– Алмаз Оралович, согласно закону, предусмотрены поправки в 42 законодательных акта, несколько кодексов РК. Какие из них затрагивают вопросы гуманизации экономических и налоговых уголовных правонарушений?
– Прежде всего стоит отметить, что в Уголовном кодексе Казахстана повышен порог ущерба, влекущего уголовную ответственность за невозвращение из-за границы средств в национальной и иностранной валюте, а также за уклонение от уплаты налога и других обязательных платежей в бюджет. Так, рост порога с 15 до 45 тысяч месячных расчетных показателей предусмотрен теперь для организаций и индивидуальных предпринимателей. А увеличение крупного ущерба предполагает уже повышение с 20 до 50 тысяч МРП, при этом особо крупного ущерба – с 50 до 75 тысяч МРП соответственно.
Дело в том, что для крупного бизнеса пороговое значение в 20 тысяч МРП может образоваться и в результате однодневной деятельности. И по сути это уже преступление. Повышение порога крупного ущерба более чем в два раза, а это свыше 126 миллионов тенге (особо крупный ущерб вырос до 200 миллионов тенге), инициировали как раз для того, чтобы хоть как-то оградить бизнес от подобных случаев.
Скорректирован вместе с этим также порог ущерба и за невозвращение денег из-за границы, который не менялся с начала 2000-х годов. А ведь экономика и рынок с тех пор претерпели значительные изменения.
Отметим, что до законодательных поправок лицо, добровольно возместившее ущерб, то есть выплатившее свой долг перед бюджетом, освобождалось от уголовной ответственности. Но только за первый раз. В других случаях таких «поблажек» не предусматривалось.
Однако теперь из примечаний к налоговым статьям исключено слово «впервые», что позволит не вовлекать предпринимателей в орбиту уголовного процесса в случае добровольной уплаты ими задолженности перед бюджетом. И в итоге от уголовной ответственности будут освобождаться лица, которые добровольно уплатили все задолженности по налогам.
По нашему общему мнению, эти поправки должны гарантировать предпринимателям освобождение от уголовной ответственности, сократят время их пребывания в уголовном процессе, в целом снизив давление правоохранительных органов на бизнес.
– Продолжая тему защиты бизнеса также хотелось бы знать о принятых мерах по исключению уголовной ответственности предпринимателей за неумышленные ошибки при составлении таможенной декларации.
– Проделан большой объем работы по этому направлению. И одним из главных ее результатов стало то, что уголовно наказуемым деянием отныне будет считаться заведомо недостоверное декларирование сведений о выпуске товаров. Ранее же, на практике, таможенные органы факт недостоверного декларирования без наличия умысла на незаконное перемещение товаров тоже расценивали как уголовное правонарушение.
Более того, теперь исключена уголовная ответственность за уклонение от уплаты пени и процентов в крупном размере, начисленных за неуплату таможенных платежей.
Напомним, до этого момента при установлении ущерба уголовной ответственности к основной сумме платежей добавлялись пени и платежи, которые, по сути, не должны были учитываться как основной ущерб. Однако поправками эти пени и проценты исключены, что в конечном итоге обеспечивает дополнительную защиту прав предпринимателей.
Стоит также отметить и освобождение от уголовной ответственности для лиц, добровольно возместивших ущерб за нарушение законодательства о бухгалтерском учете и финансовой отчетности и незаконное использование денег банка.
Еще одно важное нововведение – это обязательство следственных органов возвращать документы владельцу, если они не имеют значения для дела, и по ходатайству владельца передавать ему нотариально заверенные их копии. Суть вопроса здесь в том, что органы уголовного преследования могут изъять все документы, в том числе бухгалтерские. Но тогда работа предприятия практически останавливается, люди могут остаться без рабочего места и зарплаты. Внесенные же в УПК поправки обязывают орган уголовного преследования взвешенно подходить к соблюдению прав участников уголовного процесса, предоставляя возможность предпринимателям продолжать работу на основании нотариально заверенных копий и исключив остановку их деятельности.
– Поправками в Уголовный кодекс такой вид наказания, как выдворение за пределы республики иностранца или лица без гражданства, отнесен в разновидность основного вида наказания, назначаемого за уголовные проступки. Расскажите об этом подробнее.
– Эти поправки дадут нам возможность выдворять иностранцев сразу после их осуждения. Ранее такой возможности не было. Допустим, суд назначал иностранцу административное выдворение, но он его не выполнил.
Естественно, потом его привлекут к уголовной ответственности по статье 393 УК за невыполнение решения о выдворении. И он тогда будет наказан еще и уголовным штрафом в размере 160 МРП. При этом проблема может состоять в отсутствии денег у тех же мигрантов из стран ближнего зарубежья. И в этой ситуации нет возможности оплатить штрафы. Выдворять их нельзя, пока не исполнят основное наказание – штраф. Возникает замкнутый круг, у мигранта нет работы здесь, но он и не может покинуть нашу страну. Находясь в затруднительном материальном положении, он может решиться на правонарушения, что для нашего общества является крайне нежелательным.
Поэтому принято решение исключить статью 393 УК и сделать выдворение основным видом наказания. Но только за уголовные проступки. Это первое.
Во-вторых, до этого по УК выдворение можно было назначить только как дополнительное наказание вкупе с основным. То есть назначение его со штрафом или ограничением свободы практически легализовывало, как в вышеуказанном примере, нахождение иностранца-правонарушителя в нашей стране до окончательного исполнения этих основных наказаний без возможности выдворить.
А в итоге многих из них после этого приходилось даже разыскивать. По факту они не могли ни трудоустроиться, ни выехать добровольно за границу. Так как закон устанавливает запрет на выезд всем должникам РК.
Но как иностранцу погасить штраф, не имея ни работы, ни прописки? И таким образом их, по сути, и вынуждали к поиску денег, как правило, незаконным путем. Многие из них, пользуясь возможностью, впоследствии скрывались. Их приходилось разыскивать. Осужденных по уголовным проступкам через год уже вообще нельзя было выдворить, так как истекал срок давности.
А теперь ситуация изменилась, и «выдворение» можно уже назначать самостоятельно. «Выдворяемым» исключен пробационный контроль.
Разрешено также и применение ареста, исключены все проволочки, позволяющие им свободно передвигаться на территории Казахстана. И выдворение стало неизбежным. Теперь при принятии судом решения о выдворении иностранцы могут задержаться в РК, только если сядут в тюрьму.
Правоохранительные органы будут незамедлительно выдворять также тех иностранцев, которые освобождены из мест лишения свободы условно-досрочно либо по болезни, по амнистии или по помилованию. Ранее закон предусматривал для всех преступников назначение пробационного контроля.
К слову, ежемесячно у нас на пробации находилось от 400 до 500 иностранцев. Эту армию мы должны были трудоустраивать и оказывать различную социально-правовую помощь. При этом возникало множество проблем: таких как отсутствие постоянного места жительства, гарантированной бесплатной медицинской помощи. А кроме того, для иностранной рабочей силы закон еще требовал квоту.
– Сейчас много говорят об усилении ответственности за неоднократное совершение кражи, присвоение чужого имущества и мошенничество. О том, что все эти преступления перенесены из категории средней тяжести в категорию тяжких…
– Да, действительно. Теперь это категория тяжких преступлений. Что даст изменение категорий? Во-первых, в статье 68 УК есть запрет на примирение по тяжким преступлениям (за исключением социально уязвимых категорий граждан, которые могут быть по усмотрению органа уголовного преследования либо суда освобождены от наказания за примирением, если противоправными действиями не причинены смерть либо тяжкий вред здоровью).
Это значит, что лица, неоднократно совершающие преступления, особенно против чужой собственности, будут нести строгую уголовную ответственность.
Во-вторых, эти изменения нужны для борьбы с «профессиональными ворами», превратившими кражу и мошенничество в доходный бизнес. Согласитесь, ранее вор, совершив несколько краж подряд, мог загладить вред, примирившись с потерпевшим, и дальше продолжать свой незаконный «промысел». Они фактически оставались безнаказанными. Органы уголовного преследования и суды просто обязаны были их отпускать за примирением.
Так, в Алматинской области некий Т. неоднократно примирялся с потерпевшими, а в итоге совершил 65 краж. В Алматы же гражданин Ж. совершил 56 краж, а Р. в ВКО – 112 краж! Только в 2018 году за неоднократное совершение краж содержание под стражей избиралось в отношении 482 лиц. Надеемся, эти поправки усилят и профилактику краж скота, которая сейчас стала самой распространенной.
Скотокрадство вообще стало настоящим «бичом». Профессиональные барымтачи отгоняли лошадей табунами, передавали из рук в руки. А в случае чего – возвращали скот, то есть откупались.
Особо здесь стоит остановиться и на вопросах избрания меры пресечения. Поскольку неоднократная кража относилась к преступлениям средней тяжести, следственные судьи нередко отказывались давать санкции на арест. Одним из оснований являлась недостаточная тяжесть преступления. Путем усиления ответственности за неоднократные кражи, мошенничество и присвоение чужого имущества государство решает эту проблему. Эти изменения призваны прекратить порочную практику бесконечных примирений для лиц, не желающих вставать на путь исправления и совершающих новые преступления.