Асель Муканова
Для предотвращения дефицита горюче-смазочных материалов в Казахстане рассматривается ряд мер.
Министр энергетики Болат Акчулаков на площадке СЦК доложил: в 2021 году на трех НПЗ было переработано 17,028 млн тонн нефти, при этом произведено бензинов – 4 812,8 тыс. тонн, дизельного топлива – 4 870, 2 тыс.; авиакеросина – 586,5 тыс., мазута – 2 410,4 тыс. тонн. В текущем году планируется переработать 17,9 млн тонн нефти.
Благодаря стабильной работе НПЗ сформировались комфортные остатки нефтепродуктов: 315 тыс. тонн дизтоплива, почти 300 тыс. бензина марки АИ-92. То есть дефицита основных видов нефтепродуктов в Казахстане нет. Тем не менее запрет на вывоз ГСМ, скорее всего, будет продлен и после мая.
Дефицит, как правило, возникает с зимним дизтопливом и авиакеросином – ежегодно нам недостает примерно 200–300 тыс. тонн того и другого.
– Нужно наращивать перерабатывающие мощности в Казахстане. Для строительства нового завода потребуются достаточно долгое время и средства, поэтому сегодня как один из вариантов мы рассматриваем расширение мощностей на Шымкентском НПЗ. Также мы намерены завершить работу по переходу на увеличенный межремонтный период НПЗ, – сообщил глава Минэнерго.
Расширять мощности завода невозможно без решения вопроса по обеспечению нефтью – потребуются дополнительные меры по увеличению пропускной способности нефтепровода Атырау – Кенкияк до 6 млн тонн.
Сроки ремонтных работ НПЗ будут гармонизированы с обязанностями по отгрузке дизтоплива для нужд аграриев. Отгрузка в южные регионы начнется уже с февраля, ремонт ШНПЗ будет перенесен на ноябрь, а возможно, и вовсе на 2023 год. В перспективе разрабатываемый пятилетний график ремонтов позволит останавливать только один из трех заводов раз в год.
– Помимо просто создания резервов, мы предполагаем в первом квартале создать резерв по нефтепродуктам на базе НК «КазМунайГаз» в объеме 150 тысяч тонн, используя при этом мощности по хранению на базе АО «КТЖ» в объеме до 50 тысяч тонн, в основном это дизельное топливо, – сказал Болат Акчулаков.
Поставленную руководством страны задачу по реформированию системы выпуска и распределения ГСМ планируется решать в первую очередь путем отсечения так называемых непродуктивных посредников. Будут также ужесточены требования к оптовым поставщикам – это касается ограничения нормы прибыли, чтобы не допускать резкого подъема цен, а также признания только тех поставщиков, которые обладают нефтебазами на праве собственности, за исключением Единого оператора и оборота авиакеросина. Рассматривается вариант восстановления биржевых торгов с учетом предельных рыночных цен и ограниченным кругом участников.
– Возможно, биржевая торговля также будет разбита на несколько сессий, чтобы крупные сети АЗС и мелкие сети, владеющие буквально несколькими заправочными станциями, имели возможность торговать раздельно, учитывая масштабность бизнеса. В целом считаем, что это позволит автозаправочным станциям через биржу напрямую покупать ГСМ непосредственно у ресурсодержателей, а не у посредников. Соответственно, это позитивно отразится как на ценовой политике, так и на вопросе доступности ресурсов, – резюмировал министр.
Отвечая на вопросы журналистов, Болат Акчулаков сообщил о подготовке реформирования правил торговли и системы ценообразования на газ.
– В январе мы установили цену на сжиженный газ от 50 до 75 тенге за литр. Но стоимость его производства намного дороже. На сегодняшний день, скорее всего, так же, как и с ГСМ, есть непродуктивные посредники, которые не имеют никаких мощностей, но «сидят» в системе распределения, их однозначно будем убирать. Останутся те, кто занимается производством газа и продает его через заправочные станции. Это даст возможность перераспределить доходность между продавцами и производителями газа, но производители должны получать больше. Пока заводы эти 180 дней будут работать в убыток, государство их не субсидирует, – пояснил министр.