​Муки мукомолов

1588
Любовь Доброта, Шымкент

Зерновой элеватор ТОО «Алтын Дан» непривычно пуст. Мощности комбината позволяют перерабатывать в сутки 1 тыс. тонн зерна. Запасов же пшеницы осталось на пару суток. И это при том, что в северных регионах страны отправки на юг ждут десятки тысяч тонн зерна, позволяющие обеспечить бесперебойную работу крупнейшего мукомольного комбината области на весь год.

– Мы не можем привезти пшеницу, потому что нет зерновозов, даже крытых вагонов нет, и самое главное – нам их никто даже не обещает, – говорит директор ТОО «Алтын Дан» Бахарам Абдукаримов. – Компания «Астык Транс» уже несколько месяцев обслуживает нас с перебоями, а сейчас и вовсе не принимает заявки. В сутки для бесперебойной работы нам надо 15 вагонов зерна, расчет на месяц соответственно идет на сотни.

В сентябре здесь так и не дождались 45 зерновозов с пшеницей. В октябре при заявке 270 вагонов получили только 130, а на ноябрь заказы вообще не принимают, ссылаясь на отсутствие подвижного состава.

В такой же ситуации оказались еще полсотни зерноперерабатывающих предприятий Южного Казахстана. К слову, именно на юге расположена почти половина мукомольных комбинатов страны. За год они сообща перерабатывают около 1 млн тонн зерна. При этом 80% произведенной муки отправляется на экспорт, что составляет более трети от общего объема отечественного экспорта данной продукции. Мукомолы Южного Казахстана поставляют муку в Кыргызстан, Таджикистан, Афганистан, Узбекистан. У каж­дой компании есть договорные обязательства, невыполнение которых предполагает уплату неустойки.

Дополнительные расходы требуются и для того, чтобы заплатить за хранение закупленных объемов зерна в Северо-Казахстанской, Костанайской и Акмолинской областях. Руководитель ТОО «Grain house» Жанна Зубарева говорит, что на предприятии появилась еще одна не предусмотренная расходная статья. За хранение на элеваторе одной тонны зерна надо ежемесячно платить 350 тенге. Компания уже два месяца не может вывезти почти 10 тыс. тонн пшеницы, и в итоге убытки исчисляются значительной суммой.

– С нами в «Астык Транс» даже не хотят разговаривать, ссылаясь на то, что все вагоны ушли в Россию, там большой урожай собрали, и бросают телефонную трубку, – подключается к разговору руководитель ТОО «Пионер» Чингиз Абдиев. – А как нам быть? Останавливать производство? Распускать людей? Что с зерном, за которое сделана предоплата? Как быть с поставкой муки по заключенным с иностранными партнерами контрактам? И как рассчитываться по кредитам? Сплошные вопросы, на которые нет ответов. Четыре года назад, когда создавалось «Астык Транс», нам обещали, что компания выстроит логистическую систему маршрутных поездов и гарантированно обеспечит железнодорожные перевозки зерна более эффективным путем. И вот результат: нет вагонов, нет зерна...

Действительно, совместное предприятие по перевозке зерна создано 8 августа 2013 года на паритетной основе между АО «Қазтеміртранс» и ЗАО «Русагротранс» – крупнейшим оператором России в сфере железнодорожных перевозок зерновых грузов. Тогда же было заявлено, что общий вагонный парк СП составит порядка 10 000 вагонов-зерновозов и позволит перевозить до 9 млн тонн зерна в год. А еще зернопереработчикам обещали, что зерновой рынок Казахстана, страдающий от недостатка транспортных возможностей перемещения зерна как внутри страны, так и на экспорт, с появлением нового казахстанско-российского железнодорожного зернового оператора станет значительно мобильнее. Дескать, объединение усилий не только создаст предпосылки для развития компаний, но и новые возможности для всего аграрного рынка стран Таможенного союза, позволив модернизировать логистические мощности.

Мукомолы Южного Казахстана заявляют, что обещанной четкой работы по транспортировке урожая они так и не дождались, несмотря на то что сначала повысилась стоимость транспортировки, затем железнодорожники объявили о введении новых тарифов на железнодорожные перевозки. Плюс к этому появились новые расходные статьи: тариф за порожний возврат вагона и вознаграждение за услуги транспортной экспедиции...

В порту Актау простаивает порядка 1 100 вагонов. Эту цифру озвучил руководитель АО «НК «Қазақстан темір жолы» Канат Алпысбаев на совещании по организации перевозок зерна нового урожая, состоявшемся в минувшую пятницу. В нем приняли участие представители АО «НК «Продкорпорация», Актауского международного морского торгового порта и морского северного терминала, АО «Астык Транс», а также крупных компаний, занятых на рынке зерна.

– Из-за несогласованных действий между отправителями и получателями грузов образовалось скопление вагонов на припортовых терминалах в ожидании перевалки на судно при экспортных поставках. В итоге возникают сложности при организации перевозочного процесса и оказании транспортных услуг. Для разрешения ситуации в порту Актау необходимо до 1 ноября обеспечить готовность к приему зерна в терминалах, подтверждение фрахта, рационально использовать парк вагонов, – отметил в связи с этим Канат Алпысбаев.

По информации директора департамента АО «КТЖ-Грузовые перевозки» Даулетбека Нигметова, по состоянию на 27 октября текущего года грузоотправителями заявлено к перевозке более 1,2 млн тонн зерна, в том числе на экспорт – 836 тыс. тонн. В октябре текущего года планируется обеспечить погрузку более 800 тыс. тонн. Имеющимся парком зерновозов можно обеспечить перевозку до 1 млн тонн зерна в месяц при условии соблюдения норм оборота вагонов.

Срок простоя вагонов в ожидании погрузки в среднем увеличился с 2 до 5 суток и зачастую до 15 суток. Это связано с одномоментным предъявлением зерна к перевозке, без учета технических возможностей инфраструктуры и планирования перевозок имеющимся подвижным составом. В результате идет потеря погрузочных ресурсов и создается искусственный дефицит вагонов.

Между тем в Южном Казах­стане на потребительском рынке уже подорожала мука. В среднем один килограмм этого продукта первой необходимости стоит теперь на 2 тенге дороже...

Популярное

Все
Бибисара Асаубаева стала второй на Гран-при ФИДЕ в Тбилиси
В Экибастузе до сих пор не могут побороть гнус
Основатель Telegram Павел Дуров задержан во Франции
Новое общественное пространство открыли в Астане
Участок улицы Сыганак в столице частично перекрыт
На сколько вырастет пенсия в 2025 году
В ЕС назвали необоснованным объявление результатов выборов президента Венесуэлы
В ФРГ арестован подозреваемый в нападении в Золингене
Экипаж Starliner застрял на МКС до 2025 года
Казахстанский десантник завоевал «золото» на ЧМ по гиревому спорту
Как государство сокращает свое присутствие в экономике
Двое водителей устроили драку на дороге в Павлодаре - ВИДЕО
Школьники и льготники смогут ездить без карточек в автобусах Астаны
28 августа жители Земли увидят парад из шести планет
Создание новых квазигоскомпаний временно запретят в Казахстане
Впервые за 10 лет Капчагайское водохранилище наполнили на 100%
Жумангарин выехал на поля Акмолинской области
В Казахстане обсуждают порог репродуктивного возраста женщин
Макрон высказался об аресте Дурова
Большое путешествие на маленьких авто
Ренессанс Центральной Азии: На пути к устойчивому развитию и процветанию
Какие тайны знал Рашид ад-дин?
Стали известны имена обладателей грантов на 2024-2025 учебный год
Гражданин США Мелвин Граф отправился в Северный Казахстан, чтобы восстановить историю жизни своего отца
Непростая жизнь одной песни. «Қарағым-ай» стала учебным пособием для многих вокалистов
Всемирные игры кочевников: какие состязания пройдут во Дворце единоборств им. Ж. Ушкемпирова в Астане
Несколько участков дорог перекроют в Астане
Казахстанский тренер принес две медали для Туниса на Олимпиаде
Страны Центральной Азии укрепляют позиции на мировой арене
Пострадавшие от паводка в ЗКО получили жилье
Важно постоянно находить новые точки соприкосновения
Консультативные встречи показывают высокую эффективность
Появится парк на «Колесных рядах»
В Костанае прошел региональный «Форум сельских женщин Казахстана»
Землетрясение в 6,8 баллов произошло у берегов Филиппин
Интеграция отвечает общим целям
Кайрату Сатыбалды смягчили приговор
Круглосуточную охрану приставили к дому девочки, попавшей в секс-рабство в Кызылорде
Премьер Индии призвал Украину и Россию к переговорам
Рыбалка закончилась трагедией

Читайте также

Гвардейцы Талдыкоргана оказали первую помощь
Храбрость гвардейцев не знает границ
Вдоль красавицы Ульбы
В спорткомплексе есть все

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]