Надзорный щит

485
Сагиндык Журсимбаев, профессор Университета Нархоз

Институту прокуратуры в этом году исполнилось 300 лет.

Учреждение института прокуратуры пришлось на эпоху Петра Первого, когда в январе 1722 года в России впервые был основан государственно-правовой институт прокуратуры во главе с назначаемым генерал-прокурором.

В ноябре 1917 года функции судов, институтов следователей, прокурорского надзора и адвокатуры взяли на себя вновь созданные народные суды, а также революционные трибуналы. ­­А в мае 1922 года постановле­нием ­ВЦИК было принято первое «Положение о прокурорском надзоре», согласно которому в составе Народного комиссариата юстиции была учреждена Государственная прокуратура. ­Утвержденное в декабре 1933 года «Положение о Прокуратуре Сою­за ССР» определило правовой статус Прокуратуры СССР как самостоятельного государственного органа.

В целом основные функции прокуратуры мало изменились за это время. Конституционный постулат о высшей ценности человека, обязанности надзора за соблюдением Основного закона, прав и свобод человека и гражданина обязывают рассматривать прокуратуру как один из главных государственных правозащитных органов страны. Прокуратура продолжает служить надзорным щитом государства против любых злоупотреблений и нарушений законности, от кого бы они ни исходили.

Однако время диктует новые условия. Так, прокуратура Казахстана ранее являлась одним из мощнейших правозащитных институтов страны, обладала широчайшими полномочиями, которая по сравнению с другими органами имела ряд преимуществ, особенно в части оперативности разрешения жалоб и заявлений граждан, доступности и безвозмездности.

Для инициирования правозащитной деятельности прокуратуры не требовалось обращения лиц с просьбой о восстановлении нарушенных прав. Действующий тогда закон наделял их полномочием проводить проверки по собственной инициативе в случаях информации о нарушениях конституционных прав и свобод.

Если ранее Конституция рес­пуб­лики обязывала прокуратуру принимать меры по выявлению и устранению любых нарушений законности, а также опротестовывать законы и другие правовые акты, противоречащие Основному закону страны, то после 30 июня 2017 года данная конституционная норма, к сожалению, уже признана излишней. В законе конкретно определены виды правовых актов, не подлежащих опротестованию прокурорами. К таковым закон относит законодательные акты, акты Президента республики, Администрации Президента республики, Конституционного совета, нормативные постановления Верховного суда, акты Высшего судебного совета, Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, нормативные акты технического характера.

Теперь проверки осуществляются в основном для защиты прав, свобод и законных интересов лиц, которые в силу физических, психических и иных обстоятельств не могут самостоятельно осуществлять их защиту; неограниченного круга лиц; лиц, общества и государства, если это необходимо для предотвращения необратимых последствий для жизни, здоровья людей либо безопасности Республики Казахстан. В последнее время, видимо, поняли, что власть неоправданно сжала правозащитную функцию прокуратуры вне уголовно-правовой сферы, поэтому Законом РК от 2 июля 2021 года прокуратуре поручено защищать и субъектов частного предпринимательства.

В части несовершеннолетних прокуратура во все времена стоя­ла на защите их прав, не разделяя на здоровых и инвалидов. Поэтому сложно понять, когда ведомственной инструкцией от 2 мая 2018 года к лицам, которые в силу физических и иных обстоя­тельств не могут самостоятельно осуществлять защиту своих прав, отнесены только дети-сироты, дети с ограниченными возможностями и т. д. Хотя любые дети, чьи права и законные интересы нарушены, нуждаются в государственной защите в силу их возраста.

Существенные изменения внесены и в порядок рассмотрения обращений. Теперь прокуроры по новому закону стали рас­сматривать обращения только в определенных случаях. За­кон запретил им вмешиваться в дея­тельность субъектов предпринимательства, организаций и государственных органов, запрашивать информацию либо документы по основаниям, не предусмотренным законом.

Даже анализ состояния законности стали проводить без посещения прокурорами объектов путем изучения статистических данных, материалов судебных дел и иных источников информации. Нам представляется, что прокуратура на данном этапе несколько ограничена в полномочиях вне уголовно-правовой сферы. Практика показывает, что в стране должен быть конкретный орган, призванный принимать меры по выявлению и устранению любых нарушений законности, а также обладать правом опротестовывания законов и других правовых актов, противоречащих Конституции.

В настоящее время доминирую­щей функцией казахстанской прокуратуры стало уголовное преследование. Законом «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» от 10 марта 2017 года подчеркнуто, что «прокуратура от имени государства осуществляет уголовное преследование». Позже указанная норма была продублирована в Законе «О прокуратуре» от 30 июня 2017 года. Если ранее конституционная норма носила отсылочный характер на Уголовно-процессуальный кодекс, то теперь она стала уже обязывающим, уполномочивая конкретный орган.

Такое существенное изменение предполагало необходимость приведения действующего процессуального закона к изменившейся конституционной норме. Тем более Конституция имеет высшую юридическую силу и акты, противоречащие ей, либо отменяются, либо приводятся в соответствие с ней. Возможно поэтому в Комментарии к обновленной Конституции Республики 2017 года справедливо было отмечено, что Конституция в части уголовного преследования не наделяет таким правом иные государственные органы, то есть предполагает реализацию данной функции исключительно только прокуратурой. Но на практике прежние нормы УПК РК, связанные с этим вопросом, остались без изменений и органы расследования до сих пор продолжают работать в прежнем режиме. Будем надеяться, что в данный вопрос когда-либо будет внесена ясность, если кто-либо из ограниченных субъектов обращения в Конституционный совет посчитает назревшим разобраться в этом вопросе.

Рациональным решением данного вопроса послужила бы передача следователей как основных субъектов органов уголовного преследования в состав органов прокуратуры, в то же время с сохранением автономности и процессуальной самостоятельности. Нахождение сотрудников органов расследования в системе органов прокуратуры позволит обеспечивать реализацию единообразной судебно-следственной практики и главное – независимость от исполнительной ветви власти, а также впоследствии укомплектовать процессуальных прокуроров из наиболее опытных следователей.

Прокуратура как государственно-правовой институт, обеспечивающий незыблемость законодательных устоев общества и государства, на протяжении всего периода своей истории выдержала проверку временем и продолжает оставаться неотъемлемой частью системы государственного механизма и опорным хребтом формирования правового государства. Тем более как непосредственно подотчетный орган Президенту республики продолжает помогать в реализации его полномочий – гаранта незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина.

Популярное

Все
Программа выступления казахстанцев на Паралимпийских играх
Дзюдоист Санжар Ерланулы стал победителем ЧМ среди кадетов
Участок улицы Туркестан временно перекроют
Первые комфортные школы по поручению главы государства открылись в День знаний в Казахстане
Минтруда создана спецкомиссия для расследования причин группового несчастного случая в шахте в ВКО
Аида Балаева приняла участие в открытии новой школы в Астане
Паралимпиада: итоги третьего дня
Токаев поздравил Мирзиёева с Днем независимости Узбекистана
Глава Минпросвещения поздравил казахстанцев с Днем знаний
Тамара Дуйсенова приняла участие в церемонии открытия комфортной школы
Массовый забег в честь Дня Конституции прошел в Астане
Для сушки зерна аграриям нужны 67 тыс. тонн дизтоплива и 21,5 тыс. тонн сжиженного газа
Глава государства направил поздравительную телеграмму президенту Словакии
Первые дети в секторе Газа получили вакцины от полиомиелита
В немецких городах прошли акции против правых популистов
ФК «Актобе» официально объявил об уходе Парфенова
Атомная генерация снизит зависимость от импорта энергии
US Open: Путинцева покидает турнир
Улицу Жангельдина частично перекроют из-за укладки асфальта
Участок улицы Толе би откроется с 1 сентября
Непростая жизнь одной песни. «Қарағым-ай» стала учебным пособием для многих вокалистов
Казахстанский тренер принес две медали для Туниса на Олимпиаде
Страны Центральной Азии укрепляют позиции на мировой арене
Появится парк на «Колесных рядах»
Пострадавшие от паводка в ЗКО получили жилье
Важно постоянно находить новые точки соприкосновения
Кайрату Сатыбалды смягчили приговор
Консультативные встречи показывают высокую эффективность
Интеграция отвечает общим целям
Круглосуточную охрану приставили к дому девочки, попавшей в секс-рабство в Кызылорде
Премьер Индии призвал Украину и Россию к переговорам
Рыбалка закончилась трагедией
Казахстанцы собрали 140 млн тенге для впавшего в кому солдата-срочника
Автобус – не вертолет. Местные власти отстранили от работы перевозчика, обвинив его в саботаже
«Лучший педагог»: стартовал прием заявок на конкурс в столице
Тенге незначительно подешевел к доллару за неделю
Масштабный марафон «SARYARQA RUN» пройдет ко Дню Конституции в Астане
Быть или не быть АЭС – решим всей страной
Есть время и возможность подготовить атомщиков
Не использовавшийся по целевому назначению участок в Шымкенте вернули государству

Читайте также

Айа и Тентек спешат на помощь
В ЗКО завершено строительство домов для пострадавших
Достойно выступили на олимпиаде по информатике
Второе «золото» Паралимпиады

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]