Понимание того, что программа «Рухани жаңғыру» касается каждого, означает и то, что ты вовлечен в общенародный процесс обновления общества. Каждый может двигаться по пути прогресса и интеллектуального развития. Об этом мы говорим со студентами на занятиях и за пределами аудиторий.
Ребята, осваивая стили речи, работая с текстами, в качестве ярких образцов публицистики изучают разделы статьи Президента «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». В ходе дискуссий ребята приходят к выводу, что главная причина сопротивления модернизации сознания – психологическая. Отсюда же следует вывод, что для большинства иррационально мыслящих людей утвердительный ответ на вопрос: «Могу ли я изменить свой образ жизни?» – представляется невозможным. Инерция стереотипов, давление привычек оказываются сильнее разума, рационального мышления, логики.
Студенты признают, что идея переложить ответственность за собственный неуспех на власти, родителей кажется заманчивой. Но нельзя поддаваться эмоциям. Ребята справедливо полагают, что, делая так, они останутся в прошлом, не изменятся, не признают личную ответственность за происходящее. А прагматичный человек обязан нести ответственность за свои действия, поскольку это и есть «умение жить рационально с акцентом на достижение реальных целей, с акцентом на образование, здоровый образ жизни и профессиональный успех».
Тезисы статьи Главы государства рациональны, убедительны, логичны. Студенты – народ критичный, требующий доказательств тому, что им говорится. Поэтому на занятиях обсуждения проходят бурно, заинтересованно. Когда речь идет о национальной идентичности и открытости сознания, они выделяют такие качества модернизации сознания, как критичность и логика.
«Ты будешь прагматично перенимать опыт передовых стран и народов, учиться – и получать свой наработанный национальный опыт. Получается, национальный код, подкрепленный успешным образованием, служит своего рода фундаментом, на который будут ложиться пласты полезных тебе знаний и опыта других стран», – так размышляют они. Вспоминают, кстати, японцев и китайцев, которые как зеницу ока хранят свои лучшие национальные традиции. И в то же время их открытое сознание, словно губка, впитывает приоритеты западноевропейской цивилизации, достижения американской науки и техники.
Так в свое время мыслитель Абай, призывая общество к переменам, к выходу из архаичного тупика взаимной вражды и тотальной кичливости, предлагал оптимальный, прагматичный выход: нас должен объединить разум – «ақылға бірлік» (шестое слово из «Слов назидания» Абая).
Идет занятие. Монологи сменяются диалогами. Слова «прагматизм», «рациональное мышление», «ақылға бірлік» звучат в ответах студентов, и будем надеяться, что в скором будущем для этих молодых людей слова будут неразделимы с делом.