​Кто программирует транспортный коллапс?
Любовь Доброта

Пассажирские перевозки в Шымкенте давно стали головной болью для местных властей и предметом постоянного недовольства горожан, уставших ездить в переполненных старых и грязных автобусах, движение которых по маршруту не отличается регулярностью. Владельцы транспортных компаний, от которых ждут и требуют перемен, в свою очередь утверждают: при нынешних подходах к организации работы общественного транспорта надеяться на лучшее вряд ли стоит.

Ситуация с городскими автобусами настолько обострилась, что к проблеме подключилась областная палата предпринимателей, организовав на площадке департамента АДГСПК выездное заседание совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции. Представителям управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Южного Казахстана, отдела пассажирского транспорта и автомобильных дорог, ТОО «Центр диспетчерской службы», ОЮЛ «Ассоциация «Южавтотранс», предпринимателям было что сказать друг другу по поводу проблем, накопившихся в сфере пассажирских перевозок.

Первое препятствие, с которым сталкиваются пассажирские автотранспортные компании, состоит, как заявляют их руководители, в принудительном заключении договоров с ТОО «Центр диспетчерской службы» (ТОО «ЦДС»). Созданное в 2006 году со 100-процентным участием государства для оказания диспетчерских услуг, 3 года назад на основании постановления акима Шымкента и договора, заключенного между отделом экономики и финансов акимата и неким физическим лицом, оно более чем наполовину (51% доли уставного капитала) перешло в частные руки.

Транспортники утверждают, что ранее этот человек работал в одном из отделов городского акимата. Но возмущает их даже не это обстоятельство, а тот факт, что перевозчиков вынуждают заключать договоры с диспетчерской ТОО «ЦДС».

Владельцы транспортных компаний наперебой заявляют: IT-компания, у которой ЦДС арендует GPS-оборудование, установила сумму за его аренду в 300 тенге в месяц с одного автобуса. А уже ЦДС перепродает услуги GPS-навигаторов по 130 тенге за каждый день с одного автобуса! Это выливается в огромную сумму, если учесть, что на городские улицы ежедневно выходит свыше тысячи автобусов и микроавтобусов.

Перевозчики нашли компанию, которая предоставляет те же услуги за 1 000 тенге с автобуса в месяц, что практически в 4 раза дешевле, однако, как утверждают руководители транспортных компаний, сотрудники отдела пассажирского транспорта и автомобильных дорог принуж­дают их заключать договоры с ТОО «ЦДС», устраивая бесконечные проверки. Более того, сама диспетчерская служба якобы проводит рейды, выискивает нарушения, оформляет акты без присутствия авто­владельцев и в итоге вытесняет с рынка неугодных перевозчиков в интересах других, более сговорчивых контрагентов.

– Получается, что самые большие коммерсанты у нас – представители госслужбы, – прокомментировал озвученную информацию председатель совета Мелис Сейт­жанов. – Кто, на каком основании, исходя из каких расчетов сформировал стоимость услуг ТОО «ЦДС»? И если, как говорит председатель Ассоциации автоперевозчиков, компании не подписывались под такие условия, то откуда могут быть требования? По сути, получается, городские власти способствуют разорению компаний! Это часть тех системных нарушений, которые в итоге и программируют транспортный коллапс в городе.

Серьезные претензии у перевозчиков и по поводу заключения договоров на организацию регулярных автомобильных перевозок, пассажиров и багажа. Еще 4 года назад прокуратура нап­равляла представление акимату­ Шымкента, предписывающее привести договоры в соответствие с типовым документом, утвержденным постановлением Правительства. Но это требование, говорят транспортники, не выполнено до сих пор, о чем свидетельствует ряд договоров, обнародованных субъектами предпринимательства.

К перезаключению договоров по новой форме, утвержденной приказом и. о. министра по инвестициям и развитию РК от 26.03.2015 года № 348, отдел пассажирского транспорта и автомобильных дорог приступил лишь 2 года спустя, в конце 2017 года.

Но и в них появились вдруг дополнительные требования, изначально не предусмотренные типовым договором. К примеру, в редакции договора, предложенного отделом пассажирского транс­порта и автомобильных дорог, значится норма по использованию на маршрутах автобусов не менее 8 м в длину, хотя в типовом договоре подобного указания нет. Такое требование значится, к примеру, в договоре с компанией ТОО «Бек Сервис».

А вот еще: приобретение новых автобусов перевозчикам вменили производить в течение 180 дней с момента подписания договора, хотя в типовом документе об этом ни слова. Между тем именно такой пункт прописан в договоре, заключенном с ТОО «Санжар-Моторс» 4 января 2018 года. И это притом, что в приложении № 1 к типовой форме договора отмечается: регулярность обновления транспортных средств зависит от срока их эксплуатации.

Ну и практически всех транс­портников обязали заключать договоры с упомянутой выше дис­петчерской компанией, несмот­ря на то что типовым договором такая норма не предусмотрена.

Директор автобусной компании «Санжар-Моторс» Еликбай Токбер­генов считает, что его предприятию, неоднократно приз­нанному лучшим перевозчиком Южно-Казахстанской облас­ти, предъявляются необоснованные требования, не оговоренные договором.

Говорилось и о других нарушениях законных прав и интересов предпринимателей со стороны тех, кто, казалось бы, наоборот, призван соблюдать дух и букву закона.

Только вмешательство палаты предпринимателей области помог­ло ТОО «КиУ» продолжить работу по обслуживанию маршрута № 93. Сотрудники отдела пассажирского транспорта и автомобильных дорог без объяснения причин и оснований для проверки, без сос­тавления каких-либо актов, изъя­ли на остановках общественного транспорта графики маршрута у водителей 10 автобусов, вынудив их прекратить работу.

– В 2006 году, когда акимат дал задание обновить автобусный парк, я взял в кредит 36 южнокорейских автобусов, – поведал в ходе заседания свою историю разорения директор ТОО «КиУ» Отебай Тойбол. – В 2010-м меня снова заставили обновить парк, я закупил еще 10 новых автобусов. В 2013-м, когда акимат снова потребовал обновить автобусы, я отказался, и после этого у меня заб­рали маршруты – из оставшихся двух меня вынудили отдать еще один. Это очень серьезный удар, так как я взял кредиты для покупки автотранспорта, и мне их нужно выплачивать. А как зак­рыть 168 миллионов кредитных долгов одним лишь маршрутом?

История Отебая Тойбола – далеко не единичный случай.

ТОО «Орион» и вовсе пришлось в суде доказывать свое право на организацию регулярных перевозок пассажиров и багажа по марш­руту Абай – Шымкент – Абай. Маршрут удалось отстоять, но в декабре 2017 года последовал очередной деструктивный шаг. Договор с ТОО «Орион» на право осуществления перевозок по марш­руту Кызымшек – Шымкент – Кызымшек был расторгнут. Причиной послужило… да, вы верно догадались: неисполненное требование по обновлению автобусов.

В палате предпринимателей тщательно изучили ситуацию. Оказалось, что свидетельство на обслуживание маршрута было выдано на два автобуса, один из которых – резервный. Сейчас экс­перты изучают экономическую сторону вопроса, чтобы выяснить: можно ли при эксплуатации лишь одного автобуса обновить парк за два года?

– Создается впечатление, что работа отдела транспорта акимата Шымкента выпала из поля зрения властей и всех других надзорных органов, – был вынужден заявить член экспертного совета Владимир Накисбаев. – Очевидно, что акиматом Шымкента нарушен принцип одинакового подхода ко всем игрокам на рынке пассажирских перевозок. Предлагаю палате официально проинформировать об этом акима города.

В итоговой резолюции члены совета предложили внести изменения в действующее законодательство о транспорте и правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, полагая, что проведение конкурсов на право обслуживания маршрутов регулярных внутриреспубликанских автомобильных перевозок пассажиров и багажа следует перевести в электронный формат.

Еще одно предложение касалось включения представителя регио­нальной палаты предпринимателей в состав предконкурсной комиссии, комиссии по рассмот­рению конкурсных предложений, их оценки и определения победителей конкурса на право обслуживания маршрутов.

Также члены совета рекомендовали палате предпринимателей Южного Казахстана направить в областную прокуратуру, департамент Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции письменное ходатайство о создании совместной рабочей группы по проведению анализа и мониторинга уже состоявшихся конкурсов на право обслуживания городских транспортных маршрутов. 

Популярное

Все
Таксист увёз девушку за город в Караганде
Военные действия в Украине: четыре месяца и миллионы судеб
Как министру несладко пришлось
ЖКХ: реформа не остановилась
Министр просвещения Казахстана Асхат Аймагамбетов открыл карагандинцам свою мечту
Приживется ли нулевая технология на юге Казахстана?
Как предупредить рак кожи в летние месяцы
COVID снова бьет по курортам мира
Житель Семея обнаружил оружие древних воинов вблизи города
"Наехали" даже союзники
Ежедневно творить чудеса на грани жизни и смерти
И за, и против
Французов призвали незамедлительно ограничить энергопотребление
А в сказке все бывает!
Эксперты ведущих "мозговых центров" стран Центральной Азии встретились в Нур-Султане
Кто кому дорогу переехал?
Теплая зима позволила вернуть деньги жителям Шымкента
Мой робот – мой друг
На высокой скорости
Книга подобна воде – пробьет дорогу везде
Заболеваемость COVID-19 растет. Ждать ли ограничений, ответили в Минздраве РК
Ограничить покупку и продажу рублей в обменных пунктах предложил мажилисмен
Убившая родную мать актюбинская школьница впервые рассказала подробности преступления
Стали известны подробности убийства подростка в Алматы
Отстрел 80 тысяч сайгаков планируется разрешить в Казахстане
Сильный ветер сорвал кровли более чем 40 домов и школ в Акмолинской области
Замглавы горздрава Алматы уволили после скандального видео
Поразительное мужество проявил невероятно скромный полицейский из Петропавловска
Организаторам разрекламированной блогерами финпирамиды вынесли приговор в Казахстане
Пропавший подросток найден мёртвым в Алматы
Брал на дело, потратил на кудалык
"Halyk Bank обязали выплатить каждому казахстанцу от 500 тыс. тенге" – на рассылку ответили в Минфине
Депутат резко раскритиковал новые правила подушевого финансирования детских кружков
Ситуация по коронавирусу в Казахстане на 23 июня
Любой вызов может обернуться трагедией: как работают казахстанские герои в погонах
Через тернии – к мечте стать полицейским
Спецрепортаж: мирное небо Казахстана в надежных руках
100 тысяч тонн сахара дополнительно запросил Казахстан у других стран
Умер певец Юрий Шатунов
Какие проблемы казахстанского здравоохранения требуют срочного решения
Отцу погибшего от рук террористов казахстанского солдата подарили автомобиль
Закон РК «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан»
Отверткой в сердце: очевидцы рассказали об убийстве пассажира такси в Каскелене
Появилось видео последнего прыжка казахстанца для ролика в TikTok в Актау
Известные казахстанцы высказались о прошедшем референдуме
45-градусная жара придет в Казахстан
Шура спел на улице в Нур-Султане
Дефицит казахстанского газа через три года спрогнозировал министр энергетики
Уникальные материалы об истории Казахстана привезли из-за границы
Папа Римский сделал заявление насчет Казахстана
Выступление Токаева в Петербурге вызвало большой резонанс в казахстанском обществе
"Мальчик 3 часа избивал девочку в детском центре развития": возбуждено уголовное дело
Чем грозит Казахстану "лихорадка" мирового продовольственного рынка
Евросоюз выступил с заявлением о референдуме в Казахстане
Цены на бензин марки АИ-95 могут вырасти в Казахстане
О Токаеве пишут влиятельные СМИ многих стран после выступления на ПМЭФ
Что осталось от Аральского моря, показал космонавт с борта МКС
Как матери семерых детей удается возглавлять республиканскую общественную приемную партии "AMANAT"
Национальный курултай – возрожденная традиция для Нового Казахстана
"У меня свои счета со Сталиным": воспоминания о Санджаре Джандосове

Читайте также

Статьи
И за, и против
Статьи
Мой робот – мой друг
Статьи
А в сказке все бывает!
Статьи
Сессия сдана

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]