
В последние годы в нашей стране появилось много центров интеллектуального развития детей, языковых и репетиторских курсов, сотрудники которых обучают малышей в возрасте от 3 до 7 лет азам письма, чтения, математики и другим предметам.
Учебно-развлекательные программы таких заведений довольно обширны. Они включают игры, творческие и музыкальные уроки, занятия по развитию мелкой моторики, воображения, фантазии. Здесь также преподают ментальную арифметику, обучают лепке из пластилина, шахматам, развивают память, логическое и абстрактное мышление. Цены на услуги курсов предшкольной подготовки разнятся в зависимости от комплекса услуг и регионов (в Алматы и Нур-Султане дороже, чем в областных центрах), диапазон – от 10 тыс. до 75 тыс. тенге в месяц.
Развивающие студии становятся своего рода альтернативой детским садам, где в старших группах также ведется подготовка к поступлению ребятишек в первый класс школы. Разница лишь в том, что в дошкольных учреждениях (как в государственных, так и частных) обучение ведется строго по госстандартам, тогда как в центрах подготовки первоклассников могут применяться любые методики, на выбор руководства и самих педагогов.
Сегодня многие молодые родители задаются вопросом: отдать ребенка на платные курсы или заниматься с ним самостоятельно дома? Мнения опрошенных нами экспертов оказались схожими. К примеру, детский психолог из Алматы Баян Чемботаева считает, что адаптация к школе сродни подготовке к социуму, и родители должны заранее побеспокоиться о том, чтобы их дети умели общаться со сверстниками. Кроме того, нынешний первоклассник уже при приеме в учебное заведение должен уметь читать, писать, знать счет. От того, как он сдаст первые экзамены, будет зависеть дальнейшая его школьная судьба.
По словам специалиста сферы дошкольного образования Ольги Рудометовой, важно, чтобы занятия проводились в игровой форме. Желательно также посещение творческих кружков. Главное – не создавать стрессовых ситуаций, не перегружать малышей объемом информации, учитывая, что в их нежном возрасте дети нацелены больше на игру, а не на учебу.
Словом, подготовка нужна, и взрослые могут обучать свое чадо в развивающих центрах, детском саду либо дома. Это личный выбор каждого. Но, выбирая индивидуальное домашнее обучение, нужно понимать, способен ли родитель терпеливо и грамотно привить ребенку необходимые навыки? Этот процесс не должен вызывать раздражение, взаимное недовольство и разочарование.
Что касается качества знаний, получаемых ребятами на платных курсах, то, как сообщила председатель родительского комитета Алматинской области Дания Кыдырбаева, претензий по этому вопросу к ним не поступало. Спрос рождает предложение, поэтому и появляются обучающие центры. Важно, чтобы они гармонично развивали детей.
Аналогичного мнения придерживается учительница начальных классов школы-гимназии № 38 поселка Отеген-батыра Жанар Мухамадиева. По ее словам, ребенку нужно дать не только определенный объем знаний и навыков, но и с помощью специальных методик и технологий разбудить его фантазию, любознательность.
– Сотрудники подготовительных центров должны стараться сделать учебный процесс интересным и доступным для своих подопечных, – убеждена педагог. – Тогда дети легко погружаются в предмет, у них развиваются память, речь, они учатся быстро принимать решения.
Уже четвертый год подряд Жанар Канатбековна внедряет в начальной школе 7 модулей Кембриджской программы преподавания. Это инновационная методика, развивающая у детей критическое и логическое мышление, лидерские качества, рациональность. На уроках проводятся дебаты и диспуты, дети попарно и в группах разрабатывают и защищают собственные исследовательские проекты. Ключевая идея – обучение через диалог, использование интерактивной доски, информационно-коммуникативных технологий.
По оценкам специалистов, сегодня в школах учителя-новаторы делают ставку на индивидуальный подход, видят в каждом маленьком человечке прежде всего личность, способную к творческому росту. Самое главное – малыши любят такие занятия, в которых акцент больше делается на самостоятельную работу ученика. Аналогичную методику можно применить и в дошкольных образовательных центрах.