«Всем хорошим во мне я обязан книгам», – писал Максим Горький.
Слова писателя актуальны и сейчас, спустя больше 100 лет.
Хорошие книги формируют вкус, влияют на сознание, расширяют мировоззрение и границы восприятия, это аксиома. Наше детство было неразрывно связано с книгами. Мы читали везде и всегда. На уроках литературы, на внеклассном чтении, на каникулах давался список книг, обязательных к прочтению. В сентябре загоревшие за лето школяры устраивали настоящие диспуты, споря о тех или иных книгах.
И самое удивительное, что читать-то никто не заставлял! Бывало и наоборот, родители запрещали читать ночью, лежа. В таких случаях ребятня продолжала чтение под одеялом, с фонариком…
Сейчас часто говорят о необходимости прививать любовь к чтению, учить культуре чтения. Мамы (чаще всего) водят деток в библиотеки, заказывают красочные книжки, скачивают разные приложения по аудио-, видеокнигам.
Среди этих мам и я. В попытке привить дитю любовь к книгам, жаль, что по генам это не передается автоматически, были использованы самые разные средства. Устроена экскурсия в библиотеку, куплены книги с выпуклыми картинками, тканевыми страницами, с функцией аудио и музыкальными свойствами.
Ожидалось, что все это приведет в восторг, и чадо будет с большим желанием учить буквы. Однако реальность оказалась иной. Нынешние дети видят мир под другим углом. И это нужно принять.
Например, Буратино уже не так интересен, как нам, Чебурашка для них – странная игрушка, неизвестно как живущая с такими ушами (спать ведь неудобно и в ветер ходить тоже, и шапка не налезет), а крокодил Гена, играющий на гармошке – вымышленный персонаж, верить в которого не хотят. Зато с удовольствием верят и подражают героям современных мультфильмов, которые носят разные имена: Супермен, Железный человек, черепашки-ниндзя, Человек-паук и т. д., но все как один спасают мир, умеют трансформироваться и вообще мало похожи на нормальных людей. Наверное, это веление времени, умение трансформироваться.
А можно ли вообще силой насадить любовь? И надо ли? Разве были в нашем детстве книги с красочными картинками, онлайн-программами, 3D-рисунками и прочими достижениями?
Нет, в лучшем случае была пара иллюстраций на всю книгу. А что в этом хорошего, скажете вы, убого и скучно. Но плюс в этом все же был. Когда текст не изобилует картинками, включается воображение читателя. И мозг рисует ему самые разные кадры, почти что как в кино, следуя тексту, словно сценарию.
А самый лучший способ привить любовь к книгам – подавать личный пример. Не пользоваться гаджетами дома, при детях или хотя бы свести к минимуму. И читать, читать, читать. Образ читающего родителя действует лучше всех этих аниме, мультов, видео и остается в памяти детской навсегда.
И даже спустя десятки лет, будучи взрослым, ваш ребенок, рассказывая или вспоминая вас, обязательно увидит перед глазами картину – читающие мама или папа. И это намного лучше, поверьте, чем картина – родитель, уткнувшийся в смартфон и не слышащий ничего вокруг.
Почти 20 лет назад наш старенький профессор, преподававший историю, сказал нам, первокурсникам, отличную вещь, которая запомнилась: «Научите детей читать хорошие книги. Все остальное книги сделают сами».
И с ним сложно спорить. Все хорошее в нас действительно бывает от книг.