрена национальным правом в случаях причинения серьезного ущерба жизненно важным интересам государства. Государства могут применять эту меру только в исключительных случаях и при соблюдении прямых требований статьи 8.3 Конвенции о сокращении безгражданства от 30 августа 1961 года. Как отметила Венецианская комиссия, лишение гражданства в качестве вспомогательной санкции должно применяться не декретом во исполнение решения Госсовета, а судом или судьей по уголовным делам или специализированным судьей по террористическим делам. Новая редакция пунк­та 2 статьи 10 Конституции Казахстана сформулирована с учетом указанных рекомендаций Венецианской комиссии.

Дополнение пункта 2 статьи 39 Конституции, согласно которому признаются неконституционными любые действия, способные нарушить не только межнациональное, но и межконфессиональное согласие, логично вытекает из содержания таких основополагающих принципов деятельности республики, как общественное согласие и политическая стабильность, казахстанский патриотизм (пункт 2 статьи 1 Конституции), и дополняет другие гарантии мирного сосуществования различных наций и конфессий, предусмотренные в пункте 3 статьи 5, пункте 2 статьи 14, пункте 3 статьи 20 и пункте 2 статьи 40 Основного закона.

Законом расширен перечень особо охраняемых конституционных ценностей: «Установленные Конституцией независимость государства, унитарность и территориальная целостность республики, форма ее правления, а также основополагающие принципы деятельности республики, заложенные Основателем независимого Казахстана, Первым Президентом Республики Казахстан – Елбасы, и его статус являются неизменными» (пункт 2 статьи 91 Конституции). Как отметил в своем решении КС РК, тем самым конституционно подтверждается историческая миссия
Нурсултана Абишевича
Назарбаева в качестве Основателя нового независимого государства Казахстан, обеспечившего его единство, защиту Конституции, прав и свобод человека и гражданина; внесшего благодаря своему конституционному статусу и личным качествам решающий вклад в становление и развитие суверенного Казахстана, в том числе конституционных ценностей Основного закона и основополагающих принципов деятельности республики. Законом предусмотрено обязательное получение заключения Конституционного совета о соответствии изменений в Конституцию указанному требованию до их вынесения на республиканский референдум или на рассмотрение Парламента.

Поправками существенно усилен правозащитный потенциал государства. Наделение Президента Республики правом направления обращения в Конституционный совет о рассмотрении вступившего в силу закона или иного правового акта на соответствие Конституции Республики связывается с интересами защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения национальной безопасности, суверенитета и целостности государства, что вытекает из конституционно-правового статуса Главы государства, закрепленного в статье 40 Конституции.

По инициативе Главы государства исключен пункт 4 статьи 73 Конституции, который предусматривал право Президента республики вносить возражения на решение Конституционного совета и регулировал порядок и последствия их рассмотрения. Принятое решение, направленное на усиление Конституционного совета, мы воспринимаем как проявление высокой степени доверия Президента республики к Конституционному совету, коллектив которого глубоко осознает, что оно повышает ответственность и ужесточает требования к деятельности органа конституционного контроля. Как отмечают многие зарубежные эксперты, благо­даря этим конституционным поправкам Конституционный совет Казахстана теперь по своей компетенции становится равным конституционным судам ряда европейских стран.

Придание конституционного статуса уполномоченному по правам человека в республике и регулирование порядка его назначения и освобождения корреспондируется с положениями пункта 1 статьи 1 и пунк­та 2 статьи 12 Конституции, согласно которым Респуб­лика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы.

Положения об омбудсмене содержатся в конституциях ряда стран: Албании, Австрии, Хорватии, Эстонии, Финляндии, Грузии, Венгрии, Польши, Румынии, России, Словакии, Словении, Испании, Швеции и др.

В заключении Венецианской комиссии по статусу уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан (2007 год) было отмечено, что учреждение уполномоченного по правам человека должно иметь гарантии на конституционном уровне, в которых излагались бы существо характеристик и полномочий данного учреждения и основные условия его назначения, предусма­тривающие выбор этого лица квалифицированным большинством в Парламенте.

Повышение требований к кандидатам в президенты Респуб­лики Казахстан, в частности введение требования о наличии высшего образования (пункт 5 статьи 1 Закона), является обоснованным. В нормативном постановлении Конституционного совета от 9 апреля 2004 года разъяснено, что требования Конституции к гражданам страны, осуществляющим пассивное избирательное право, значительно выше, чем к остальному большинству избирателей, поскольку им предстоит нести бремя законодательствования и государственных решений.

Законом осуществлена демократическая модернизация президентской формы правления посредством усиления роли, самостоятельности и ответственности Парламента и Правительства, перераспределения отдельных полномочий Президента между Парламентом и Правительством.

В соответствии с обновленным пунктом 1 статьи 49 Конституции Парламент «является высшим представительным органом Республики, осущест­вляющим законодательную власть». Данное принципиальное положение подкреплено исключением из компетенции Главы государства полномочий по изданию законов, указов, имеющих силу законов; по осуществлению законодательных полномочий в случае делегирования их ему Парламен­том, а также по даче поручения Правительству о внесении законо­проекта в Мажилис Парламента (пункт 2 статьи 45, пункт 2 статьи 61 Конституции, подпункт 3) статьи 44 Конституции). В то же время за Президентом республики сохраняется право законодательной инициативы и право определять приоритетность рассмотрения законопроектов, означающее, что они должны быть приняты Парламентом в первоочередном порядке в течение двух месяцев (пункт 2 статьи 61 Конституции).

Законом расширена роль Мажилиса Парламента при формировании Правительства. Премьер-министр после консультаций с Мажилисом Парламента вносит представление Главе государства о кандидатурах членов Правительства. Исключение предусматривается для должностей министров иностранных дел, обороны и внутренних дел, которые назначаются и освобождаются Президентом самостоятельно (новая редакция подпункта 3) статьи 44 Конституции).

Принципиальным нововведением является норма, устанавливающая сложение Правительством своих полномочий перед вновь избранным Мажилисом Парламента (изменение в пункт 1 статьи 70 Конституции), что вполне логично, когда Правительство формируется при активном участии политических партий, представленных в Мажилисе.

Существенно усилены контроль­ные полномочия Парламента и его палат за деятельностью Правительства и его членов. С этой целью установлено, что Правительство в своей деятельности ответственно перед Президентом и Парламентом. Премьер-министр теперь обязан докладывать об основных направлениях деятельности Правительства и его важнейших решениях не только Президенту, но и Парламенту. Палаты Парламента наделены правом по итогам заслушивания отчета члена Правительства большинством не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов принимать обращение к Президенту республики об освобождении от должности министра в случае неисполнения им законов. В таком случае Глава государства освобождает от должности члена Правительства.

Упразднено право Президента Республики отменять либо приостанавливать действие актов Правительства и Премьер-министра, что повышает самостоятельность и в то же время ответственность Правительства.

Правительству переданы полномочия Главы государства по утверждению государственных программ, единой системы финансирования и оплаты труда работников для всех органов, содержащихся за счет государственного бюджета, которые будут осуществляться Правительством по согласованию с Президентом.

В статье 86 Конституции введено новое требование, согласно которому полномочия маслихата прекращаются досрочно Президентом республи­ки после консультаций с Премьер-министром и председателями палат Парламента. Это означает, что при принятии такого решения появляются элементы коллегиальности, которая призвана обеспечить его законность и обоснованность.

Полномочие по определению порядка назначения или избрания на должность, а также освобождения от должности акимов иных административно-территориальных единиц передается в известной мере от Главы государства Парламенту, который будет осуществлять его путем принятия закона.

Реформой корректируются конституционные основы судебной системы и прокуратуры. В пункте 3 статьи 79 Конституции установлено, что требования к судьям судов рес­публики определяются Конституционным законом.

Новая редакция статьи 81 Основного закона предполагает уточнение функций Верховного суда – вместо положения об осуществлении надзора за деятельностью местных и других судов определено, что Верховный суд в предусмотренных законом случаях рассматривает отнесенные к его подсудности судебные дела.

В принятой редакции пунк­та 1 статьи 83 Конституции закрепле­но, что прокуратура от имени государства осуществляет высший надзор за соблюдением законности в установленных законом пределах и формах, а также прямо указано, что она представляет интересы государства в суде и от имени государства осущест­вляет уголовное преследование. Тем самым более четко очерчены контуры прокурорского надзора, пределы которого будут определяться законом. Это дает возможность регулировать объем полномочий прокуратуры без внесения каждый раз поправок в Конституцию.

Все эти меры позволяют снять проблемы, периоди­чески возникающие при модернизации правоохранительной системы, а также создать конституционную основу для углубления преобразований.

Перераспределение полномочий между ветвями власти, как отметил Конституционный совет, не затрагивает основы президентской формы правления и статус Президента как Главы государства, его высшего долж­ностного лица, определяю­щего основные направления внутренней и внешней политики государства, символа и гаранта единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина, обеспечивающего согласованное функционирование всех ветвей власти и ответственность органов власти перед народом.

Не все поправки, предложенные для всенародного обсужде­ния, были приняты. Учитывая негативную позицию определенной части общества, Главой государства было принято решение об исключении изменений в статью 26 Конституции и сохранении ее действующей редакции. Следует отметить, что предложенные в данную статью поправки были юридически корректными. Венецианская комиссия в своем заключении выразила сожаление исключением на стадии внесения в Парламент поправок в статью 26 Конституции по вопросам права собственности, которые, как она считает, соответствуют международным стандартам.

Выступая в Парламенте, Президент республики обратил внимание на необходимость более тщательного изучения данного вопроса, проведения разъяснительной работы и достижения компромисса.

Современные темпы развития Казахстана в контексте проводимых реформ порождают необходимость глубокого осмысления идей и принципов конституционализма, степени их распространения и динамики реализации в национальном законодательстве. Конституция как основная форма воплощения этих правовых постулатов является высшим политико-правовым актом, регулирующим осново­полагающие общественные отношения, и ее дальнейшее совершенствование в соответствии с глобальными вызовами и потребностями развития государст­ва является необходимым и востребованным. Содержание Основного закона государства должно отражать как общечеловеческие, так и национальные идеалы, соответствовать запросам социально-экономической, политической, культурно-гуманитарной и других сфер жизнедеятельности общества и государства.

25 января в своем Обращении к народу Глава государства отметил, что «программа реформ – это наш ответ на вопрос, в каком направлении пойдет Казахстан. Ответ ясный и последовательный – в сторону демократического развития».

Популярное

Все
Взрыв в Иране: Токаев выразил соболезнования
Большая вода: спасатели работают в СКО круглые сутки четвертый день
Гвардейцы вынесли детей из горящего дома в Караганде
Глава Казахстана поздравил президента и народ ЮАР с Днём свободы
Школьное питание: Минздрав применяет новые подходы госконтроля
В Казахстане стартовало профилактическое мероприятие «Безопасная дорога»
Начато возведение крупного металлургического завода
Почему огородик в Шымкенте стал дороже сайрамского гектара?
Гвардеец мечтает озвучить Парад в Астане
Инвесторы предлагают построить несколько линий ЛРТ между Алматы и областью
Штормовое предупреждение вновь объявлено в Казахстане
Президент назначил новых послов в Монголии, Дании и Шри-Ланке
Токаев освободил от должности посла в Монголии
Удивительная судьба Масима Якубова
Акимат выделит деньги на дорогу к туркомплексу в Жамбылской области - прокуратура
Школьное меню: прокуратура ЗКО отменила госзакупки на сумму на 70 млн тенге
Гурбангулы Бердымухамедов прибыл с визитом в Казахстан
Неформальная встреча Токаева и Бердымухамедова состоится в Туркестане
Токаев и Бердымухамедов посетили мавзолей Ходжи Ахмеда Яссауи
Цифровизация учета газа в Шымкенте: объявлены первые результаты
Движение на двух проспектах Астаны ограничат в связи со строительством LRT
«Краткая история Шынгыз-хана» издана на русском и английском языках
Токаев поздравил христиан с праздником Пасхи
Новая гробница найдена в Египте
Двое участников полумарафона скончались в Алматы
Как отдохнут казахстанцы на майские праздники
Казахстан – драйвер укрепления сотрудничества ЕС и ЦА
В хаосе городской застройки Уральска разбирался Антикор
Жительница Карагандинской области отсудила 10 млн тенге за проданный ей автомобиль с дефектом
Ветерана войны поздравили со 100-летним юбилеем
Мощное землетрясение зафиксировано в Таиланде и Мьянме
Самый отдаленный район Жамбылской области получит новый импульс развития
Туристический сезон стартовал в Туркестане
В Уральске трое неизвестных украли деньги из терминала
Экономическое развитие двух областей рассмотрели в правительстве РК
Результаты нужны, но переформатирование важнее
Qarmet подключится, и газ подешевеет
Ставка на справедливость и доверие
Улицы в честь ветеранов Великой Отечественной войны планируют назвать в Шымкенте
Акимат Алматинской области ответил на жалобу автомобилистов
Инновационный завод в Мангистауской области: от науки к практике
В Талдыкоргане 15 человек уже год ждут купленные «по предзаказу» телефоны
Нацгвардия отдала дань памяти военнослужащим Казбата
Пятибалльное землетрясение произошло на юге Казахстана
Ерлан Суттибаев назначен заместителем Управляющего делами Президента РК

Читайте также

Лекарств, выпускаемых в республике, должно быть больше
Соревновались лучшие диспетчеры KEGOC
Деятели «Алаш» о профессионализации казахской молодежи
Ледовый дворец нового поколения

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]