На пути к успеху

868
Лаура ТУСУПБЕКОВА
Они рассмотрены и одобрены международными экспертами. Предстоит колоссальная работа для Парламента и Правительства, всех государственных органов». О том, какая работа сегодня идет в Парламенте по рассмотрению законопроектов, направленных на реализацию Плана нации «100 конкретных шагов», – в нашем интервью с председателем Комитета по экономической реформе и региональному развитию Мажилиса Парламента РК, членом фракции партии «Нур Отан» Сеитсултаном АИМБЕТОВЫМ.
– Сеитсултан Сулейменович, расскажите, над какими законопроектами работает сейчас ваш комитет и какие из них приоритетны?
– В первую очередь мы сконцентрировали все наши усилия на реа­лизации Плана нации «100 конк­ретных шагов» по реализации пяти институциональных реформ Главы государства Нурсултана Назарбаева. На сегодня комитет работает над 14 проектами законов, затрагивающих вопросы предпринимательства, саморегулирования, ценообразования в строительстве, осуществления архитектурно-строительного контроля, а также приемки объектов в эксплуа­тацию, регулирования торговой деятельности, развития дорожно-транспортной инфраструктуры, транс­портной логистики и авиаперевозок, развития местного самоуправления в республике, оказания государственных услуг, индустриально-инновационной политики, специальных экономических зон.
Как известно, в рамках Плана нации «100 конкретных шагов» по реализации пяти институциональных реформ по направлению «Индустриализация и экономический рост, основанный на диверсификации» реализуются 55, 56, 57, 59, 63, 86-й шаги по совершенствованию инвестиционного климата и привлечению транснациональных компаний, развитию инноваций, несырьевого экспорта, энергосбережения и туризма. Во исполнение данных шагов разработан проект Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам индустриально-инновационной политики».
В целях сохранения привлекательности перерабатывающих секторов для субъектов индустриально-инновационной деятельности вводятся налоговые и таможенные преференции при импорте сырья и материалов, используемых при реализации инвестиционных проектов. В частности, для автопроизводителей, заключивших соглашения о промышленной сборке моторных транспортных средств, предусматриваются налоговые преференции в виде освобождения от НДС на импортируемые автокомпоненты. Это позволит снизить себестоимость отечественной продукции и, соответственно, увеличить ее конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках.
Законопроектом предлагается ввести механизм взимания так называемого утилизационного сбора, или платы за утилизацию отходов продукции, в том числе автотранспортных средств. Утилизационный сбор будет вноситься отечественными производителями и импорт­ными поставщиками (в том числе производителями из стран ЕАЭС) оператору расширенных обязательств. Одновременно для отечественных автопроизводителей предусматривается компенсация расходов, связанных с уплатой утилизационного сбора. Компенсация будет осуществляться оператором расширенных обязательств производителя путем финансирования производств экологически чистых транспортных средств за счет утилизационного сбора.
Согласно действующему законодательству на получение инвестиционных преференций могут претендовать юридические лица, созданные не ранее 12 месяцев до дня подачи заявки. Между тем подготовка предпроектной документации и расчет окупаемости проекта, как правило, занимают от одного года до полутора лет, что превышает период времени, отведенный на подачу заявки с момента создания юридического лица. Предлагается продлить срок подачи заявки на представление инвестиционных преференций для вновь созданного юридического лица. Помимо этого, сокращается перечень документов для заключения инвестиционных конт­рактов. Инвесторам, претендующим на получение инвестиционной субсидии, предоставляется возможность подготовки проектной документации после заключения инвестиционного контракта.
Законопроектом предлагается также расширить полномочия автономного кластерного фонда (органа управления парка инновационных технологий) по созданию совместных предприятий с участием крупных транснациональных компаний и привлечению высокотехнологичных стартап-компаний, включая зарубежные, через инвестиционные фонды на условиях софинансирования из госбюджета.
Как известно, согласно Концепции по вхождению Казахстана в число 30 самых развитых государств мира до 2050 года необходимо снизить энергоемкость внутреннего валового продукта в два раза. В рамках перехода к энергоэффективной экономике созданы все предпосылки для внедрения международного опыта энергосбережения. Вместе с тем инвестирование в отрасль остается на низком уровне. Для улучшения инвестиционной привлекательности отрасли законопроектом предлагается долгосрочное планирование оплаты услуг энергосервисных компаний за счет экономии энергоресурсов. По наиболее успешному опыту Германии предлагается на базе Института развития электроэнергетики и энергосбережения закрепить законодательно функции оператора рынка энергосервисных услуг. Тем самым институт будет формировать и вести Карту энергоэффективности, проекты которой будут реализовываться энергосервисными компаниями.
В целом принятие законопроекта послужит дополнительным стимулом для привлечения ТНК и других крупных инвесторов с целью организации совместного производства экспортоориентированных товаров в приоритетных отраслях экономики. Все эти меры направлены на выполнение поручений Главы государства – «Привлечение зарубежных инвестиций надо всецело использовать для трансферта в нашу страну знаний и новых технологий».
– Как известно, Указом Главы государства была утверждена Государственная программа инфраструктурного развития «Нұрлы жол» на 2015–2019 годы. Одной из ключевых задач программы стало развитие туризма, играющего во многих странах значительную роль в формировании ВВП, создании дополнительных рабочих мест, а также активизации внешнеторгового баланса. Намечаются ли какие-либо изменения в этой сфере?
– Укрепление казахстанской идентичности и создание условий для формирования целостности гражданской общности неразрывно связаны с обеспечением защиты прав и законных интересов граждан Республики Казахстан, в том числе выезжающих за границу в туристских целях. В связи с этим в законопроекте предлагается реализация ряда правовых механизмов, обеспечивающих минимизацию риска нарушения прав и законных интересов граждан рес­публики, выезжающих за границу в туристских целях. В частности, предусматривается создание системы гарантирования прав граждан респуб­лики в сфере выездного туризма.
На туроператоров возлагаются обязательства по предоставлению банковской гарантии, предусматриваю­щей оплату денежных сумм в размере, установленном Правительством, в пользу администратора системы в случае нарушения прав граждан и перечисления на специальный счет администратора системы (Фонд защиты прав туриста) денежной суммы с каждого туристского продукта, реализованного гражданину республики. В случае нарушения прав граждан в сфере выездного туризма администратором системы будут приниматься меры по возврату туристов на территорию республики, размещению их в отеле, организации питания и обеспечению экстренного медицинского лечения. Администратора системы гарантирования прав граждан в сфере выездного туризма будет определять Правительство.
– Сегодня в законопроектном портфеле находятся также поправки по вопросам развития дорожно-транспортной инфраструктуры, транспортной логистики и авиаперевозок. Что призваны изменить в названных сферах предлагаемые законодательные изменения?
– Как вы помните, в 2013 году была проведена реформа автодорожной отрасли, в результате которой создан Национальный оператор по управлению автомобильными дорогами. По итогам почти двухлетней практики мы видим положительные сдвиги, но в то же время имеется необходимость в совершенствовании деятельности национального оператора в части наложения на национального оператора ответственности за содержание автодорог и развитие придорожного сервиса, возможности привлечения им альтернативных источников финансирования, не ограничиваясь только государственным заданием за счет республиканского бюджета, а также постепенного перехода национального оператора на самофинансирование, поскольку в настоящее время его услуги оплачиваются за счет отдельной бюджетной программы.
Для достижения этих целей предлагаются поправки в Бюджетный кодекс и в закон об автодорогах. Поправки в Бюджетный кодекс позволят национальному оператору получать государственную гарантию для привлечения средств негосударственного займа, что в итоге даст возможность реконструировать автодороги и ввести на них платность за счет средств инвесторов. Изменения и дополнения в закон об автодорогах предусмат­ривают наделение национального оператора функциями по содержанию автодорог и развитию придорожного сервиса, что оптимизирует материально-технические ресурсы государства и позволит создать единого ответственного как за развитие, так и за состояние и безопасность автодорог.
Вторым важным блоком поправок в закон об автодорогах являются создание условий для привлечения национальным оператором инвестиций и возможность погашения вложенных средств инвесторов за счет сборов с платных дорог. В этом направлении также предлагается внести поправку, позволяющую вводить платность на автодорогах III категории, но только для грузового автотранспорта.
В связи с необходимостью создания мультимодального транспортного коридора «Евразийский трансконтинентальный коридор», кроме развития транспортной инфраструктуры и вхождения в ряд международных соглашений, требуется совершенствование нормативной правовой базы. В настоящее время Правила о прямых смешанных перевозках не имеют разграничений между видами договоров, заключаемых между клиентом и оператором смешанной перевозки, между оператором смешанной перевозки и перевозчиками. Также не определена единая форма товарно-транспортной накладной, отсутствует порядок оформления транспортных документов при смешанной перевозке грузов. Предлагается утверждение единого транспортного документа уполномоченным государственным органом, что будет являться одним из основных признаков смешанной перевозки.
Для эффективного осуществления смешанных перевозок необходимо участие субъекта, организующего данный вид перевозок, а именно: оператора смешанных перевозок. Данными изменениями предлагается на законодательном уровне определить оператора смешанных перевозок, который будет нести ответственность на всем протяжении пути следования грузов, также урегулировать взаимоотношения перевозчиков с оператором смешанных перевозок, с клиентом, а также задействованных в смешанном сообщении перевозчиков между собой (устанавливаются виды договоров).
Кроме того, предлагается отнесение смешанной перевозки транзитных грузов по территории республики, оформленной единой товарно-транспортной накладной (единым коносаментом), к международным перевозкам.
В целях развития контейнерных перевозок предлагается пересмотреть подходы по отнесению услуг магистральных железнодорожных сетей к естественной монополии. Для чего законопроектом будет предусмотрено внесение изменений в Закон РК «О естественных монополиях и регулируемых рынках» в части определения сферы естественной монополий в виде «магистральных железнодорожных сетей, за исключением услуг магистральной железнодорожной сети при перевозке грузов в контейнерах и перевозке порожних контейнеров» вместо «услуг магистральных железнодорожных сетей».
Все эти меры положительно повлияют на ускоренное развитие процессов интеграции транспортной системы нашей страны в мировую.
Для дальнейшего развития воздушных перевозок Казахстана Главой государства поручено строительство международного авиационного хаба под Алматы для развития «Воздушного шелкового пути». В связи с этим вносится понятие «авиационный хаб», а также устанавливаются требования к аэровокзалу авиационного хаба. Данные поправки вносятся с целью конкретизации обязательств потенциальных инвесторов по реализации проекта.
Предусмотрен ряд мер по становлению авиаперевозчика «Эйр Астана» и национальной компании «КТЖ» как крупных международных операторов, а также гармонизации их планов по развитию смешанных перевозок. В этой связи законопроектом намечено внедрение электронного оформления грузовых авиаперевозок в рамках реализации программы e-freight; закрепляются полномочия уполномоченного органа в сфере гражданской авиации по утверждению единых требований и технологических процедур в международных аэропортах республики по авиационному транзиту грузов, а также информационного взаимодействия при авиационном транзитном рейсе и закрепляется прохождение аудита по международным стандартам для аэропортов, имеющих статус международных.
Для успешного обслуживания возрастающего объема авиаперевозок необходим высокий уровень безо­пасности полетов. В связи с этим внесен ряд поправок по улучшению эффективности госрегулирования авиаперевозок.
– В данное время Мажилис работает над законопроектом по вопросам оказания государственных услуг. Предполагается ли создание новых структур в этой сфере?
– За последние годы наша страна совершила эволюционный скачок по созданию информационной инфраструктуры и уверенно, с солидным потенциалом, развивает информационные системы. Как известно, в Плане нации «100 шагов. Современное государство для всех» Президентом страны поручено создание государственной корпорации «Правительство для граждан», которая станет единым провайдером государственных услуг. Государственная корпорация интегрирует все центры обслуживания населения в единую систему, и казахстанские граждане будут получать государственные услуги в одном месте. В связи с этим 2 сентября Мажилисом принят в работу проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам оказания государственных услуг».
Законопроект разработан с учетом положительного международного опыта, по принципу полного цикла оказания государственных услуг. Главным преимуществом ЦОНов стали исключение коррупционных рисков путем обеспечения равного доступа к услугам, возможности получения различных услуг в одном месте и устранение непосредственного контакта между исполнителями услуг и гражданами. Вместе с тем на сегодня ЦОНы оказывают услуги только фронт-офиса, то есть осуществляют лишь прием заявок и выдачу результатов.
Создание Госкорпорации путем слияния ключевых РГП, оказываю­щих услуги в сферах социальной защиты, земельных отношений и оформления недвижимости, позволит в одном контуре не только принимать заявки, но и выполнять работы по их обработке. Учитывая канадский опыт, на начальном этапе предлагается передача наиболее востребованных государственных услуг в сфере земельных отношений, недвижимости, социальных и пенсионных выплат.
Основными целями законопроекта являются: кардинальное улучшение качества и сокращение сроков оказания госуслуг, централизованная система полного цикла работы с клиен­том, включая услуги сервис­ных компаний, единые стандарты качества обслуживания по всем государственным услугам, прозрачность всех процессов оказания услуг, повышение доступности госуслуг, в том числе с использованием различных каналов доступа, выстроенная система обратной связи, постоянного улучшения качества с привлечением всех участников процесса оказания госуслуг. Изменения вносятся в 5 кодексов и 30 законов.
Прежде всего возникает необходимость закрепления в законах РК термина «Государственная корпорация «Правительство для граждан». Введение данного термина обусловлено обеспечением деятельности Государственной корпорации как Единого провайдера государственных услуг, разграничением функций и обязанностей корпорации и государственных органов. Учитывая, что Министерство по инвестициям и развитию осуществляет контроль за функционированием центров обслуживания населения, а также за оптимизацией и автоматизацией оказания государственных услуг, координация деятельности Государственной корпорации возложена на него. Ведение политики в соответствующих сферах, формирование бюджетных заявок и контроль в рамках компетенции остаются за уполномоченными государственными органами.
Важнейшим инструментом улучшения качества госуслуг являются оптимизация и автоматизация процессов. Отдельно необходимо отметить, что существует большая потребность в оптимизации и улучшении услуг в сфере земельных и жилищных отношений, архитектуры, строительства, срок прохождения которых порой занимает от 3 до 5 лет. Каждый госорган держит документы по 15–30 дней. Как результат, Казахстан занимает 154-е место из 189 стран в рейтинге Doing business по показателю получения разрешений на строительство.
Для решения данной проблемы необходимо создать национальную геоинформационную систему, которая интегрирует разрозненные кадастры и сведет сервисные компании в одной системе. Это значительно упростит разрешительные процедуры, обеспечит прозрачность и контроль, при этом исключит дублирование учетных работ и затраты на них. К примеру, если при рождении у гражданина ребенка ему ранее требовалось трижды обращаться за получением услуг: для регистрации рождения ребенка, затем оформить социальное пособие и еще раз – чтобы поставить ребенка в очередь в детский сад, то сейчас все эти услуги объединены в одну комплексную услугу «Рождение ребенка». Одним шагом человек получает сразу три услуги.
Кроме того, будет обеспечено поднятие на качественно новый уровень института защиты прав совершенствования системы оказания государственных услуг, что даст возможность четко и гибко реагировать на факты несвоевременного и неэффективного оказания государственных услуг.
– Какая задача стоит перед законопроектом по вопросам развития местного самоуправления, какие у него цели?
– Целью принятия законопроекта является дальнейшая реализация основных подходов, предусмотренных Концепцией развития местного самоуправления, и рекомендации 97-го и 98-го шагов Плана нации. В связи с этим законопроект направлен на решение следующих задач.
Во-первых, законопроектом преду­сматривается расширение доходной базы контрольных счетов наличности путем передачи органам местного самоуправления дополнительно двух налогов – налога на транспорт и земельного налога с юридических лиц. При этом сохраняется действующий механизм зачисления передаваемых на контрольный счет наличности местного самоуправления налогов в районный бюджет для дальнейшего их перечисления органам местного самоуправления в виде трансфертов. Кроме того, законопроектом преду­сматривается передача акимам права наложения штрафов за незаконное занятие и нецелевое использование земельных участков на территории населенных пунктов.
Во-вторых, это расширение экономической самостоятельности органов местного самоуправления. На сегодня на уровне местного самоуправления отсутствует право собственности. Вся коммунальная собственность на селе входит в состав коммунальной собственности района и управляется акиматом района. Законопроектом предусмотрены нормы по вовлечению органов местного самоуправления в процесс управления коммунальной собственностью, приобретенной за счет средств местного самоуправления. Так, внедряется механизм отчуждения данной собственности акиматом района только по согласованию с собранием местного сообщества.
Акимам городов районного значения, сел, поселков и сельских округов передаются полномочия по контро­лю за целевым использованием и недопущением незаконного занятия земельных участков на территории населенных пунктов.
В-третьих, внедрение механизмов участия граждан в обсуждении проектов соответствующих бюджетов, а также создание общественных структур для взаимодействия акима города с населением предусматривает внесение изменений и дополнений в Бюджетный кодекс и Закон «О местном государственном управлении и самоуправлении в РК».
В реализацию рекомендации 98-го шага Плана нации в части внедрения механизмов участия граждан в обсуждении проектов бюджетов в областных центрах и городах респуб­ликанского значения в рамках проекта закона предлагается наделить акиматы города республиканского значения, столицы и города областного значения полномочиями по вынесению проекта бюджета и отчета об его исполнении на рассмотрение и обсуждение общественного совета. Заседание общественного совета по рассмотрению и обсуждению проекта бюджета и отчета об его исполнении будет проводиться с участием населения, депутатов маслихата, представителей общественных объединений с обеспечением прямой трансляции обсуждения в эфире и Интернете.
Одной из задач Концепции развития местного самоуправления является создание в крупных городах общественных структур для взаимодействия акима города с населением по вопросам надлежащего функцио­нирования жилищно-коммунальных служб, санитарного состояния населенных пунктов и профилактике правонарушений. Для реализации данной задачи законопроектом предлагается создать при акимате города консультативно-совещательные органы для взаимодействия акима города с населением, как территориальные советы местного самоуправления, образуемые в границах одного или нескольких избирательных округов по выборам депутатов городского маслихата. В целях обеспечения надлежащего и согласованного функционирования территориальных советов местного самоуправления решение об их создании и утверждении положений будет принимать маслихат, а городской акимат будет проводить организационную работу по созданию территориальных советов местного самоуправления и разработке их положения.
Типовое положение территориальных советов местного самоуправления утверждается уполномоченным органом по вопросам развития местного самоуправления. Основными задачами территориальных советов местного самоуправления будут являться оказание помощи исполнительным и представительным органам власти в работе с населением, привлечение граждан к решению вопросов сохранности, эксплуатации, благоустройства жилых домов и придомовых территорий, профилактики правонарушений и решение иных вопросов местного значения.
И в-четвертых, это поэтапное расширение полномочий органов местного самоуправления. В рамках данного вопроса предлагается расширить полномочия сельских акимов в части проведения инвентаризации жилищного фонда, сноса аварийного жилья, управления земельными ресурсами, оказания содействия в микрокредитовании сельского населения и решении других вопросов местного значения. Во исполнение рекомендации 97-го шага преду­сматривается передача собранию местного сообщества функций по согласованию кандидатур акима на назначение, инициированию вопроса о его освобождении, внесению предложений по назначению руководителей государственных учреждений и организаций, финансируемых из местного бюджета и расположенных на соответствующих территориях, обсуждению бюджетных программ, программ развития местного сообщества, проектов нормативных правовых актов, затрагивающих права и свободы граждан.
Принятие законопроекта позволит обеспечить расширение финансовой и экономической самостоятельности органов местного самоуправления в решении актуальных вопросов местного значения, расширение возможности граждан участвовать в процессе принятия решений через развитие местного самоуправления и активное вовлечение населения в решение местных проблем, обсуждении проектов соответствующих бюджетов.

Популярное

Все
Неожиданная победа
Дорога особой опасности
Чем пахнет?
Застройка нелегальная
Теоретические шансы
Обидно, досадно...
Недобросовестные подрядчики и черепашьи госзакупки
Михаил Дауенов – Человек с большой буквы
Хотели как лучше...
Антикор расследует дело о хищениях в сфере образования Туркестанской области
Более 150 молодых жителей Атырауской области получили льготные микрокредиты
Отечественные атомщики формируют тренд
Фристайл под кюй «Адай»
Ее жизнь словно сюжет художественного фильма
О спорт, ты – мир!
Пропавшая подростком казахстанка нашлась через 18 лет
Против вандализма и насилия
То ли блогер, то ли жулье
В очередях и те, кого уж нет
Хранители истории
Астанчанин умер после укола в клинике восточной медицины
Из ничего и будет ничего
Мошенники начали обманывать казахстанцев с помощью искусственного интеллекта
Казахстанца объявили в международный розыск за разжигание национальной розни
Журналисты в законе
Чтобы завтра не стало поздно и совестно
Задержан арендатор сгоревшего в Алматы хостела
Не дожил до скачек: породистого скакуна пустили на "согым" воры в Карагандинской области
За отказ от прививок предложили ввести уголовную ответственность
Вступивший в ЧВК "Вагнер" казахстанец получил 6,8 года колонии
Статистику по заболеваемости ОРВИ и гриппом представил Минздрав
Вокалистка из Казахстана победила на международном фестивале
В режиме ожидания
"Не понимают!": полиция встревожена итогами опросов студентов о наркотиках
Вовремя остановить тирана
Рельсы, рельсы. Шпалы, шпалы…
Уроки воспитания для дебоширов
Как с 2024 года платить налоги сдающим квартиры в аренду
Работники АПК просят ускорить процедуры субсидирования
Бывший налоговик возрождает обанкротившееся хозяйство в сельской глубинке
Президент России: Наше стратегическое партнерство устремлено в будущее, проверено временем и развивается по восходящей
А началось все с песен Абая
К братьям казахам – с любовью из Якутии
Отношения между Казахстаном и Россией имеют богатое прошлое и блестящее будущее - Токаев
Где смотреть прямую трансляцию матча Словения – Казахстан
Самостоятельная кассационная инстанция: требование времени
«Сначала шахматы, а потом азбука»
Даулет Турлыханов – герой своего времени
Токаев направил поздравительную телеграмму главе Польши
Токаев прибыл на матч Казахстан – Сан-Марино
Новую улицу открыли в Астане. Она будет 8-полосной
Президент вернул обществу социальный оптимизм и солидарность
Даулет Турлыханов защищал честь нации
Экс-учредитель "Оператора РОП" получила условный срок
Против рэпера Паффа Дэдди поданы новые иски о сексуальном насилии
«Барыс» дома одолел «Нефтехимик»
Токаев выступил на первом саммите СПЕКА
Фейковое интервью Нурлана Коянбаева распространяют мошенники
В Минобороны прокомментировали сообщения о поставке вооружения в Армению
VIIІ республиканский чемпионат "Worldskills Kazakhstan 2023" проходит в Астане

Читайте также

Культурные связи крепнут
Преемственность поколений
Путем прогресса
Осторожно: тонкий лед!

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]