
Сегодня правоохранительная система претерпевает значительные трансформации.
Сейчас, когда уже пройден длинный и непростой путь, можно с уверенностью сказать, что система правоохранительных органов действительно повернулась лицом к народу, и даже такое серьезное ведомство, как Генеральная прокуратура, стало ближе к простым людям: доказательство тому – Центр правоохранительных услуг, куда может зайти за советом любой. А ведь раньше, буквально еще пару лет назад, даже сами главы госучреждений подобного типа говорили: «Мы спрятались за высокими заборами, мы отгородились от людей».
Подобное сближение – признак открытой системы. Стать ближе в этом плане помогают современные технологии: лишь за истекшие 2–3 года правоохранительные органы обзавелись прогрессивными новинками IT-сферы, позволившими и саму систему сделать прозрачнее, и опять-таки наладить связь с народом.
Ведь как еще в начале века происходило общение представителей, допустим, суда и обывателей? Посетители порой вынуждены были часами томиться в общем зале в живой очереди, не зная, к кому обратиться за консультацией. Сейчас же в действие вступил принцип работы ЦОНов: электронная очередь, четко обозначенные обязанности консультантов, доступные разъяснения. Методы «Идеального суда», успешно прошедшие апробацию в одном из районных судов столицы, теперь распространяются на все республиканские суды. Как и медиация, развитию которой (и принятию как метода) уделяется сейчас огромное внимание.
Отдельного разговора заслуживает и создание Ситуационного центра в Верховном суде – своеобразного «мозга» системы. В круглосуточном режиме мониторы отображают самую актуальную информацию: беспрестанный подсчет правонарушений, количество вынесенных судебных решений, да даже собирательный образ среднестатистического преступника. Кроме того, в центре отслеживают ход заседаний во всех 1 418 судебных залах страны – любое нарушение тут же станет известно координаторам.
Затронула цифровизация не только суды, конечно. Современные технологии активно применяются и в МВД, и в Генеральной прокуратуре. Последние – наиболее активные поборники технического прогресса: в стенах надзорного органа на данный момент реализуется сразу несколько передовых проектов.
При этом не стоит забывать, что технологии вышли и в прямом смысле в народ: в целях перманентного мониторинга общественной безопасности и снижения уровня преступности наши города обросли средствами фото- и видеофиксации. Всего по республике их насчитывается около 6 тыс. единиц. Больше всего аппаратуры сконцентрировано в больших городах, но это пока – потихоньку оснащение доходит и до некрупных населенных пунктов. А то, что это необходимо, бесспорно: лишь за первое полугодие 2018 года с помощью камер выявлено почти 1 тыс. правонарушений и пресечено свыше 100 тыс. административных проступков.
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР
Но, согласитесь, техника техникой, а без квалифицированных и опытных сотрудников даже самая продвинутая система может дать сбой. Именно поэтому огромное внимание уделяется подбору кадров. Так, были повышены требования, предъявляемые к судьям, с тем чтобы исключить как ошибки при отправлении правосудия, так и коррупцию в их среде. Прохождение квалификационного экзамена на эту должность сейчас предполагает 3 этапа: компьютерное тестирование на знание действующего законодательства, устный экзамен по билетам, психологическое тестирование. Дополнительно – проверка на полиграфе.
Большие надежды возлагаются и на поэтапный отбор лучших кадров в ряды сотрудников полиции: службу могут продолжить только лучшие из прошедших переаттестацию. Вместе с тем не забывают реализаторы реформ и о самих сотрудниках: исправно служить Родине способны люди с правильным психологическим настроем, у которых нет цели наживы и, соответственно, предпосылок к коррупции. И тут на помощь опять приходит детектор лжи.
Улучшения качества кадрового состава происходят и путем внедрения принципа нулевой терпимости к пыткам, положенного в основу многих реформ, проведенных за последние годы в Казахстане. Активная работа в этом направлении началась в ноябре 2014 года, когда по итогам защиты Третьего периодического доклада по реализации Конвенции ООН против пыток Казахстаном были получены 23 рекомендации. На сегодня все они практически исполнены и имплементированы в национальное законодательство.
Особое внимание этому вопросу уделяется в Министерстве внутренних дел, и деятельность ведомства в этом ключе предельно прозрачна. Большая ставка делается на общественный контроль: во всех зданиях полиции установлены почтовые ящики для жалоб, работают телефоны доверия (1402, например), ведомственные сайты, «прозрачные» кабинеты для допросов, блог министра, куда граждане могут обратиться с жалобой. Сотрудники МВД регулярно проводят приемы граждан, онлайн-конференции – казахстанцы должны быть готовы к совместной борьбе с таким явлением. Кроме того, выбран очень действенный механизм: подразделениями собственной безопасности на постоянной основе проводятся внезапные оперативно-профилактические мероприятия.
В этом контексте важно отметить значительное сокращение числа жалоб на сотрудников правоохранительных органов, якобы применяющих пытки и угрозы по отношению к задержанным. И это не случайно – соответствующие вопросы находятся на особом контроле у Генерального прокурора страны. В надзорном органе даже разработан проект «К обществу без пыток», который успешно сейчас претворяется в жизнь.
Большой толчок к модернизации не только структуры, но и сознания дал проект Европейского союза «Совершенствование уголовного правосудия в Казахстане» (EUCJ). Масштабный комплекс мероприятий претворялся в жизнь в течение 3 лет, ставя своей задачей содействие Правительству республики в проведении качественных реформ в области уголовного права, правосудия в соответствии с международными стандартами.
Свидетельствами большой проделанной работы служат и создание службы пробации и принятие соответствующего закона. Сама служба появилась у нас еще в 2010 году, но тогда она не включала и малой доли услуг, предоставляемых на современном этапе, когда главная цель – не столько контроль, сколько оказание помощи осужденным.
К слову, наша страна достигла значительного сокращения тюремного населения. было закрыто 8 колоний и сэкономлено 12 млрд тенге бюджетных средств. Таким образом, Казахстан улучшил свое положение с 35-го до 82-го места в международном тюремном индексе.
РУКА ОБ РУКУ С БИЗНЕСОМ
Нельзя не отметить и работу в части защиты интересов предпринимателей Казахстана. Еще недавно одни лишь бесконечные проверки были истинным бичом бизнес-среды. Сейчас же правоохранительная система сменила тактику, предпочитая профилактику, защиту и сотрудничество с предпринимателями.
Действенным механизмом по гуманизации отношения системы к бизнесу стал регулярный форум по защите бизнеса «Надзор прокуратуры в сфере предпринимательства», проводимый Генеральной прокуратурой РК совместно с Национальной палатой предпринимателей «Атамекен». Благодаря ему уже реализованы 2 «дорожные карты», исполнено порядка 200 мероприятий по указанным ключевым направлениям. На снижение административного давления указывает системное сокращение проверок субъектов бизнеса. Во многом это достигнуто за счет отказа от плановых проверок и сокращения различных требований к деятельности предпринимателей на 60%.
А в целях снижения репрессивности и недопущения необоснованного вовлечения предпринимателей в уголовный процесс проведены 2 этапа гуманизации экономических преступлений, снижены размеры уголовных наказаний по 23 статьям, введены их альтернативные виды. Как результат: количество «экономических» дел сократилось в 5 раз. Кроме того, в КоАП РК были учтены такие важные для бизнеса новшества, как снижение размера адмштрафов в среднем на 30% сразу по 157 статьям и освобождение от ответственности при малозначительных деяниях, исключена и статья о лжепредпринимательстве.