Договор о ЕАЭС, вступивший в силу с начала 2015 года и инициатором которого является Президент Казахстана, ознаменовал качественно новый этап евразийской экономической интеграции, говорилось на форуме. Эксперты прогнозировали, что в будущем ЕАЭС может стать одним из важных структурных элементов новой архитектуры мировой экономики. Один из докладчиков форума – представитель газеты "Жэньминь Жибао" Хуан Вэньди – остановился на теме "Экономический пояс Шелкового пути", которая горячо обсуждается в Китае. Он напомнил, что еще в 2013-м председатель КНР Си Цзиньпин, будучи в Казахстане, предложил совместно развивать этот проект. Инициатива, подчеркнул Х. Вэньди, важна, поскольку является результатом открытого и толерантного сотрудничества, а не инструментом геополитики.
Также важно, что формирование Экономического пояса Шелкового пути осуществляется на базе существующего многостороннего сотрудничества между Китаем и странами Центральной Азии. За последние полтора года сделано немало. Например, между Казахстаном и Китаем ускоряется стыковка железнодорожного и автотранспорта, авиасообщений, нефтяных и газопроводов. В мае 2014 года была запущена первая очередь китайско-казахстанского терминала логистического сотрудничества в порту Ляньюньган. На территории Казахстана завершается строительство автодорожного коридора Западная Европа – Западный Китай, запущены грузовые поезда из Китая через Казахстан в Европу. Все это способствует формированию транспортно-логистической сети не только в Казахстане, но и на Евразийском континенте.
В этом контексте важно, что Нурсултан Назарбаев и Си Цзиньпин договорились "состыковать" формирование "Экономического пояса Шелкового пути" с программой "Нұрлы жол". Речь шла также о сопряжении его с ЕАЭС. Как известно, Казахстан готов инвестировать в развитие инфраструктуры на своей территории около 4 млрд долларов. Все это "работает" на одну из главных целей ЕАЭС – усиление экономической устойчивости стран-участниц.
Первый заместитель директора КИСИ Лейла Музапарова напомнила слова Президента РК о том, что "Экономический пояс Шелкового пути" имеет особую важность, поскольку его реализация предполагает создание до нескольких сотен инфраструктурных проектов. Сюда входят железные дороги, автотрассы, проекты в энергетике и индустриальные парки, строительство которых начнется в ближайшие годы в Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане и других соседних с Китаем странах.