Настоящая карета, «ириски» на стенах и лифт размером с комнату – все это можно увидеть и потрогать в закулисье «Астана Оперы»

14747
Елена Левкович

В столичном театре оперы и балета я бываю нередко – работа дарит возможность. Но одно дело видеть уже готовую картинку – балетную постановку, спектакль, и совсем другое – заглянуть туда, где все эти чудеса рождаются.

фото пресс-службы "Астана Оперы"

И такая возможность представилась: увязалась с группой студентов IT-университета на экскурсию по театральному закулисью. Мне кажется, ждала я этого больше, чем сами студенты, даже как-то волновалась и немножко гордилась.

На самом деле попасть в святая святых – вовсе не проблема: подобные экскурсии не новы для столичного театра.

– «Театральные уроки» – один из проектов «Астана Оперы», адаптированная общемировая практика, очень популярная среди молодежи, – рассказывает Айжан Курмангалиева, заместитель директора театра. – Наша экскурсия представлена в расширенном варианте: посещение репетиционных залов, цехов, закулисье, венчает все это прослушивание информационного лектория, где очень интересно рассказывается о главных персонажах спектакля, раскрывается либретто, история постановки, на которую попадет группа после.

Экскурсии действительно популярны: за неполный прошлый год сотрудники театра получили более тысячи заявок от столичных школ и учебных заведений из регионов.

– Экскурсии идут на регулярной основе, но мы организовали еще и блок-интенсив – хотим, чтобы школьники и студенты проводили каникулярное время с пользой, – продолжает Айжан Курмангалиева. – Сотрудники сами с удовольствием работают с ребятами. Нравится всем, потому что мы формируем экскурсионное время так, чтобы посетители попали на те спектакли, которые приближены к их учебной программе: опера «Абай», балет «Дон Кихот», другие классические произведения. Студенты уже вполне могут оценить работу звукорежиссера или смелый ход постановщика, в «Евгении Онегине», например, появляются сразу три Татьяны. Совсем малышам гораздо интереснее смотреть балетные спектакли, что-то активно-зрелищное, то есть то, что они видели в качестве мультфильма или в книге сказок.

...Расформировавшись на группы, идем вниз. «Музыкальный» кабинет – обитель звукорежиссера, нашпигованная аппаратурой, куда стекается звук и откуда он же и вытекает. Здесь исполнители могут взять запись своего голоса, вычлененного из общего хора.

Дальше по плану – музыкальная яма. О, это просто необъяснимое чувство – ты видишь хорошо знакомый зал, но совершенно с другого ракурса! Ряды как будто расстилаются перед тобой, и ощущение, что ты не в яме, а как будто в какой-то уютной коробочке, этакой табакерке, где рождается прекрасное. Не знаю, испытывают ли подобное сами музыканты, но мне, в полумраке, воображение подсказало именно такие ассоциации.

Еще одним открытием стал оркестровый зал. Тут тоже воображение дало себе волю: как будто гигантские «ириски» в причудливом порядке украсили стены. А кое-где и «фантики» приклеились. На самом деле антураж зала, его проектировка – гениальная задумка.

– Площадь зала составляет 549 квадратных метров, высота 12 метров. Он полностью соответст­вует размерам сцены, что позволяет артистам репетировать буквально в реальных условиях выступления, а репетировать здесь могут одновременно 120 человек, – Зарина Насырова, администратор департамента обслуживания зрителей, сопровож­дала группу с разъяснениями.

А те самые «ириски» вовсе не дизайнерский прием, а акустический – в зале вообще все работает на акустику. Паркетный пол, а стены изготовлены из особых пород дуба и обшиты панелями из клена – такой тандем позволяет сохранять чистоту и качество звука. А специальные отверстия поглощают ненужные шумы, как и шумоизоляционные портьеры: в зависимости от акустических нужд полотна можно открывать или закрывать.

По пути в следующий пункт экс­курсии неожиданно наткнулась на карету. Настоящая огромная карета! Вот честно говорю, поверилось, что сейчас сядешь в нее, и как в «Золушке» – и платье на тебе засияет, и кони появятся из ниоткуда. Но в карету пускать никого не велено (ценный реквизит как-никак), а потому удалось лишь сфотографироваться возле нее. К слову, я оказалась единственной из всей группы, на кого карета произвела впечатление – девчонки-студентки и ухом не повели при виде этого великолепия. Не верят в сказки, что ли?

Возник вопрос: а как карета оказалась в коридорах театра? И как она потом оказывается на сцене? По частям относят и собирают на месте? Все гораздо проще: для масштабных декораций и неразборного реквизита есть особый лифт размером, и правда, с комнату. Туда и карету можно уместить, и коней к ней.

Показали нам и большой балетный репетиционный зал с высотой потолков в семь мет­ров. Такая высота оправдана: гарантирует комфортное, а самое главное – безопасное исполнение прыжков и поддержек. И там же есть оркестровая яма – тренироваться можно в сопровождении оркестра. Сразу предупредили: в зале фото- и видеосъемка запрещена.

Знаете, снимать и не хотелось. Хотелось любоваться. Репетировала пара – тоненькая, невозможно изящная балерина в нежно-розовом костюме воздушно (именно так!) танцевала с не менее изящным партнером. Как будто ты открыл музыкальную шкатулку, и по зеркальной глади плывут фарфоровые фигурки. Скрытая от глаз, репетицию проводила художественный руководитель балетной труппы Алтынай Асылмуратова.

Удалось побывать и в цехе, где изготавливают некрупный реквизит, декорации. Фрукты – как живые, а они из папье-маше. Сундук, полный сокровищ, и они переливаются всеми цветами, как настоящие драгоценности. И слон готов качнуть головой, но он тоже бутафорский. Завели и в костюмерный цех, где у каждого костюма свой ярлык: чей он и для какого представления. Путаница с таким подходом исключена, заверили костюмеры. Но здесь костюмы не только хранятся: костюмеры – последние люди, кто провожает артистов на сцену, кто переодевает их в «пересменках», кто готов в любую минуту поспешить на помощь с иголкой в руке, чтобы подлатать распус­тившиеся швы.

Интересно ли такое путешествие? Бесспорно! К слову, «пойти в поход» можно не только на каникулах – экскурсии проводятся почти каждый день, за весьма умеренную плату вас проведут увлекательным маршрутом.

Понравилось ли самим студентам?

– Когда предложили пойти, сразу записались. Очень масштабно, все здорово, удивительно. Думали, что все это как-то попроще функционирует, а тут такой уровень подготовки, оказывается, – Айганым, Аида и Аскар, думаю, были искренни.

Уже оторвавшись от самой экс­курсии, заглянула в гримерные. Серик Басбаев, заведующий гримерным цехом, как раз приводил в порядок прическу одного из танцоров.

– В этом ремесле я больше 10 лет. Вообще я художник, портретист и скульптор. Когда пришел в театр и меня обучили этому всему, так мне понравилось! Мое, не сказать иначе, – рассказывает мастер. – Ведь что такое грим? Если коротко, то это создание образа. Это и создание прически согласно эпохе, каждый спектакль ведь имеет свой временной антураж. Как должен выглядеть в моем исполнении актер заранее согласовывается с художником, с постановщиком спектакля. Раньше грим, сами крас­ки были иными. Сейчас же вея­ния моды – контуринг делается тенями, подход, материалы стали иными. Мне, признаться, все же ближе работать по-старинке еще и по другой причине: проверенные временем приемы держатся весь спектакль железобетонно, а современные краски, когда актер потеет, впитываются, и образ сразу становится тусклее...

Мой вам совет: любите театр – попадите в закулисье. Такая экскурсия не лишит вас очарования волшебства, а лишь покажет, насколько это сложный и живой процесс – создавать то, что дарит восторг.

Популярное

Все
Махмуд Сабырхан нокаутом выиграл бой на ЧА по боксу
Задачи прокуратуры – закон и порядок
В поликлинике Кызылорды необоснованно завышали стоимость медсправок
Лица старого Уральска
Отечественный производитель пожаловался на Magnum
Деликатесы по скромной цене
Предки Чингисхана из рода мугул
Казашка впервые покорила воды Антарктиды
Пример мужества, стойкости и долга
В Приаралье строят солнечную и ветряную электростанции
Алматы – претендент на финал Лиги чемпионов УЕФА
Где купить соғым в Астане
Каким декларантам налоговики блокируют счета
Боксеры Казахстана гарантировали себе 8 медалей на чемпионате Азии
Бектенову представили план развития NU, НИШ и «Назарбаев Фонда»
Орден «Достық» II степени вручили послу Китая в Казахстане
Коммунальная перезагрузка
Запасы 800 тысяч тонн редкоземельных металлов обнаружили в Казахстане
Казахский свадебный обряд внесли в список ЮНЕСКО
80 лет Казахской национальной консерватории им. Курмангазы
Казахской государственности – 12 веков, 12 столетий
Директоров школ и завучей в Караганде лишили доплаты
Больничный теперь не подделаешь
Россия – Казахстан: союз, востребованный жизнью и обращенный в будущее
Мы будем привлекать инвестиции в туристическую отрасль ВКО для ее продвижения на международном уровне
Первый приговор по делу о вовлечении школьницы в секс-рабство вынесли в Кызылорде
На трассе Балхаш – Сарышаган задержали военного с крупной партией наркотиков
Арест, штрафы и лишение прав: участников беспредельного кортежа наказали в Конаеве
Студентов, пенсионеров и домохозяек в РК освободят от обязательного декларирования доходов
Шесть рейсов не могут вылететь из аэропорта Астаны
Казахстанских водителей предупредили о новом способе мошенничества
Президент подписал закон по вопросам реформирования жилищной политики
В Египте перевернулся автобус с туристами из Казахстана
В Кызылординской области открылась первая «Комфортная школа»
Санжар Адилов назначен заместителем министра внутренних дел РК
Увидеть Мангистау и запомнить навсегда
«Южный вектор» открыт для бизнес-предложений
На собственной «резине»: от Нижнекамска до Караганды
Будем здесь учиться на хорошо и отлично
Президент посетил концерт, посвященный творчеству поэта Шомишбая Сариева

Читайте также

Нотр-Дам торжественно открылся после пятилетней реставрации
Айтыс «Төрлет, еңбек адамы» стартовал в Астане при поддержк…
Под властью музыкальных чар
Создавать живое позитивное искусство

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]