Места все меньше, поток людей несет вглубь салона автобуса. Чувствую, как перехватывает дыхание, грудная клетка сдавлена. Развернуться нет возможности: вокруг – спины, рюкзаки, подмышки, а люди все продолжают протискиваться, толкаясь, вперед…

3584
Наталия Хомс

В те несколько минут, что мы ехали до следующей остановки, вместе с автобусом, кажется, «тронулась» и я. На просьбы хоть как-то подвинуться или развернуться мои соседи по несчастью либо не реагировали, либо отвечали грубо. От недостатка кислорода голова начала кружиться, я пыталась безуспешно «глотать» воздух.

фото: Игоря Бургандинова

Стало страшно. В горле комок, в ушах шум, навернулись слезы. Почувствовав, что автобус останавливается, я начала судорожно расталкивать людей вокруг, хрипло крича: «Выпус­тите меня!» На что, конечно, получила шквал неодобрения и замечаний о моей ненормальности. Пробравшись, как Джон Сноу в «Битве бастардов», сквозь множество тел – благо, живых, хотя такими они не казались, – я практически выпала из автобуса. И побежала… Просто вперед, куда глаза глядят, а глядели они, честно сказать, плохо, потому что ревели. От обилия свежего морозного воздуха опять стало дурно, пришлось остановиться, отдышаться, прийти в себя на ближайшей лавочке…

Так прошла моя первая и, очень надеюсь, последняя в жизни паническая атака. Даже руки все еще немного трясутся, когда вспоминаю. А если представить, что на моем месте мог оказаться маленький ребенок, совсем страшно становится.

Вы скажете, что можно же было взять такси, пусть и за приличную сумму, и по-своему будете правы. Но тогда я, увы, рассуж­дала по-другому. Автобуса не было 45 минут, а дорога домой занимает чуть больше двух часов, и это с пересадками. К тому же – час пик, все машины стоят, свободна только выделенная полоса для общественного транс­порта. Выбора особого не было. Оттого я, отключив всякую логику, как в тумане, шла домой… пешком. До ночи.

В свое оправдание могу сказать, что в это время в какой автобус ни залезешь – окажешься в той самой «бочке с селедками».

«Почему так?» – хотелось бы узнать. Поэтому, собственно, и пошла задавать вопросы в бывший LRT, который сейчас ТОО City Transportation Systems.

Проблему перегруженности общественного транспорта в ТОО признали, даже назвали конкретное время – «утренний час пик» (7.30 – 9.00) и «вечерний» (17.30 – 20.00), когда люди едут на работу, в школы, университеты и назад, а также участки – проспекты Мәңгілік Ел, Кабанбай-батыра, Туран, Богенбай-батыра, улица Сарайшык. Причем любая нештатная ситуация на этих участках приводит к последовательной загрузке ближайших улиц.

Основной же причиной сложившейся ситуации обозначили дефицит более 900 водителей и 400 автобусов. Всего в столице с миллионным населением курсируют 1 113 автобусов.

– Работа по обновлению автобусов с учетом закупа нового подвижного состава перевозчиками ведется на постоянной основе. По мере поступления автобусов будут проводиться мероприятия по выводу из эксплуатации старых моделей. В прошлом году частными автобусными парками были закуплены и введены в эксплуа­тацию новые автобусы взамен пятнадцати старых. В 2023-м коммунальным и частными автобусными парками планируется закуп новых автобусов, который полностью упразднит дефицит подвижного состава, – рассказал заместитель директора департамента координации транспорта ТОО CTS Адиль Сайынов.

А вот о том, как вообще распределяется количество автобусов по маршрутам, мы, пожалуй, не узнаем никогда: некоторых на той же карте 2gis – как муравьев, а по какой-то линии едут три несчастных автобуса, причем медленно так едут, зачастую даже в одну сторону.

Такое ощущение, что формирование расписания – это новый вид колдовства против пассажиров. Как правило, согласно размещенной на остановках информации, заканчивает работу общественный транспорт в районе 23.00 часов. На деле же дождаться автобус после девяти вечера, особенно на правом берегу зимой, – что-то из разряда «миссия невыполнима».

«Расписание маршрутов составляется департаментом координации транспорта. На сегодняшний день маршруты курсируют с 06.00 до 23.00, что подразумевает полное завершение движения маршрутов на конечных остановочных пунктах. Поэтому имеются остановки, где автобусы завершают движение, к примеру, в 21.15. Просим учесть данный аспект при планировании поездок», – объяснили в CTS.

Смущает и схема движения многих маршрутов. Добраться из одной точки города в другую на одном автобусе, без двух, а то и трех пересадок тяжело. Есть районы, где из одного в другой вообще нельзя никак попасть на общественном транспорте. Допустим, из моего края на левый берег едут только два автобуса, один из них – пущенный недавно № 45, а второй – вечно забитый № 53. Причем очень старый, дребезжащий 53-й курсировал до ЭКСПО еще во время проведения самой выставки. Мы тогда сильно удивлялись, что власти вообще позволили такому автобусу «показываться» в столь новомодном районе. Впрочем, ничего с тех пор не изменилось.

Что же касается водителей, то, согласно данным CTS за март, их численность составляет 1 525 человек. Казалось бы, сложив два и два, можно сказать, что водителей больше, чем автобусов... Но не все так просто.

– Высокий уровень текучес­ти кадров в автотранспортных предприятиях связан с повышенным уровнем стресса, бытовой неустроенностью и другими сопутствующими причинами. Как следствие, наблюдается переход специалистов на другие предприятия транспортной отрасли, в службы такси и частные перевозки. В настоящее время наши водители пользуются большим спросом на грузоперевозках в странах Восточной и Западной Европы, – уточнил Адиль Сайынов.

Вообще-то говоря, первая причина, о которой, конечно же, умолчали – низкая зарплата водителей, оттого и спрос на вакансии низкий.

– Одна из причин создавшегося кадрового дефицита водительского состава с категориями «D» и «DE» – требования к стажу водителей по предшествующим категориям и подкатегориям транс­портных средств, обозначенные статьей 74 Закона РК «О дорожном движении» и соответствующими подзаконными актами. Для получения прав на управление транспорт­ными средствами категорий «D» необходим возраст не менее 25 лет, стаж работы водителем не менее пяти лет, в том числе не менее трех лет стажа управления транспорт­ными средствами, относящимися к подкатегории «D1» (до 16 мест), – пояснил представитель CTS.

Сложно, выходит, быть водителем автобуса. И платят мало, и работа тяжелая, но ведь умуд­ряются они даже гонки устраивать. Когда дороги свободные, что нынче – удовольствие редкое. Парадокс получается: автобусов не хватает, водителей не хватает, а заторов и постоянных пробок – полно! Не чудеса ли?.. И это у нас не самая густонаселенная столица.

Поинтересовалась: что предпринимается для разрешения сложившейся проблемы с транс­портом и дорогами в целом?

«Товариществом для разгрузки улично-дорожной сети разрабатываются решения по организации дорожного движения, которые направляются для дальнейшего рассмотрения в соответствующие ведомства», – туманно ответили в CTS.

Хорошо, что на 27 участках хотя бы есть выделенная полоса Bus Lane (это более 100 км), так бы требовалось не 400, а все 600 автобусов. В планах – внедрение выделенной полосы на других улицах, но и тут проблема: водители личного транспорта выступают со свои­ми претензиями на этот счет.

– В качестве совета: нужно заранее планировать свое время, строить маршрут, пользоваться приложениями, которые покажут загруженность улиц. Просто представьте количество пассажиров автобусов и их равнозначное число, размещенное в автомашинах. Легче пересесть на общественный транспорт, это в разы экономичнее и экологически правильно для города, – считает Адиль Сайынов. – Что касается перс­пективы, то мы рассматриваем внедрение выделенной полосы на Мәңгілік Ел, но только после того, как построят мост с прос­пекта Тәуелсіздік.

К слову, о пользовании мобильными приложениями. Единственным относительно хорошим остается 2Gis. AstraBus «умер» практически сразу после запус­ка, а новое CTS, выпущенное для пассажиров общественного транс­порта, арендаторов паркингов и пользователей велошеринга, установилось, но работать упорно отказывается.

Можно, конечно, обращаться к информационным табло, но они, к сожалению, есть не везде – их по городу всего 201, да и те очень часто «зависают». Хотя работу по улучшению сервиса обещали провести.

Что ж, выходит, будем по старинке ждать по полчаса автобус, надеяться и верить, что влезем…

Ну уж нет! После описанного выше опыта я больше в переполненные автобусы ни ногой! Да, приходится делать до пяти пересадок, где-то пройтись до следующей остановки, иногда платить по 3 тысячи за такси, но нервы все-таки дороже.

Популярное

Все
Детей ударило током в фонтане в Павлодарской области
Казахстанец захлебнулся, спасая тонущую девушку в Таиланде
Завершился визит Токаева в Турцию
Токаев поздравил казахстанцев с Днем государственных символов
В Астане завершился чемпионат по бочча
Горящий лес в Акмолинской области тушит пожарная авиация (видео)
В Астане состоится международный форум "Астана"
Рекорды, челлендж, автопробег: как в Астане отмечают День государственных символов
Пассажирский автобус протаранил легковушку в Астане: есть пострадавшие (фото)
Казахстанские шахматисты одержали победу в чемпионате Азии
Музыканты военно-оркестровой службы РК поздравили казахстанцев с праздником
Свыше 30 тысяч жителей Актюбинской области одновременно исполнили гимн
Маулен Ашимбаев принял участие в церемонии открытия мечети Султана Бейбарса в Египте
Три человека пострадали в ДТП с автобусом в Астане
Трехлетняя девочка пришла в себя после удара током в фонтане в Аксу
Архив Президента РК готовит многотомный сборник, в котором будут опубликованы документы, касающиеся репрессий 1920–1950 годов
Более 124 миллионов тенге ущерба и 600 пострадавших – таков итог работы проекта MetaGo в Жезказгане
"Отец насиловал своих дочерей" – расследование по заявлению начала полиция в Алматинской области
Эффект разорвавшейся бомбы произвел депутатский запрос Ермурата Бапи
Двое школьников утонули в Актюбинской области
Пенсионерам разрешили снять все накопления в ЕНПФ на покупку жилья и лечение
В Турции стартовал второй тур выборов президента
Астанчанам рассказали, как изменятся маршруты автобусов
В Костанае школьница выглянула в окно и сорвалась
Сильная жара ожидается в некоторых регионах Казахстана 29 мая
Ее биография словно сошла со страниц книги: узница фашистского концлагеря, мама 12 детей, ветеран труда...
Современное рабство
Роль истории в жизни общества
Житель Атырау обошел всех по количеству штрафов за нарушение ПДД
Тело второго ребенка нашли на дне реки Иргиз в Актюбинской области
В окрестностях Жезказгана и Сатпаева выявлено 256 несанкционированных свалок
В Уральске третий день тушат мусорный полигон
Забронировать VIP-госномер на авто стало легче казахстанцам
Узкие дороги, пробки и низкая скорость автобусов: что предлагают астанчане для решения проблемы
Тернистый путь к знаниям
Летчики армейской авиации Сил воздушной обороны Вооруженных сил РК освоили навыки сложного пилотажа
Жительница Сатпаева Ирина Ким самостоятельно выучила казахский язык – без учебников и курсов. Секретного метода нет, помогло общение
В Алматинском соединении Десантно-штурмовых войск прошло торжественное чествование солдат, убывающих домой
Школьные уроки начальной военной подготовки должны формировать у подростков представление о воинской службе и ее огромной значимости
Безвизовый режим с КНР: стоит ли нам бояться своих соседей?
Опасения по поводу возможного увеличения объемов незаконной миграции в связи с планами РК и КНР ввести безвизовый режим по сути своей надуманы
Озвучена средняя пенсия в Казахстане
На окраине столицы, в районе промзоны, происходят настоящие чудеса. Здесь буквально оживают старые советские машины, обретая вторую жизнь
Планы по увеличению срока «безвиза» между РК и КНР до 30 дней вызвали бурное обсуждение в социальных сетях
Женщины должны занять треть руководящих постов в компаниях «Самрук-Казына»
Побег наркоторговки от полицейских в Астане попал на видео
Более 109 млн тенге потрачено на установку девяти детских площадок в Семее, но ни одна из них не отвечает требованиям безопасности
В автобус с пассажирами выстрелил мопедист в Алматы
Почти треть пассажиров общественного транспорта в Астане не оплачивает проезд
Осужденная совершила побег в Алматинской области
Почти в 200 тысяч тенге обошлась иностранцу поездка на такси в Алматы
ВОЗ объявила о завершении пандемии COVID-19: каковы итоги в Казахстане
В Атырау полицейские спасли людей из горящего дома (видео)
В Республиканском штабе  рассказали о поддержке предприятий малого и среднего бизнеса в Казахстане
В Лондоне в Вестминстерском аббатстве короновали Карла III

Читайте также

Маулен Ашимбаев принял участие в церемонии открытия мечети …
Музыканты военно-оркестровой службы РК поздравили казахстан…
Свыше 30 тысяч жителей Актюбинской области одновременно исп…
Рекорды, челлендж, автопробег: как в Астане отмечают День г…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]