
Дерево Султануайс аулие
Мазар Султануайс Ыбырайулы расположен в 6,5 км севернее села Тайсойган Кызылкогинского района. Султануайс был из рода Жайык Бериш, родился в местности Тайсойган в 1838 году, скончался в 1887-м в возрасте 49 лет. За свою короткую жизнь успел прославиться и заслужить уважение народа. В родном ауле у реки Жарып шыккан построил мечеть и обеспечил местных детей религиозным воспитанием. Султануайс занимался целительством, помогал нуждающимся.
Прошло больше века после смерти Султануайса, но он остается в памяти народа, его сила и святость оказывают поддержку живым. О нем сложено много легенд. К примеру, в 50-е годы прошлого столетия некоторые крестьяне из побережья Жайыка решили обосноваться на территории Тайсойгана. Они возвели жилище у мазаров двух аулие и начали строительство загона для скота. Для покрытия крыши они использовали высокое дерево, растущее у одного из мазаров. Закрыли крышу загона и завели туда овец на ночь. Утром приходят и видят – крыша обвалилась и задавила порядка 10 овец. Люди решили, что они неправильно положили доски, и заново прочно укрепили крышу. Но и на второй день потеряли 10 овец. Когда они в третий раз покрывали крышу, увидели местного жителя и рассказали ему о произошедшем.
– Что вы наделали?! Это было дерево Султануайс аулие. Теперь идите и принесите в жертву овцу, прочтите дұға. А необходимый материал для крыши я вам найду сам, – сказал он.
Когда все было выполнено, крыша перестала обваливаться…
Мазар Султануайса имеет традиционную форму төртқұлақ. Надгробная плита с информацией на арабском алфавите со временем разрушилась. В 1993 году мазар был обновлен, сегодня рядом с ним есть дом для паломников (түнек).
Матен Кожа не отдал нефть
Матен Кожа аулие захоронен в Кызылкогинском районе в 10 км восточнее села Караколь. На мазаре написано, что святой родился в 1711-м, а скончался в 1802 году. Мазар построен из белого ұлутас, огорожен металлическим забором.
В книге «Қазақстанның өңірлік маңызы бар қасиетті нысандары» говорится следующее:
«Надгробный камень в ходе работы экспедиционной группы из Алматы был прочитан в 2014 году доктором исторических наук Аширбеком Муминовым и Айтжан Нурмановой. Надпись гласит: «Кожа Матен ибн Кожа Толек, прожив на этой бренной земле 63 года, скончался в 1802 году. Установлено внуком Айнакожа Кылышкожауглы». Внизу изображен архар. Отсюда мы приходим к выводу, что он родился не в 1711 году, а в 1739. Еще на надгробии отмечено, что он лечил людей маслом. Об этом даже сохранились записи в российских архивах. К небольшому сооружению прикреплен надгробный камень с арабской вязью. Поверхность камня все время покрыта черной маслянистой влагой, которая не пачкает руки. Паломники после прочтения молитвы обычно касаются камня, затем касаются лица или больного места. Чуть дальше захоронения, если идти по тропинке, есть колодец под названием «Атаныңмайы». Оттуда все берут лечебное масло темно-коричневого цвета…»
Рядом с мазаром Матен Кожи построено два дома для паломников. Сюда приезжает много людей из Западного Казахстана, Актобе, Каракалпакстана, Башкирии, Оренбурга. Считается, что на месте захоронения аулие есть источник нефти, поэтому называют его «Май» (масло). О том, что здесь есть запасы нефти, еще в ХIХ веке прознали английские предприниматели, они провели геологические исследования. Но дальше дело по неизвестным причинам не пошло. Среди местного населения ходят легенды, что это Матен аулие не дал нефть чужакам, и они вернулись в свои края ни с чем...
Справедливый Бокен-би
Мазар Бокен-би находится на юго-западе аула Карабау Кызылкогинского района. В 1995 году на месте захоронения построен 6-метровый мазар из әктас.
Бокен уже в 17 лет участвовал в судействе, 76 лет своей жизни он посвятил решению спорных дел. Сохранилась легенда, что Бокен-би ездил на быке. Другие бии красиво одевались, ездили на скакунах, ходили на тои, а Бокен избегал праздники и ездил строго на быке. Когда спрашивали, почему не садится на коня, он отвечал: «Аттың үстінде желігі болады, одан адамның көңілі өседі, біреуге тілің тиіп кетуі мүмкін, сол себептен атқа мінбеймін» (чтобы быть ближе к народу).
Бокен-би был справедлив в своем судействе. Не любил кичащихся своим богатством и властью. Когда люди в благодарность одаривали его подарками, скотом, то он раздавал все это нуждающимся.
…Это только три памятных места из многих на территории Атырауской области, земля которой хранит немало тайн.