Свой путь в небо Василий Жовтый начал, как и сотни других ребят. Уроженец Полтавщины, он с 6-го класса увлекся авиацией и потом уже не мог представить жизнь без нее. В 19 лет поступил в Борисоглебскую военную авиашколу им. В. Чкалова. На фронте с 1941 года, служил вначале сержантом, а когда присвоили звание «лейтенант», стал командовать звеном истребителей И-16.
Летные навыки он совершенствовал постоянно, подавая большие надежды. Вот почему после окончания Конотопского высшего военного авиаучилища его направили инструктором в учебный центр. Здесь он обучал молодых пилотов боевому мастерству, осваивал новую технику, которая поставлялась в советские авиачасти по лендлизу: «аэрокобры», «мустанги», «томагавки». Были и трофейные самолеты - «мессершмиты», «фокке-вульфы», на которых отрабатывались учебные воздушные бои.
Василий Леонтьевич все время просился на фронт, на что начальство, как правило, отвечало стандартной фразой:
- На войне у каждого свое место, свои задачи. Как инструктор ты здесь принесешь для победы больше пользы, чем на фронте.
В 1943 году лейтенант получил печальное известие. В бою погиб его старший брат. И это стало дополнительным аргументом в его настойчивой просьбе. Наконец она была удовлетворена. В. Жовтый был направлен в авиачасть 3-го Белорусского фронта. В составе эскадрильи «Нормандия» он вместе с французскими летчиками на своем Як-3 принимал активное участие в Восточно-Прусской операции, штурме крепости Кенигсберг.
Много добрых слов у ветерана о боевой машине:
- Як-3 был признан лучшим истребителем Второй мировой войны: мощный двигатель, высокие скоростные качества и исключительная маневренность, первоклассное вооружение. И живучесть в бою такая же, как у бомбардировщика Ил-2. Этот истребитель любили и французские пилоты. Недаром во Франции, на территории международного авиационно-космического салона Ле Бурже, ему установлен памятник.
За боевые заслуги и мужество, проявленные в боях при освобождении Литвы и форсировании реки Неман (вклад эскадрильи в разгром противника в ходе этой операции был особенно весом), часть преобразовали в отдельный авиаполк «Нормандия - Неман».
С большим уважением отзывается В. Жовтый о французских летчиках - майоре Луи Дельфино, впоследствии ставшем генералом, о Героях Советского Союза Жаке Андрэ и Марселе Лефевре. Подробно рассказывает об их подвигах. Так, в воздушном бою истребитель Марселя был подбит. Несмотря на это, пилот, раненый, получив сильные ожоги, сумел перелететь через линию фронта и посадить самолет на своем аэродроме. В Московском госпитале врачи пытались его спасти, но не смогли. Звание Героя Советского Союза ему было присвоено посмертно.
Заслуги авиаполка несомненны. Он был награжден советскими орденами Боевого Красного Знамени, Александра Невского, французскими - Почетного легиона, Крестом Освобождения. Вместе с французскими друзьями Василий Леонтьевич совершил 19 успешных боевых вылетов, при которых были ожесточенные столкновения с противником. А всего на счету ветерана их 35. К тому времени он налетал более 18 с половиной тысяч часов.
Прощались с французскими друзьями в июле 1945 года в Германии. Они отправлялись в Париж на Як-3, на тех боевых машинах, на которых и летали всю войну. Это был подарок союзникам от Верховного Главнокомандующего. Василий Леонтьевич хорошо помнит те минуты и фразу, которую сказал на прощание Герой Советского союза Ролан де ля Пуап, говоривший по-русски с мягким французским акцентом:
- Я хотел бы верить, что мы никогда не будем врагами.
О боевых заслугах казахстанского аса не забывают в далекой Франции. В 2010 году Чрезвычайный и Полномочный Посол этой страны в Казахстане Жан-Шарль Бертоне вручил Василию Леонтьевичу орден офицера Почетного легиона. Журналисты, присутствовавшие на этом торжестве, видели, как волновался ветеран, получая эту награду. Он тогда сказал:
- Я воспринимаю ее как символ чести, доблести и славы, как символ дружбы народов.
Французскому ордену на кителе ветерана отведено почетное место. Рассматривая награды Жовтого, совершаешь своеобразное путешествие в историю авиации, историю Великой Отечественной войны. Его ордена и медали - это выразительные свидетельства мужества и отваги ветерана, его верности присяге и преданности Родине. Вот ордена Боевого Красного Знамени, Красной Звезды и Отечественной войны II степени, полученные за храбрость в боях на 3-м Белорусском фронте. С особой гордостью он показывает медали «За отвагу», «За боевые заслуги», «За взятие Кенигсберга».
Рядом орден Трудового Красного Знамени - за укрепление воздушных границ Туркестанского и Средне-Азиатского военных округов, ордена Дружбы КНР и КНДР. Ветеран летал вместе с прославленным асом Иваном Кожедубом, сбившим за годы Великой Отечественной войны 64 немецких самолета.
Василий Леонтьевич выражает слова признательности и Совету мира и согласия РК. По его инициативе ему вручены международный орден «Честь и Слава» и памятная медаль по случаю окончания Второй мировой войны в Европе. На лицевой стороне медали - барельефы руководителей трех государств-союзников: Сталина, Рузвельта и Черчилля. Всего у ветерана 33 награды, и о каждой он рассказывает увлеченно.
После окончания войны Жовтый не расставался с авиацией. Осваивал новые типы самолетов, в основном истребителей, включая сверхзвуковые третьего поколения - МиГи, Су. Пожалуй, едва ли найдется пилот, который бы за свою жизнь опробовал столько типов летательных аппаратов - 38.
В апреле 1973 года в звании полковника В. Жовтый ушел из армии по сокращению штатов, но полеты по-прежнему оставались его мечтой. Он стал начальником республиканского аэроклуба в Алма-Ате, затем перешел на должность начальника штаба этого же клуба, где и работает по сей день. За эти годы под его непосредственным руководством подготовлено около 1 150 пилотов-любителей, значительная часть из которых успешно служит в большой авиации.
Вадим МАХИН,
фото Юрия Беккера
Алматы