Наверное, пройдет еще лет 5–6, и горожане напрочь забудут о шумных собраниях, расклеенных в подъездах объявлениях и прочих атрибутах совместного управления домовым хозяйством. На смену традиционному объединению собственников квартир приходит сервисная компания, которая обеспечивает совершенно новый уровень взаимодействия КСК и жильцов. Это конкретное воплощение одного из посылов Президента о том, что в XXI веке главным фактором развития становится непрерывная модернизация всех сфер общества.
Портал Petropavl Open City – одно из направлений программы Smart City, реализуемой в областном центре. С момента его запуска не прошло и года, но он уже доказал свою эффективность, став единой информационной площадкой для взаимодействия собственников жилья, КСК, управляющих компаний, обслуживающих организаций, коммунальных служб и органов власти.
– Главная цель проекта – создание оптимальных жилищных отношений, улучшение состояния жилого фонда, формирование общественного мнения по вопросу содержания жилья и повышения качества коммунальных услуг, – говорит начальник отдела жилищной инспекции Петропавловска Азамат Исахметов. – Создание портала осуществляется из собственных средств ТОО «ЦИОР Интегро», дополнительного финансирования не требуется. Информационное наполнение осуществляется за счет открытых источников, а также на основе данных, предоставляемых государственными органами.
Тесные каморки в подвале подъезда, прием председателем КСК строго в определенные дни и часы – все это в прошлом. Сейчас все взаимодействие по жилищно-бытовым вопросам происходит посредством компьютера или смартфона. Открываешь сайт, вводишь пароль и получаешь доступ ко всей необходимой информации в любое время. Можно оставить заявку, просмотреть отчеты о выполненных по дому работах и даже проконтролировать по фотографиям в формате «до и после» работу дворника за день.
Электронный КСК значительно облегчил жизнь горожанам, но чтобы добиться этого, представителям жилищной инспекции, а также ТОО «Жилищная служба города Петропавловска» – администраторам проекта, компании «Интегро», занимавшейся технической разработкой платформы, пришлось потратить не один месяц на обход домов и разъяснительные беседы с людьми.
– На сегодня мы обслуживаем более 50 домов, собственники квартир очень довольны. Никому же не хочется тратить время, особенно в выходные, или собираться по вечерам, после работы, чтобы обсудить проблемы дома. Теперь все замечания, предложения, вопросы можно оставлять на нашем сайте, – рассказывает специалист ТОО «Жилищная служба» Нурсултан Калиев. – Жильцы могут узнавать о текущих расходах, наличии задолженности, проголосовать при обсуждении каких-то общих вопросов. Платежи отражаются в единой квитанции, в которую вносятся и расходы по коммунальным услугам. Это удобно, контролеру не нужно обходить квартиры и разносить квитанции. Вся информация, в том числе по актуальным изменениям в законодательстве, тарифам, доступна в любой момент.
Система взаимодействия оператора и клиентов выстроена максимально прозрачно и позволяет четко отслеживать работу с заявками. Фиксируется время не только поступления, но и просмотра заявки, ее статус. При изменении статуса на телефон заявителя приходит соответствующее уведомление.
– Мы стараемся максимально оперативно обновлять информацию, – уточняет Нурсултан Арыстанович. – Даем полный отчет о проделанной работе, независимо от ее объема, срочности, будь то замена насосов или устранение течи. Ежедневно выкладываем данные по работе дворника – очистке территории, козырьков подъездов, крыш от снега... Сейчас это актуально для жителей.
Горожане довольны качеством и скоростью обслуживания. Говорят, не надо названивать старшему по подъезду или председателю КСК, пытаться поймать сантехника. Теперь достаточно заглянуть в компьютер или телефон, потратив всего несколько минут, чтобы сообщить о проблеме. В жилищной службе есть и электрик, и плотник, и сантехник, и даже главный инженер. Поступающие заявки оперативно перенаправляются специалистам для исполнения. С оплатой тоже все просто и удобно. Можно воспользоваться платежными терминалами, перевести деньги онлайн с карты, а можно и по старинке оплатить наличными, обратившись в так называемую точку контролера – мини-филиал жилищной службы.
Как подчеркнул Нурсултан Калиев, в тариф за услуги КСК заложены не только текущие расходы, но и затраты на плановые, а также масштабные работы. К примеру, из этих средств оплачивается опрессовка отопительной системы, ремонт подъездов, то есть дополнительно на это жильцы деньги не вносят.
По данным отдела жилищной инспекции Петропавловска, на портале е-КСК зарегистрировано почти 4 тыс. пользователей, это 58 домов. Сейчас ведется работа по подключению к системе еще одной многоэтажки.
Кстати, на базе двух многоэтажек Петропавловска воплощается и другой пилотный проект программы Smart City. Компанией ТОО «KazSmartSys» и АО «Транстелеком» ведутся работы по установке модема, который делает «умными» квартирные счетчики. После установки такого прибора зафиксированные им показания по коммунальным услугам (горячее и холодное водоснабжение, газо-, электроснабжение) будут автоматически через Интернет передаваться на центральный сервер. Из 250 модемов, которые, кстати, изготовлены на одном из заводов Петропавловска, 15 уже установлены.