​Мосты и барьеры
Галина Вологодская

Все дорожает

Ситуация с грузоперевозками оказалась в центре внимания региональной палаты предпринимателей. В результате приостановленного Китаем дорожного сообщения на станции Алашанькоу сроки ожидания пересечения границы растянулись для казах­станских импортеров до 2–3 месяцев. Бизнес терпит убытки, цены на товары растут, инфляция разогревается…

Как отметил заместитель директора по экономическим воп­росам палаты предпринимателей Восточно-Казахстанской облас­ти Аскар Жакупбаев, экспорт-импорт на границе с КНР испытывает перебои на протяжении почти 2 лет.

Ограничения для Казахстана затрагивают как железнодорожный, так и автомобильный транспорт. Срываются контракты, растут расходы на экспедиторские услуги. Соответственно, дорожает все, что ввозится из Поднебесной, – одежда, обувь, бытовая техника, текстиль и другие товары. Как сообщил замдиректора, на сегодня речь идет о росте цен на 40%.

По данным палаты, если до 2020 года по железной дороге из КНР в Казахстан ежемесячно отправлялось по 4 состава из 75 вагонов каждый, то теперь их число сократилось вчетверо. То есть уходит один состав. Кроме того, Китай, как и страны Евросоюза, отдает предпочтение контейнерным перевозкам, когда контейнеры с грузом помещают на специальные платформы.

В среднем через китайскую границу в Казахстан ежемесячно поступает 4 тыс. контейнеров на сумму около 300 млн долларов. При этом платформ в республике всего около 200…

Сложности возникли также и в сфере автомобильных перевозок. На фоне пандемии китайская сторона ввела требование по использованию металлических клетей, чтобы свести к минимуму прямые контакты между людьми. Груз помещают в клеть, с помощью крана ее устанавливают на автоплатформу и точно так же сгружают. При этом на изготовление металлической конструкции нужно время, ее вес снижает допустимый вес партии.

Когда же товар доставлен, клеть зачастую отправляется в металлолом.

На ручном «тормозе»

– В чем издержки? – переспрашивает заместитель директора по экономическим вопросам и поясняет: – Если груз не отправлен, его помещают на хранение, которое обходится предпринимателю в лишних 200–300 долларов.

На границе в районе Алашанькоу стоят сотни грузовиков, которые должны въехать в Казахстан, но китайская сторона отказывается открыть переезд. Объясняется это решение карантином, загруженностью портов и железнодорожных станций, нехваткой свободных платформ для контейнеров. В то же время Китай использует Казахстан как транзитный коридор, поставки грузов в Европу через нашу республику идут без перебоев.

В палате предпринимателей Восточно-Казахстанской облас­ти привели такие данные: в 2020 году транзитом через Казахстан выполнено 12 406 рейсов в Европу, за 7 месяцев 2021 года через Алашанькоу прошел 3 651 поезд, рост поставок из СУАР в Европу составил 35%. Сегодня только в Дуйсбург (ФРГ) из Китая ежедневно прибывают 4 поезда.

С одной стороны, такая статистика говорит о плюсах для нашей экономики – бюджет получает деньги за транзит. С другой – пробуксовка с поставками продукции из КНР крепко бьет по казахстанским компаниям. Например, Усть-Каменогорский конденсаторный завод с 17 июня не может получить со склада временного хранения «Хоргос» необходимые комплектующие. Соответственно, у предприятия срываются поставки его продукции по заключенным договорам, оно попадает под штрафы и пени, несет огромные убытки.

– Мы выступаем в качестве экс­портного коридора, но к себе не можем вывезти товар, – возмутился Аскар Жакупбаев. – Похожая ситуация с грузоперевозками из Казахстана в Китай. Образно говоря, граница стоит на ручном «тормозе». Причем на экспорт жмыха, шрота, подсолнечника, подсолнечного мас­ла и другой продукции у нас ввели квоты. Эти ограничения создали угрозу, что контракты, ранее заключенные нашими экспортерами, могут быть сорваны. Может пострадать деловой имидж республики. Партнеры скажут: «А зачем нам с казахстанцами дело иметь?» Найдут других поставщиков.

Понятно, что перед Правительством стоит задача накормить свою страну. Но если отечественные компании вышли на китайский рынок, там следует закрепиться. В прошлом году запретили экспорт подсолнечника, и восточный сосед тут же нашел других поставщиков. А у нас 12 тысяч поездов по 50 вагонов в тупиках стояли. Бизнес нес чудовищные потери. Позиция палаты предпринимателей Восточного Казахстана такая: нельзя закрывать границу ни в направлении Китая, ни в направлении других стран.

Свои предложения бизнес-сообщество востока страны направило в столицу. Оно рассчитывает на здравомыслие министерств и ведомств. Вместо запретов можно, например, ввести экспортные пошлины. Во всем мире данный механизм позволяет сократить отток стратегической продукции и пополнить бюджет. В свою очередь дополнительный доход можно направить на развитие сельского хозяйства, на субсидирование отрасли переработки.

В соседней России не первый год действует пошлина в размере 30 долларов за каждую тонну экс­порта сельскохозяйственной продукции. В ряде регионов крестья­нам, сдающим те же семечки на переработку местным предприятиям, выдают «пряник» – субсидии.

В целом, по мнению областной палаты предпринимателей, республике необходима четкая стратегия по отношению к поставщикам и переработчикам сельскохозяйственного сырья. Стратегия, основанная на рыночных механизмах.

– Мы поддерживаем весь бизнес, – резюмировал замдиректора областной палаты предпринимателей. – И тех, кто занимается сырьем, и тех, кто его перерабатывает, и экспортеров, и импортеров, и трейдеров. У нас есть компании, которые закупают по контрактам в России 10 тысяч тонн подсолнечника, привозят и дальше поставляют в Китай. Зачем для них устанавливать барьеры в виде квот? Тем более это продукция не наша, это реэкспорт. Предприниматель, закупивший партию, например, семечек, заплатил все налоги и пошлины, пополнил бюджет. И только потом отправил груз на экспорт. У него есть логисты, он создал рабочие места. Вообще, трейдер – это тот человек, который «мосты наводит». Эти люди являются знатоками рынка, играют важную роль в торговле. Главное – они создают деловой имидж нашей страны. С ними недопустима такая политика, что поползли цены на растительное масло – все, вводим запреты или квоты. Мы ждем от Правительства выверенных действий! 

Популярное

Все
30 лет дипломатической службе независимого Казахстана – статья Мухтара Тлеуберди
Не наделять Нацбанк новыми полномочиями порекомендовал эксперт МВФ
Взгляд изнутри: в каком состоянии находится конная индустрия Казахстана
Счастье в каждом доме
В центре внимания – семья и дети
Образцовая сноха, жена и мама
Рейсов много, а нареканий и того больше
Впереди встречи с избирателями
Играть на домбре современные хиты и классику научился казахстанский артист
Закон Республики Казахстан
Как вернуть доверие казахстанцев к власти – интервью с мажилисменом
Ах, как хочется вернуться
Безопасный труд как жизненная необходимость
Каждому по заслугам
Душа казахского народа
Тюркское сотрудничество и научная интеграция
Наша история и наше будущее
Этот удивительный мир
Путь к мечте
Потравить и прикормить: советы дачникам на июль
Заболеваемость COVID-19 растет. Ждать ли ограничений, ответили в Минздраве РК
Таксист увёз девушку за город в Караганде
Ограничить покупку и продажу рублей в обменных пунктах предложил мажилисмен
Отстрел 80 тысяч сайгаков планируется разрешить в Казахстане
Стали известны подробности убийства подростка в Алматы
Сильный ветер сорвал кровли более чем 40 домов и школ в Акмолинской области
Организаторам разрекламированной блогерами финпирамиды вынесли приговор в Казахстане
Пропавший подросток найден мёртвым в Алматы
Депутат резко раскритиковал новые правила подушевого финансирования детских кружков
"Halyk Bank обязали выплатить каждому казахстанцу от 500 тыс. тенге" – на рассылку ответили в Минфине
Спецрепортаж: мирное небо Казахстана в надежных руках
Что происходит с тенге – свежие данные
Новые льготы появились у лиц с инвалидностью в Казахстане – подписан закон
Новые возможности древнего Саурана
Азербайджан намерен перенять опыт работы казахстанских учителей
Почему многие хотят, но никак не могут выучить казахский язык?
Россиянин повесился в дендропарке в Шымкенте
Ситуация по коронавирусу в Казахстане на 26 июня
Каким должен быть "правильный" исследовательский вуз – интервью с главой КАТУ
Пересмотреть ставки некоторых налогов предлагают в Минфине РК
Закон РК «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан»
Появилось видео последнего прыжка казахстанца для ролика в TikTok в Актау
Известные казахстанцы высказались о прошедшем референдуме
45-градусная жара придет в Казахстан
Шура спел на улице в Нур-Султане
Дефицит казахстанского газа через три года спрогнозировал министр энергетики
Уникальные материалы об истории Казахстана привезли из-за границы
Выступление Токаева в Петербурге вызвало большой резонанс в казахстанском обществе
"Мальчик 3 часа избивал девочку в детском центре развития": возбуждено уголовное дело
Евросоюз выступил с заявлением о референдуме в Казахстане
Цены на бензин марки АИ-95 могут вырасти в Казахстане
О Токаеве пишут влиятельные СМИ многих стран после выступления на ПМЭФ
Что осталось от Аральского моря, показал космонавт с борта МКС
Национальный курултай – возрожденная традиция для Нового Казахстана
Стихийный самозахват земель идет в Павлодаре
Решить проблему дефицита воды в Казахстане позволит строительство трансказахстанского канала
Планы по запрету вейпов разъяснили в Миннацэкономики
Лобовое столкновение по вине пьяного водителя попало на видео в Актюбинской области
"Сбежавший" от СМИ аким Кызылординской области рассказал о своих дорогих часах
ООН сменила международное название Турции

Читайте также

Статьи
Впереди встречи с избирателями
Статьи
Счастье в каждом доме
Статьи
Рейсов много, а нареканий и того больше
Статьи
И за, и против

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]