
С первых минут тон заседанию был задан деловой. Заместитель акима Астаны Сергей Хорошун сразу обозначил проблемы в этой сфере: несовершенство нормативно-правовых актов, нерациональная маршрутная сеть, дефицит техническо-подвижного состава, низкая квалификация специалистов, отсутствие системы управления городским пассажирским транспортом и автомобильными потоками. Решить их призван план развития транспортного комплекса Астаны, который включает 20 мероприятий. Он и был вынесен на общественное обсуждение.
Сегодня в столице зарегистрировано более 340 тыс. машин, это значит, что автомобиль есть практически у каждого третьего жителя главного города страны. Причем ежегодный прирост транспортных средств составляет 10%. От пробок уже не спасают ни транспортные развязки, ни расширение дорожного полотна. Настало время ноу-хау в области регулирования транспортных потоков, которые стремятся не столько к техническому решению вопросов, сколько к интеллектуальному подходу. Так, установка 42 «умных светофоров» смогла на 23% увеличить мобильность транспортных потоков на шести улицах. Поэтому в ближайшие два года эту работу планируется продолжить и поставить еще 54 светофорных объекта на перекрестках, где предполагается повышение плотности транспортных средств. Третья очередь – 2018–2019 годы – охватит еще 62 перекрестка.
Не откажется акимат от практики внедрения одностороннего движения. По словам директора ТОО «Астана LRT» Талгата Ардана, результаты пилотного проекта в этом направлении – положительные. Средняя скорость движения на односторонних улицах выросла до 30%.
– 20 августа планируем внедрение третьего этапа одностороннего движения. Это позволит нам снизить нагрузки на трех основных перекрестках в центре города, – сказал глава «Астана LRT».
Придется заплатить
Еще одно новшество, которое готовит астанинцам «Астана LRT», – внедрение системы платных парковок. Пилотный проект будет реализован на бульваре Нұр Жол, где организуют 910 парковочных мест, улице Орынбор, проспекте Кабанбай-батыра, вдоль Водно-зеленого бульвара с обеих сторон.
– Предусматриваются две зоны – новый административный центр и старый центр, в общей сложности порядка 9 тысяч машиномест. Ожидаем увеличения оборачиваемости транспортных средств на 30–40%, спрос на общественный транспорт должен возрасти на 20%, снижение нагрузки на дорожную сеть уменьшиться на 30%, число нарушений правил дорожного движения – до 80%, – поделился прогнозами Талгат Ардан.
Стоимость – пока тоже в прогнозе. Председатель Комиссии по экономическим вопросам Общественного совета Гульнар Кусаинова, к примеру, считает, что она должна быть дифференцированной – начиная от 50 тенге в час и с повышением до 150.
Въезд в главный город страны тоже предлагается сделать платным. По мнению Талгата Ардана, это разгрузит трассы в часы пик.
– Ежедневно в столицу въезжает порядка 75 тысяч машин, – отметил он, – причем основная нагрузка приходится на период с 7 до 10 часов утра. Предлагается механизм, который положительно зарекомендовал себя в мире, – в эти часы въезд в город сделать платным. Речь идет о шести основных направлениях: Астана – Караганда, Астана – Костанай, Астана – Павлодар, Астана – Косшы, Астана – Коргалжын, Астана – Кокшетау. Это будет не шлагбаумная система, а принцип сквозного транзита, но в течение 24 часов водитель должен оплатить проезд. Если нет, его оштрафуют в соответствии с Административным кодексом на 5 МРП.
Участники общественных слушаний опротестовать эту инициативу стремились лишь в деталях, говоря, что прежде чем взимать плату, неплохо было бы предоставить людям альтернативу. Например, возможность пересесть на автобус. Между тем собственные же исследования транспортной компании «Aстана LRT» показывают, что все пригороды столицы категорически против платного въезда, ведь огромная часть их жителей работает в Астане и вынуждена ехать сюда именно в час пик. После непродолжительной дискуссии договорились проанализировать вопрос еще раз, так сказать, со всех сторон.
Альтернатива – автобус
Решить многие вопросы транспортной инфраструктуры поможет повышение популярности общественного транспорта. Городские власти ставят перед собой задачу – увеличить долю населения, использующего общественный транспорт, с 33 до 45%. К примеру, в Сингапуре этот показатель составляет 63%, в Москве – 66%, в Нью-Йорке – 54,3%. Но для того чтобы привередливый в вопросах комфорта горожанин отказался от личного средства передвижения и отправился на автобусную остановку, нужно этот вид транспорта сделать максимально удобным, как в Сингапуре...
Пока же ежесуточный пассажиропоток в Астане составляет 850 тыс. человек. В городе работает 9 операторов пассажирских перевозок, из них один коммунальный. Общее количество маршрутов составляет 85 единиц – 67 городских, 4 экспресс-маршрута, 14 пригородных. Количество подвижного состава – 1 025 единиц, из них 246 не соответствуют техническим требованиям.
До 2020 года планируется обновить парк на 100%. Сейчас идет процесс внедрения электронной системы оплаты проезда. Она позволит сэкономить личные средства граждан. Например, для пассажиров пригородных направлений будет внедрена тарифная сетка на основе деления на транспортные зоны радиусом 15 км каждая. Другими словами, чем дальше нужно ехать от столицы, тем дороже будет проезд – начиная с 200 тенге. Нововведение начнет действовать с сегодняшнего дня.
Пассажиры, использующие транспортные карты, могут бесплатно пересесть с пригородных маршрутов на городские и экспресс-маршруты в течение 60 минут. При оплате картой десяти поездок одиннадцатая – бесплатная. Однако платить в автобусе можно будет и по старинке – наличными, контролеры никуда не исчезнут.