Места все меньше, поток людей несет вглубь салона автобуса. Чувствую, как перехватывает дыхание, грудная клетка сдавлена. Развернуться нет возможности: вокруг – спины, рюкзаки, подмышки, а люди все продолжают протискиваться, толкаясь, вперед…

5600
Наталия Хомс

В те несколько минут, что мы ехали до следующей остановки, вместе с автобусом, кажется, «тронулась» и я. На просьбы хоть как-то подвинуться или развернуться мои соседи по несчастью либо не реагировали, либо отвечали грубо. От недостатка кислорода голова начала кружиться, я пыталась безуспешно «глотать» воздух.

фото: Игоря Бургандинова

Стало страшно. В горле комок, в ушах шум, навернулись слезы. Почувствовав, что автобус останавливается, я начала судорожно расталкивать людей вокруг, хрипло крича: «Выпус­тите меня!» На что, конечно, получила шквал неодобрения и замечаний о моей ненормальности. Пробравшись, как Джон Сноу в «Битве бастардов», сквозь множество тел – благо, живых, хотя такими они не казались, – я практически выпала из автобуса. И побежала… Просто вперед, куда глаза глядят, а глядели они, честно сказать, плохо, потому что ревели. От обилия свежего морозного воздуха опять стало дурно, пришлось остановиться, отдышаться, прийти в себя на ближайшей лавочке…

Так прошла моя первая и, очень надеюсь, последняя в жизни паническая атака. Даже руки все еще немного трясутся, когда вспоминаю. А если представить, что на моем месте мог оказаться маленький ребенок, совсем страшно становится.

Вы скажете, что можно же было взять такси, пусть и за приличную сумму, и по-своему будете правы. Но тогда я, увы, рассуж­дала по-другому. Автобуса не было 45 минут, а дорога домой занимает чуть больше двух часов, и это с пересадками. К тому же – час пик, все машины стоят, свободна только выделенная полоса для общественного транс­порта. Выбора особого не было. Оттого я, отключив всякую логику, как в тумане, шла домой… пешком. До ночи.

В свое оправдание могу сказать, что в это время в какой автобус ни залезешь – окажешься в той самой «бочке с селедками».

«Почему так?» – хотелось бы узнать. Поэтому, собственно, и пошла задавать вопросы в бывший LRT, который сейчас ТОО City Transportation Systems.

Проблему перегруженности общественного транспорта в ТОО признали, даже назвали конкретное время – «утренний час пик» (7.30 – 9.00) и «вечерний» (17.30 – 20.00), когда люди едут на работу, в школы, университеты и назад, а также участки – проспекты Мәңгілік Ел, Кабанбай-батыра, Туран, Богенбай-батыра, улица Сарайшык. Причем любая нештатная ситуация на этих участках приводит к последовательной загрузке ближайших улиц.

Основной же причиной сложившейся ситуации обозначили дефицит более 900 водителей и 400 автобусов. Всего в столице с миллионным населением курсируют 1 113 автобусов.

– Работа по обновлению автобусов с учетом закупа нового подвижного состава перевозчиками ведется на постоянной основе. По мере поступления автобусов будут проводиться мероприятия по выводу из эксплуатации старых моделей. В прошлом году частными автобусными парками были закуплены и введены в эксплуа­тацию новые автобусы взамен пятнадцати старых. В 2023-м коммунальным и частными автобусными парками планируется закуп новых автобусов, который полностью упразднит дефицит подвижного состава, – рассказал заместитель директора департамента координации транспорта ТОО CTS Адиль Сайынов.

А вот о том, как вообще распределяется количество автобусов по маршрутам, мы, пожалуй, не узнаем никогда: некоторых на той же карте 2gis – как муравьев, а по какой-то линии едут три несчастных автобуса, причем медленно так едут, зачастую даже в одну сторону.

Такое ощущение, что формирование расписания – это новый вид колдовства против пассажиров. Как правило, согласно размещенной на остановках информации, заканчивает работу общественный транспорт в районе 23.00 часов. На деле же дождаться автобус после девяти вечера, особенно на правом берегу зимой, – что-то из разряда «миссия невыполнима».

«Расписание маршрутов составляется департаментом координации транспорта. На сегодняшний день маршруты курсируют с 06.00 до 23.00, что подразумевает полное завершение движения маршрутов на конечных остановочных пунктах. Поэтому имеются остановки, где автобусы завершают движение, к примеру, в 21.15. Просим учесть данный аспект при планировании поездок», – объяснили в CTS.

Смущает и схема движения многих маршрутов. Добраться из одной точки города в другую на одном автобусе, без двух, а то и трех пересадок тяжело. Есть районы, где из одного в другой вообще нельзя никак попасть на общественном транспорте. Допустим, из моего края на левый берег едут только два автобуса, один из них – пущенный недавно № 45, а второй – вечно забитый № 53. Причем очень старый, дребезжащий 53-й курсировал до ЭКСПО еще во время проведения самой выставки. Мы тогда сильно удивлялись, что власти вообще позволили такому автобусу «показываться» в столь новомодном районе. Впрочем, ничего с тех пор не изменилось.

Что же касается водителей, то, согласно данным CTS за март, их численность составляет 1 525 человек. Казалось бы, сложив два и два, можно сказать, что водителей больше, чем автобусов... Но не все так просто.

– Высокий уровень текучес­ти кадров в автотранспортных предприятиях связан с повышенным уровнем стресса, бытовой неустроенностью и другими сопутствующими причинами. Как следствие, наблюдается переход специалистов на другие предприятия транспортной отрасли, в службы такси и частные перевозки. В настоящее время наши водители пользуются большим спросом на грузоперевозках в странах Восточной и Западной Европы, – уточнил Адиль Сайынов.

Вообще-то говоря, первая причина, о которой, конечно же, умолчали – низкая зарплата водителей, оттого и спрос на вакансии низкий.

– Одна из причин создавшегося кадрового дефицита водительского состава с категориями «D» и «DE» – требования к стажу водителей по предшествующим категориям и подкатегориям транс­портных средств, обозначенные статьей 74 Закона РК «О дорожном движении» и соответствующими подзаконными актами. Для получения прав на управление транспорт­ными средствами категорий «D» необходим возраст не менее 25 лет, стаж работы водителем не менее пяти лет, в том числе не менее трех лет стажа управления транспорт­ными средствами, относящимися к подкатегории «D1» (до 16 мест), – пояснил представитель CTS.

Сложно, выходит, быть водителем автобуса. И платят мало, и работа тяжелая, но ведь умуд­ряются они даже гонки устраивать. Когда дороги свободные, что нынче – удовольствие редкое. Парадокс получается: автобусов не хватает, водителей не хватает, а заторов и постоянных пробок – полно! Не чудеса ли?.. И это у нас не самая густонаселенная столица.

Поинтересовалась: что предпринимается для разрешения сложившейся проблемы с транс­портом и дорогами в целом?

«Товариществом для разгрузки улично-дорожной сети разрабатываются решения по организации дорожного движения, которые направляются для дальнейшего рассмотрения в соответствующие ведомства», – туманно ответили в CTS.

Хорошо, что на 27 участках хотя бы есть выделенная полоса Bus Lane (это более 100 км), так бы требовалось не 400, а все 600 автобусов. В планах – внедрение выделенной полосы на других улицах, но и тут проблема: водители личного транспорта выступают со свои­ми претензиями на этот счет.

– В качестве совета: нужно заранее планировать свое время, строить маршрут, пользоваться приложениями, которые покажут загруженность улиц. Просто представьте количество пассажиров автобусов и их равнозначное число, размещенное в автомашинах. Легче пересесть на общественный транспорт, это в разы экономичнее и экологически правильно для города, – считает Адиль Сайынов. – Что касается перс­пективы, то мы рассматриваем внедрение выделенной полосы на Мәңгілік Ел, но только после того, как построят мост с прос­пекта Тәуелсіздік.

К слову, о пользовании мобильными приложениями. Единственным относительно хорошим остается 2Gis. AstraBus «умер» практически сразу после запус­ка, а новое CTS, выпущенное для пассажиров общественного транс­порта, арендаторов паркингов и пользователей велошеринга, установилось, но работать упорно отказывается.

Можно, конечно, обращаться к информационным табло, но они, к сожалению, есть не везде – их по городу всего 201, да и те очень часто «зависают». Хотя работу по улучшению сервиса обещали провести.

Что ж, выходит, будем по старинке ждать по полчаса автобус, надеяться и верить, что влезем…

Ну уж нет! После описанного выше опыта я больше в переполненные автобусы ни ногой! Да, приходится делать до пяти пересадок, где-то пройтись до следующей остановки, иногда платить по 3 тысячи за такси, но нервы все-таки дороже.

Популярное

Все
Ермек Маржикпаев: Будет нелегко, но мы настроены на результат
В Уральске запустят линию по выпуску эмалированного провода
Под вечер начинается смрад
Наша сборная завоевала четыре «бронзы» на IBO 2024
Минцифры  без «белых пятен»
Проблемы с сим-картой и «кредитные помогайки»
Путь к «умному» сельскому хозяйству лежит через центр
В Караганде началась очистка реки Большая Букпа
В супермаркетах Астаны откажутся от полиэтиленовых пакетов
Разгорелся спор по вопросу начисления субсидий фермерам-животноводам
Не мусорка, а настоящая птица Феникс
Что делать, если крыша в многоэтажном доме протекает
Главное, ребята, сердцем не стареть
Памятник фронтовику из Павлодара установили в Беларуси
Пять «единорогов» хотят создать в Казахстане до 2029 года
Казахская песня покорила Италию
Казахстан и стороны Стати урегулировали многолетний спор о нефтегазовых активах
Президент произвел ряд назначений
Наградили за спасение тонущего ребенка
Маулен Ашимбаев высказался о «презентациях вместо реальной экономики»
В Таразе продолжают обновлять общественный транспорт
Информацию о похищении судьи в Астане подтвердила полиция
На востоке республики вдвое увеличен объем ремонта дорог
Сколько выпускников набрало пороговый балл на ЕНТ
Казахстан инициирует закон о семейно-бытовом насилии в рамках МПА СНГ
Казахстан занимает шестое место по количеству туристов, приезжающих в Грузию
Гости из Поднебесной ознакомились с туристическим потенциалом края
13 июля стартует прием заявлений для участия в конкурсе образовательных грантов
Неделя добра продолжается в регионах
У доброго хозяина и озеро икру мечет
Эпос Султана Раева
Не сыпьте соль на сердце
Все, что вы еще не знали об ОСМС
Жалобы астанчан на работу «скорой» обсудили в акимате
Минюст запустил пилотный проект по борьбе с мошенничеством
Поступившие от компаний деньги не по назначению потратили в Актобе
Привокзальную часть города благоустроят в Астане
«Шустрые иголочки» вышивают крестиком и снимают стресс
Микс традиций и инноваций
Сенат Казахстана инициировал закон о противодействии семейно-бытовому насилию в рамках МПА СНГ
Значительного повышения тарифов опасаются жители Северного Казахстана
Шымкентский водоканал, признанный лучшим в стране и СНГ, может стать полностью частным
Личность и наследие Шынгыз-хана остаются в центре внимания ученых
Токаев переговорил по телефону с Путиным
Из почти 40 фонтанов в Атырау работает только один
Судебное реформирование: реалии и перспективы
Строительные рынки переезжают за город
Девушка задушила ребенка и выпрыгнула из колеса обозрения в Алматы
Большую зачистку «мертвых душ» провели  в Костанайской области
WhatsApp-бот против мошенников действует в Астане
Двадцать членов ОПГ доставили в полицию
Эпос «Едиге» и топоним «Кушмурун»: неизвестное об известном
Дело Бишимбаева: астанчанку подозревают в присвоении 100 млн тенге
В Караганде из мусора делают антивандальные люки для колодцев
Аlma mater казахстанской спецслужбы отмечает 50-летие
Три человека погибли в воинской части в Арысе
XVII заседание Молодежного совета ШОС прошло в Астане
Члены самой богатой семьи Великобритании осуждены за эксплуатацию прислуги
12 млн тенге присвоила из бюджета директор детсада в Таразе
Заплатить за «уборку» после паводка отказался отдел ЖКХ Петропавловска

Читайте также

70 медиков привлекли к ответственности за нарушения правил …
Главное, ребята, сердцем не стареть
Памятник фронтовику из Павлодара установили в Беларуси
Что делать, если крыша в многоэтажном доме протекает

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]