РОСТ ЦЕН КАК ПРЕДЧУВСТВИЕ
Нацбанк проинформировал об итогах очередного опроса казахстанцев об их инфляционных ожиданиях. Согласно полученным результатам, в апреле представление населения о будущем росте цен повысились. Количественная оценка показателя на год вперед составила 7,2% при том, что текущий уровень годовой инфляции составляет и без того превышающие среднесрочный прогнозный коридор 7%.
По информации заместителя директора департамента денежно-кредитной политики Национального банка Дениса Чернявского, доля респондентов, ожидающих сохранения текущих темпов роста цен либо более быстрого их повышения в течение следующих 12 месяцев, в апреле увеличилась до 47% с 44% в марте.
По результатам опроса 85% респондентов (в марте – 88%) отметили рост цен на продукты питания.
В апреле до 6,9% выросла доля респондентов, отметивших рост цен на непродовольственные товары (в марте – 4,5%), в частности, на ГСМ и стройматериалы. Потребительские настроения несколько ухудшились вследствие снижения оценок по текущему и будущему финансовому состоянию, а также перспектив развития экономики.
«В апреле 2021 года краткосрочные и долгосрочные ожидания по развитию экономики продолжили ухудшаться третий месяц подряд, при этом находясь в положительной зоне», – сообщил представитель Нацбанка.
ДУМАЙТЕ О ХОРОШЕМ
Кому-то может показаться неправдоподобной информация о том, что ожидание роста цен населением или бизнесом может реально привести к увеличению инфляции. Однако данный факт хорошо изучен экономической наукой. Итак, как это работает?
Во-первых, растущие инфляционные ожидания населения оказывают влияние на рынок труда. Ждущие роста цен наемные работники начинают заблаговременно требовать повышения зарплаты, а самозанятые или предприниматели – повышать стоимость своих услуг. В свою очередь рост расходов на рабочую силу ведет к увеличению цен конечного продукта бизнеса. Круг замыкается, и именно поэтому высокие инфляционные ожидания иногда называют «самосбывающимся прогнозом».
Еще одним каналом, по которому инфляционные ожидания конвертируются в реальное повышение цен, выступает рост потребления и денежных трат людьми, уверенными, что в будущем цены будут расти. Ожидая скачка цен, многие потребители склонны закупать впрок товары длительного пользования, делать крупные покупки вместо сбережения денег в банке.
Такой взрывной рост потребления тоже является инфляционным фактором, влияющим на реальный уровень цен. Тем более что производители соответствующих товаров, заражаясь общим ажиотажем и опасаясь роста цен на сырье и оборудование, автоматически повышают цены на свою продукцию.
С учетом вышеизложенного Национальный банк, принимая решения о размере базовой ставки, в обязательном порядке берет во внимание показатель инфляционных ожиданий населения и бизнеса, проводя их регулярные замеры с 2016 года.
Несмотря на то что граждане в оценке будущей инфляции зачастую бывают субъективными и склонны завышать ощущения от роста цен, ориентируясь на отдельные группы товаров-маркеров (например, сахар, яйца или бензин), мнение «коллективного казахстанца» для денежно-кредитной политики очень важно. К примеру, регулятор неоднократно объяснял представителям различных политических сил, почему он не имеет возможности в нынешних условиях радикально снизить базовую ставку и дать рынку доступ к дешевым финансовым ресурсам.
Высокие инфляционные ожидания являются одной, хотя и не единственной причиной поддержания базовой ставки на текущем уровне. В случае ее снижения ниже уровня ожидаемой инфляции произойдет уменьшение доходности банковских депозитов в национальной валюте, что чревато либо «бегством» вкладов из банковской системы либо их конвертацией в доллары или другие защитные активы. В любом случае такое развитие событий нанесет удар как по обменному курсу, так и по стабильности банковской системы.
Кроме того, наличие в сознании людей устойчивой взаимосвязи «высокие инфляционные ожидания – высокие кредитные ставки» приводит к охлаждению рынка банковского кредитования, ибо все меньшее число граждан готово брать кредиты в период высоких цен на займы.
Нацбанк Казахстана подтверждает, что в апреле на фоне роста инфляционных ожиданий снизилась доля респондентов, имеющих потребительские и ипотечные кредиты. Более того, доля населения, желающего оформить кредит в ближайший год, уменьшилась до 18% с 20% в январе 2021-го. Вместе с тем повысилась готовность респондентов к крупным покупкам, которые, как было отмечено выше, зачастую являются способом избавления от обесценивающихся денег.
Заявляя в конце апреля о сохранении базовой ставки на уровне 9% годовых, Национальный банк констатировал, что с учетом внешних и внутренних проинфляционных рисков дальнейшее замедление годовой инфляции может происходить более медленными темпами. При этом регулятор подчеркнул: ожидаемый рост тарифов на электроэнергию и увеличение расходов республиканского бюджета преимущественно за счет выделения дополнительного целевого трансферта из Национального фонда на 850 млрд тенге являются новыми условиями прогноза и требуют оценки влияния на траекторию инфляции в краткосрочном и среднесрочном периодах.
Ожидая очередного решения Комитета по денежно-кредитной политике Национального банка РК по базовой ставке, остается надеяться на успешное проведение вакцинации от коронавируса в Казахстане и мире, оживление мировой торговли, потребления и спроса на энергоресурсы. А также непременно верить в то, что инфляция будет снижаться. Ведь мысли... материальны.