В связи с этим актуальным является определение глобальных вызовов для нашей республики в Послании Президента РК Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства». Это десять глобальных вызовов ХХI века: ускорение исторического времени, глобальный демографический дисбаланс, угроза глобальной продовольственной безопасности, острый дефицит воды, глобальная энергетическая безопасность, исчерпаемость природных ресурсов, третья индустриальная революция, нарастающая социальная нестабильность, кризис ценностей нашей цивилизации, угроза новой мировой дестабилизации.
Противостоять всем этим десяти глобальным вызовам могут базовые ценности нашей цивилизации, которые являются основой духовности и культуры, отражают национальные интересы и обеспечивают безопасность общества.
Наряду с этим формирование общего информационно-интеллектуального пространства, взаимодействие разных цивилизаций в режиме диалога создают благоприятные условия для развития и целевого распространения собственного духовно-культурного контента.
В Казахстане имеется опыт мирного сосуществования народов, цивилизаций, культур и различных вероисповеданий в одном государстве. Это наследие определяет корни нашего единства и помогает яснее увидеть свое будущее и противостоять внешним глобальным вызовам. Обозначим несколько факторов, которые помогут противостоять угрозам безопасности.
Первым фактором противостояния глобальным вызовам является внутриполитическая обстановка в нашей республике. Различные этнические группы оценивают межэтнические отношения в регионах их проживания как положительные и доброжелательные. Как и само казахстанское общество, межэтническое взаимодействие в стране за последние годы претерпело значительные изменения. В ходе проведения экономических и политических реформ сформированы новые социальные группы, утверждаются свободомыслие и толерантность. Демократизация общества обеспечила условия для возрождения и развития культуры и языков народов Казахстана. Это развитие происходит на основе гражданской общности всех казахстанских этносов, что способствует гармонизации межэтнических отношений.
Задачи, которые ставились перед Ассамблеей народа Казахстана в период ее создания, на сегодня в целом выполнены. В стране обеспечено равенство всех этносов, возрождение и развитие их языков и культуры. В основном завершены рыночные реформы в экономической сфере, проведена демократизация политической системы.
В свете реализации стратегических задач Стратегии «Казахстан-2050» появился новый взгляд на место и роль Ассамблеи народа Казахстана в нашем государстве, на решение задач, которые являются результатом внутреннего развития и воздействия внешних факторов.
Разрешение любых вопросов государственного масштаба и значения требует особого упорства и настойчивости с учетом предвидения перспектив геополитического развития, исторической важности и научной обоснованности в интересах независимого пути развития государства.
Определяя свои приоритетные направления, Ассамблея народа Казахстана ставит перед собой цели и задачи: укрепление государственности, защиту прав и свобод человека, интересов народа и государства, переход на качественно новый уровень развития, отвечающий требованиям цивилизованного мирового сообщества.
В условиях глобальных вызовов происходит трансформация политических и социально-экономических процессов, и все большая роль отводится этнической составляющей государства. Конфликтологи во всем мире утверждают, что в основе противостояния различных групп в борьбе за ресурсы влияния лежат не этнические или религиозные различия, не этничность сама по себе, а именно социальные, политические, экономические интересы элит, которые прикрываются и маскируются для массового сознания этническими или религиозными признаками.
В современной науке известны разные формы межэтнического противостояния – этнотерриториальные конфликты, этнорасовые погромы и столкновения, акции насилия со стороны неонацистских и экстремистских организаций, случаи этнорасизма по отношению к этническим мигрантам и многие другие разновидности межэтнического несогласия. И в этом аспекте актуальной проблемой остается сохранение межконфессионального и межэтнического согласия в обществе.
Вторым фактором противостояния глобальным вызовам является состоявшаяся модель межэтнического согласия Казахстана. Она состоит в том, что на протяжении веков в стране живет, сохраняя свою этническую самобытность, свою культуру и язык более 100 этносов. Это уникальный пример гуманизма, толерантности казахстанской нации. В стране с полиэтничным составом населения не может быть полноценной гражданской культуры без сформированной культуры межэтнических отношений.
Выработка казахстанской общенациональной идеи – один из факторов, формирующих межэтническую культуру, консолидирующий общество. Возвращение духовных начал в современное казахстанское общество способно восстановить его силы, дать импульс к возрождению.
Сегодня, когда расширились возможности людей найти достойное место в жизни, жизненные ценности связываются с их собственной инициативой и способностью личного выбора. В этих условиях важно укрепление взаимодействия государственных структур с общественными организациями, политическими объединениями и СМИ, которые выражают интересы личности, политических партий, объединений и организаций.
Третьим фактором противостояния глобальным вызовам является языковая политика. Казахский народ всегда с уважением и терпимостью относился к языку, религии, культуре, традициям и обычаям, живущих на казахской земле, русских, украинцев, узбеков, киргизов, туркменов, немцев, азербайджанцев, уйгуров, татар, таджиков, каракалпаков, чеченцев и других этнических групп. Сохранение межэтнического и межрелигиозного согласия становится основной обязанностью народа Казахстана. Государство и народ как субъект власти являются гарантами обеспечения конституционных прав и свобод всех граждан.
Этнические группы, живущие на казахской земле, являются частью государственной и единой гражданской общности. Знание государственного языка – обязанность каждого гражданина. Основная обязанность государства – всесторонне разъяснить гражданам значимость государственного языка, создать необходимые условия для его применения во всех сферах общественной жизни.
В сбалансированной языковой политике Казахстана решены вопросы без острых конфликтов и потрясений. Идет естественный процесс овладения государственным языком гражданами страны, особенно молодежью, сохранение высокого уровня знания русского языка. Сохранение языкового богатства Казахстана является особой задачей по развитию этнических языков, традиций, культуры всех этносов. Это условие развития общеказахстанской культуры и важный фактор укрепления единства Казахстана.
В ряду важных мер по сохранению и развитию культур этнических групп, укреплению мира и согласия становится функционирование домов дружбы, финансируемых из государственного бюджета. Также, например, при государственной поддержке, выпускаются 35 газет и журналов на 12 языках, выходят теле- и радиопередачи.
Ежегодно по государственному заказу выпускаются на языках этнических групп Казахстана до 30 книг общим тиражом более 80 тыс. экземпляров. Издается общественно-политический журнал «Достык», в редакционную коллегию которого входят все руководители республиканских этнокультурных объединений, члены Совета ассамблеи.
Четвертым фактором противостояния глобальным вызовам являются аспекты, влияющие на позитивные межэтнические процессы, укрепление национальной политической стабильности, социально-экономическая модернизация народнохозяйственного комплекса, социально-политическая значимость ежегодных Посланий Президента Нурсултана Назарбаева народу Казахстана. Стратегия «Казахстан-2050», в частности, нацелена на поэтапные политические реформы, формирование казахстанского социума как общности граждан разных национальностей на основе их гражданского самоопределения, своевременное реагирование на внутренние и внешние вызовы национальной безопасности, становление Казахстана как субъекта новых геополитических реалий и действующего игрока на международной арене в условиях глобализации.
Важным механизмом консолидации казахстанского общества является сплочение вокруг сильного и динамичного лидера с четким видением перспектив дальнейшего развития. Политика преобразований, осуществляемая Президентом Казахстана, носит консенсусный характер, что способствует мобилизации и сплочению общества и политико-экономических элит в ответственные для страны моменты реформирования.
Пятым фактором противостояния глобальным вызовам являются научный анализ и прогнозирование по вопросам межэтнической стабильности.
Глобальные вызовы и этнические конфликтные ситуации в мире требуют внимательного изучения этнополитических процессов и порождающих их факторов. В данном контексте к практическим проблемам можно отнести недооценку тесной взаимозависимости эффективного политического процесса и межэтнического диалога цивилизаций, а также и уровня овладения гражданами научными политическими знаниями и гражданскими навыками толерантности. Актуальность данной проблемы заключается в том, что политический мир никогда не ограничивался сферой деятельности профессиональных политиков и экспертов.
Современная политическая жизнь диктует актуальную задачу и для казахстанской научно-экспертной работы по межэтническим вопросам. Научно-аналитическая работа в сфере межэтнических отношений сегодня востребована и играет большую роль в воспитании молодого поколения. Главная задача научных аналитиков-экспертов провести исследования, анализировать и прогнозировать ситуацию, на научной основе координировать инновационные механизмы эффективности института ассамблеи.
Думаю, особый социальный смысл сегодня приобретают инновационные технологии производства научного этнополитического знания, которое помогает воспитывать и обучать граждан адекватному восприятию реального мира и умению ориентироваться в нем в качестве активных субъектов политического процесса, быть толерантными и креативными.
Приоритетными задачами научно-экспертных советов при АНК сегодня являются: систематизация и формирование необходимой информационной базы данных по наиболее важным параметрам межэтнической модели развития общества, информационно-аналитическая поддержка исследовательских инициатив ученых, разработка альтернативных программ, концепций по культурной и духовной сферам жизнедеятельности казахстанского общества. Не менее важная задача – изучение общественного мнения посредством анкетирования, опроса и обнародования результатов проводимых исследований через СМИ, регулярное консультирование региональных, районных АНК по тем или иным жизненно важным вопросам политического преобразования в Казахстане.
К эффективной деятельности Научно-экспертного совета и региональных групп АНК можно отнести интеграцию, то есть разработку совместных международных исследовательских проектов по приоритетным направлениям межэтнического вопроса, организацию и проведение международных, республиканских, региональных научно-теоретических и практических конференций, симпозиумов и семинаров, «круглых столов» и иных встреч, в сотрудничесве с общественными организациями, политическими партиями и высшими учебными заведениями.
Полезным представляется и разработка учебников, учебных пособий и программ по этнополитике Казахстана.
Сегодня мы работаем над «Стратегией-2050». В решении поставленных задач и достижении заявленных целей важное значение имеет политика межэтнической толерантности и общественного согласия.
Роза НУРТАЗИНА,
доктор политических наук, профессор ЕНУ им. Л. Н. Гумилева