​Наука открытых дверей

884
Асемгуль Бакытова, Алматы

Казахстанцы с молоком матери впитывают старые добрые истины о том, что гостю самое почетное мес­то в доме, самое лучшее угощение и знаки внимания хозяев. Об этом красноречиво говорят казахские пословицы и поговорки, обряды и традиции. По словам Жанны Прашкевич, специалиста в области гостеприимства, мы еще недопонимаем важности присутствия в нас, казахстанцах, гена гостеприимства и не используем полностью весь его ресурс в развитии кафе, ресторанов, медицинских и образовательных учреждений, туристических зон, городов.

– В гостеприимстве, как и в любой сфере, есть свои стандарты. Гостеприимство, в моем понимании, – это твоя готовность отступить от стандарта ради гостя, – считает Жанна Прашкевич. – Ведь, согласитесь, гость – это всегда нестандартная ситуация: у одного – пищевая аллергия, второй пришел с ребенком, третий едет из аэропорта и не выс­пался, и какие-то общие порядки не применимы для всех. Так вот, гостеприимство – это глубокая философия, это умение быть заботливым и оказывать прием разным людям. И я свою глобальную задачу вижу в том, чтобы человек, вернувшись из Казахстана домой, посоветовал нашу страну своим близким, друзьям и коллегам.

– Когда Вы поняли, что можете называть себя экспертом в облас­ти гостеприимства?

– Надо признать, в нашей стране такая позиция встречается гораздо реже, чем в Европе, к примеру. В Казахстане начинает развиваться это направление, и в одной из наших крупных компаний есть отдел, который так и называется – отдел заботы о потребителях. Именно такие специалисты разрабатывают сервисные предприятия и услуги, отталкиваясь от потребностей клиента.

Меня же всю сознательную жизнь тянуло в эту сферу. Работала журналистом и редактором, позже сделала шаг в сторону интернет-маркетинга, подрабатывала арт-менеджером в одной из городских кофеен. С этого и началась моя работа в сфере гостеприимства. Несколько лет ушло, чтобы понять: системы гостеприимства и рестораны – это очень сложный и интересный бизнес. В 2011 году решила, что моя компания будет специализироваться на консалтинге и исследовании феномена гостеприимства в нашей стране.

– Какие гипотезы выдвигаются в Ваших исследованиях?

– Мы задались вопросом: что влияет на готовность людей рекомендовать наш город? Ведь задача любого крупного события, такого как ЭКСПО или универсиада, состоит в том, чтобы после их проведения у людей остались положительные эмоции, которыми они поделятся с ближним кругом. В результате опроса иностранных граждан оказалось, что для них важно в первую очередь чувство безопас­ности и комфорта. Безопасность складывается из двух конкретных позиций – освещенности улиц и отношения представителей правоохранительных органов.

Если говорить о другой целевой группе – жителях регионов Казахстана, то у них просматривалась сильная зависимость от местного сообщества. У меня есть гипотеза о том, что внутренние туристы оценивают Алматы по локальному сообществу – открытость и доб­рожелательность – и определяют настроение города. Не секрет, что у нас слабая навигация, отсутствует культура адресации зданий, и зачас­тую именно коренные жители становятся проводниками приезжих.

У нас было отдельное исследование по Алматы, в рамках которого мы искали определенную больницу, пользуясь не мобильными приложениями, а внешними указателями. Мы поставили себя на место иностранного туриста, у которого проблемы со связью, или, к примеру, ребенка, который потерялся в городе и ориентируется, читая указатели. В итоге нам помогли люди, потому что самостоя­тельно добраться по указателям невозможно. Интересно, что мы, наконец добравшись до больницы, еще некоторое время стояли, так как не могли найти вход на ее территорию. И к нам в это время подошли с таким же вопросом еще несколько горожан.

Все это – к вопросу о гостеприимстве города. Нам надо продумывать все в комплексе, ведь порой создаются анекдотичные ситуации: вся навигация адресована автомобилистам, и некоторые указатели пешеходам с тротуара не видны. Чтобы прочитать их, нужно ступить на проезжую часть.

– Что происходит с гостеприимством на уровне открытости города в Интернете?

– Два года назад мы исследовали 30 сайтов государственных органов Алматы на предмет соответствия их государственным требованиям. Сайт должен был индексироваться в поисковых системах, быть дос­тупным слабовидящим людям, содержать информацию об услугах, графике работы и так далее. По итогам мы сделали инфографику, найдя простую аналогию с дверными проемами. Оказалось, что, немного пригнув голову, можно зайти на сайты органов прокуратуры и судов, а самыми закрытыми, с наличием технических несоответствий, оказались сайты культурных и медицинских учреждений, управления строительства.

Есть четыре классических фактора гостеприимства: культурное многообразие, открытость местных сообществ, чувство безопасности и доступность объектов. Так вот последнее должно дополняться информационной доступностью!

– Как свести международные стандарты в области гостеприимства и наши казахстанские традиции?

– В Казахстане, по моим наблюдениям, ген гостеприимства зам­кнут в рамках нашей ментальной юрты, в рамках нашего домашнего сознания, а нужно привнести его в ежедневную деловую прак­тику. Вспомните, как в детстве ваши апашки готовились к прие­му гостей – им доставалось все самое лучшее! Кесешки вовремя наполнялись чаем, стол ломился от угощения, люди обменивались добрыми новостями. И в этом смыс­ле традиция гостеприимства – это ядро нашей культуры. Это нужно воспринимать как огромный ресурс для интеграции в международное пространство или для развития странового брендинга.

– Расскажите, в чем проблема национальных ресторанов. Почему они не так популярны среди населения?

– В этой нише существует ряд проблем, и самая простая имеет экономическое происхождение – на рынке недостаточно конкуренции. Многие считают, что казахская национальная кухня сложная, но считаю это пустословием. Часто бывает, что самые хорошие повара казахской кухни – либо из Узбекистана, либо из России. Как это возможно? В нашей стране есть гениальные повара, но эта кухня дорогого luxury-класса и недоступна основной массе населения, как донеры, плов или лагман. И моя мечта, чтобы казахские национальные рестораны заняли нишу так называемого fast casual или casual dining, где средний чек обойдется клиенту в три тысячи тенге. Сейчас казахская кухня ассоциируется с высокими ценами. А она должна быть доступна как иностранному туристу, так и местному населению.

Думаю, настанет момент, когда владельцы ресторанов перестанут конкурировать на уровне оборудования или локации, а будут вкладывать в людей, в сервис. То, чему учатся за рубежом долгие годы, нам достается с младых лет и заложено в наших традициях. Нам остается лишь вычислить этот код и научиться применять его в ежедневной практике через предприятия малого и среднего бизнеса. Надеюсь, что развитие понятия «гостеприимство» найдет широкий отклик у руководителей предприя­тий разных сфер деятельности.

– Когда Вы заходите в ресторан или кофейню, на что обращаете внимание в первую очередь?

– На позы официантов. Язык тела намного красноречивей меню. Сгорбились ли они, куда направлен взгляд, что происходит с руками – интересно все. Любимая поза большинства официантов – руки за спиной или на груди, что выдает их скованность, равнодушие. В рамках наших консультаций мы обучаем официантов. Ничего нового не изобретаем, предлагаем ситуации, работаем с ними. К примеру, говорим им, что нельзя извиняться просто так: «Извините, можно я уберу?», «Прошу прощения, а могу ли я забрать?» Зачем? Позже, когда нам говорят в очередной раз «извините», мы не верим человеку, потому что происходит девальвация слова. Если официант приносит извинение, то должен делать это искренне, с пониманием своей ошибки и с благодарностью, что ему указали на нее. «Нам жаль, что вы расстроились», «Спасибо, что сказали», «Сейчас я все заменю, и мы найдем возможность компенсировать и улучшить ваше настрое­ние», – вот это правильные фразы.

– А клиента сложно воспитать?

– Есть такой парадокс из нашей практики: гость не всегда прав, но виноваты всегда мы. Если гость начинает буянить, угрожать, оскорб­лять окружающих – это полностью вина хозяина заведения. Значит, изначально ему не дали понять, что так себя вести нельзя. Ответственность за все, что происходит в сфере предприятия гостеприимства, несет в первую очередь его руководитель.

– А как у Вас дома принимают гостей?

– Сложно, конечно, всю теорию гостеприимства перенести в домашнюю практику. В этом отношении у нас все намного проще. Еще французский философ Жак Деррида говорил, что понятие «гостеприимство» должно стоять на одном уровне со свободой, любовью, доверием. Он объяснял, что гостеприимство – это, прежде всего, безусловное принятие человека, то есть я вас принимаю и не переделываю под себя. Гостю не нужно ассимилироваться, подстраиваться под чуждую ему обстановку. Вот, наверное, мой принцип. Главное – оставайтесь собой в наших стенах. Конечно, зная какие-то предпочтения гостя, можно преду­смотрительно их учесть, но без излишней ритуальности, потому что они обязывают гостя.

Популярное

Все
Всемирные игры кочевников: в Астане открылся этноаул «Көшпенділер Әлемі»
В Кыргызстане стартовали учения ОДКБ
Соболенко выиграла второй «Большой шлем» в сезоне и третий в карьере
Какие мероприятия по развитию казахского языка проводятся в столице
Участок улицы Жансугурова в Астане временно перекроют
251 тонну российской пшеницы пытались ввезти в Казахстан
Аида Балаева поздравила казахстанцев с Днём семьи
Книгу о творчестве Дины Нурпеисовой презентовали в столичном Доме дружбы
Как будут работать столичные медорганизации в период проведения Всемирных игр кочевников
Паралимпийские игры: итоги дня
В рамках проекта расширения Карачаганака запущен новый газовый компрессор
Педро Альмодовар получил «Золотого льва» в Венеции
Программа выступления казахстанцев на Паралимпийских играх
Дзюдоист Санжар Ерланулы стал победителем ЧМ среди кадетов
Участок улицы Туркестан временно перекроют
Первые комфортные школы по поручению главы государства открылись в День знаний в Казахстане
Минтруда создана спецкомиссия для расследования причин группового несчастного случая в шахте в ВКО
Аида Балаева приняла участие в открытии новой школы в Астане
Паралимпиада: итоги третьего дня
Токаев поздравил Мирзиёева с Днем независимости Узбекистана
Глава Минпросвещения поздравил казахстанцев с Днем знаний
Тамара Дуйсенова приняла участие в церемонии открытия комфортной школы
Массовый забег в честь Дня Конституции прошел в Астане
Для сушки зерна аграриям нужны 67 тыс. тонн дизтоплива и 21,5 тыс. тонн сжиженного газа
Глава государства направил поздравительную телеграмму президенту Словакии
Атомная генерация снизит зависимость от импорта энергии
Первые дети в секторе Газа получили вакцины от полиомиелита
В немецких городах прошли акции против правых популистов
ФК «Актобе» официально объявил об уходе Парфенова
US Open: Путинцева покидает турнир
Улицу Жангельдина частично перекроют из-за укладки асфальта
Участок улицы Толе би откроется с 1 сентября
Непростая жизнь одной песни. «Қарағым-ай» стала учебным пособием для многих вокалистов
Казахстанский тренер принес две медали для Туниса на Олимпиаде
Страны Центральной Азии укрепляют позиции на мировой арене
Появится парк на «Колесных рядах»
Пострадавшие от паводка в ЗКО получили жилье
Важно постоянно находить новые точки соприкосновения
Кайрату Сатыбалды смягчили приговор
Консультативные встречи показывают высокую эффективность
Интеграция отвечает общим целям
Круглосуточную охрану приставили к дому девочки, попавшей в секс-рабство в Кызылорде
Премьер Индии призвал Украину и Россию к переговорам
Рыбалка закончилась трагедией
Казахстанцы собрали 140 млн тенге для впавшего в кому солдата-срочника
Автобус – не вертолет. Местные власти отстранили от работы перевозчика, обвинив его в саботаже
«Лучший педагог»: стартовал прием заявок на конкурс в столице
Тенге незначительно подешевел к доллару за неделю
Масштабный марафон «SARYARQA RUN» пройдет ко Дню Конституции в Астане
Быть или не быть АЭС – решим всей страной
Есть время и возможность подготовить атомщиков
Не использовавшийся по целевому назначению участок в Шымкенте вернули государству

Читайте также

Победителей «Мерейлі отбасы» чествовали в Астане
Мирный атом даст возможность стране развиваться
7 сентября отмечается Международный день чистого воздуха дл…
Экспедиция в прошлое

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]