В Казахстане достигнуты определенные успехи в формировании политики защиты и развития бизнеса. Реализуются государственные программы по поддержке и развитию малого и среднего бизнеса, принимаются законодательные акты, сокращающие и упрощающие разрешительные процедуры, совершенствуется система государственного контроля и надзора, снижается участие государства в предпринимательской деятельности.
Однако, несмотря на принимаемые меры, практика деятельности субъектов предпринимательства показывает, что на повестку дня постоянно выносятся вопросы, связанные с многочисленными административными барьерами. Один из них – значительный объем различной информации и отчетности, требуемой от бизнеса. Исполнение подобных требований, устанавливаемых госорганами путем нормативного закрепления, несомненно, влекут временные, а следовательно и финансовые затраты бизнеса, на проблемы которого в этой части пока не обращено должного внимания.
Более того, в связи с разграничением полномочий между уровнями государственного управления сегодня регулирующим госорганам дана возможность самостоятельно ввести излишне жесткие требования для предпринимателей, связанных с представлением определенных сведений и отчетности. Такая практика может стать значительным фактором торможения развития малого и среднего предпринимательства, способствовать созданию потенциальных условий для возникновения конфликта интересов, так как определение приемлемости сведений, отчетов зависит от конкретного должностного лица, а также причинить предпринимателям прямой материальный ущерб в виде финансово-временных издержек и оплаты штрафных санкций в случае непредставления в срок определенной информации и документов.
Любая отчетность – это прежде всего административный барьер, предполагающий выделение значительных финансовых средств на оплату стоимости труда сотрудников, которые исполняют инструкции по заполнению отчетных форм и изучают нормативно-правовую базу, стоимости услуг внешних организаций и сторонних организаций по консультированию.
Работа по сокращению издержек бизнеса, связанных с предоставлением отчетности в органы власти, проводится большинством развитых стран мира. Анализ международного опыта показывает, что реализация программ по оптимизации форм отчетности позволяет снизить или ограничить издержки бизнеса. Во многих развитых странах ключевой задачей стало обеспечение оптимального баланса между практической значимостью и полезностью получаемой информации для государственных органов и административными издержками хозяйствующих субъектов на предоставление этой информации.
Для расчета тяжести издержек некоторыми развитыми странами используется голландская модель стандартных затрат. Эта модель позволяет путем проведения анализа законодательства и последующего опроса субъектов регулирования определить реальную стоимость временных и финансовых затрат, вызываемых конкретными регуляторными актами, в том числе обязательствами, связанными с предоставлением отчетности.
Расчет затрат позволяет оценивать эффективность реформ в конкретных сферах путем сопоставления издержек до проведения реформ и после. При этом могут оцениваться затраты как всех субъектов регулирования (предприниматели, социальные группы), так и государства.
Голландская модель показала свою жизнеспособность и была использована при проведении реформ не только в Нидерландах, но и в таких странах, как Германия, Дания, США и многие другие.
В международной практике один из самых первых и самый глубоко проработанный вариант работы с информационными обязательствами предпринимателей – практика исполнения Акта об уменьшении бумажного оборота (Paper Reduction Act) от 1980 года, принятого в США, который также дает четкое определение издержек, связанных с информационными инструментами. Издержки определяются как «время, усилия или финансовые ресурсы, выделяемые субъектами для подготовки, поддержания или предоставления информации любому агентству федерального правительства, включая ресурсы для: (А) изучения инструкций; (Б) приобретения, установки и использования технологий и систем; (В) изменения существующих методов исполнения уже ранее существовавших инструкций и требований; (Г) поиска источников данных; (Д) заполнения и пересмотра сбора информации; (Е) передачи информации.
В Европейском союзе в рамках оценки регулирующего воздействия проводится обязательная оценка издержек бизнеса в случае введения новых форм отчетности. Проекты изменений требований к предоставлению отчетности вместе с оценкой издержек бизнеса публикуются в Интернете для проведения публичного обсуждения. Кроме того, в Великобритании и ряде других стран органами власти ежегодно разрабатываются программы и планы мероприятий по оптимизации издержек бизнеса, связанных с предоставлением отчетности. По результатам их реализации в свободном доступе размещаются публичные отчеты, демонстрирующие общественности достигнутые результаты.
Словом, в мировой практике накоплен большой опыт по внедрению принципов «умного регулирования», направленного на сокращение административных барьеров, в том числе и сфере снижения издержек бизнеса, связанных с предоставлением отчетности.
Существующая же в Казахстане неэффективная и трудоемкая система отчетности субъектов предпринимательства стала для последних одним из административных барьеров, препятствующих нормальному функционированию и развитию бизнеса.
В целом казахстанское законодательство имеет определенную регуляцию этого вопроса. В частности в Предпринимательском кодексе РК под информационными инструментами понимаются механизмы предоставления информации государственным органам или иным лицам, в том числе посредством формы сведений, выписок, деклараций, уведомлений, иных заполняемых субъектами предпринимательства документов, предоставляемых госорганам в связи с началом осуществления, осуществлением или прекращением деятельности или действий.
В свою очередь Концепцией государственного регулирования предпринимательской деятельности до 2020 года (постановление Правительства РК от 18 апреля 2014 года № 380) предусматривается проведение в Казахстане преобразований информационных инструментов, основная задача которых – существенное сокращение отчетности и иных информационных требований, исполняемых субъектами предпринимательства. Указанной концепцией также устанавливается цель реформирования информационных инструментов – это упорядочение их применения, ликвидация дублирования и сокращения издержек.
Анализ действующего законодательства показывает, что основная нормативная правовая база на законодательном уровне уже существует и перспективные цели совершенствования информационных инструментов установлены.
Тем не менее в целях четкого определения последующих стратегических шагов нашего государства представляется необходимым установить алгоритм поступательных действий политики снижения административных барьеров, связанных с информационными инструментами, путем внесения соответствующих изменений в Концепцию государственного регулирования предпринимательской деятельности до 2020 года.
В связи с этим представляется возможным на основе международного опыта с учетом казахстанской специфики развития бизнеса сформулировать рекомендации и закрепить их в вышеуказанной концепции.
По аналогии с законом о разрешениях и уведомлениях полагаем возможным закрепить на законодательном или подзаконном уровне единый и исчерпывающий перечень информационных инструментов, в рамках которых будут утверждены обязательства субъектов предпринимательства по представлению информации государственным органам, потребителям и на внешние ресурсы (сайт, маркировка), в том числе с закреплением принципа, что никто не вправе требовать от юридических лиц предоставления информации, не предусмотренной в перечне.
Для осуществления отдельных государственных функций государственными органами зачастую запрашивается информация у субъектов предпринимательства, получение которой возможно на открытых порталах госорганов или через портал электронного правительства, без обременения и участия предпринимателей по повторному заполнению отчетности.
Введение новых информационных инструментов в перечень влекущих административные издержки предпринимателей необходимо осуществлять только через прохождение процедуры анализа регуляторного воздействия (анализ выгод и издержек вводимого регуляторного инструмента или связанное с ним ужесточение) в целях рассмотрения обоснованности и целесообразности их принятия.
Решение вопросов, связанных с оптимизацией и систематизацией информационных инструментов, внесет весомый вклад в работу по снижению административных барьеров в предпринимательской деятельности и приведет к качественному улучшению ситуации в сфере взаимодействия государства и бизнеса.