
Выступление Главы государства перед бизнесом носит концептуально новый характер и всецело отвечает национальным интересам страны. Мы видим, что происходит слом ранее существовавшей корпоративистской модели государства и переход в сторону общенациональной модели.
В корпоративистском государстве преобладают интересы кланового капитализма, происходит перераспределение ресурсов в пользу элементов корпораций.
Госаппарат контролируется отдельной группой лиц, отсутствуют единые правила, зато налицо избирательность, дискриминация и тому подобное. Главным принципом корпоративистского государства является национализация убыточных и приватизация прибыльных компаний. У нас данный принцип в известной степени получил название «казахская экономическая болезнь».
Основным инструментом влияния на социально-экономическую политику в условиях корпоративистского государства являются госкомпании и субъекты квазигосударственного сектора. Безусловно, ударной силой такого государства в Казахстане стал фонд национального благосостояния «Самрук-Қазына».
В 2013–2015 годах фонд выкупил у компании «Казахмыс» 50% Экибастузской ГРЭС на сумму 1,2 млрд долларов. При этом одновременно признал убытки на сумму 76 млрд тенге. Также выкупил 49% у турецкой компании «Казахтуркмунай» на сумму 31 млрд тенге и одновременно признал убытки в размере 27 млрд тенге.
Другими словами, эти убытки перешли на плечи государства и налогоплательщиков, в этом и была опасность данной экономической ситуации. По нашим оценкам, в результате национализации четырех крупных предприятий государство израсходовало 548 млрд тенге. В результате приватизации около 700 компаний в бюджет поступило всего 448 млрд тенге.
Во время встречи с бизнес-элитой Президент однозначно подчеркнул: необходимо разработать новые правила игры. Серьезным компонентом станет перезагрузка текущей экономической политики страны.
Действующая до сегодняшнего дня экономическая политика преимущественно обслуживала интересы корпоративистского государства. Президент говорит, что она будет скорректирована, и новая экономическая политика будет направлена на общенациональные интересы страны.
Также мне импонируют тезисы Главы государства в части, касающейся справедливого распределения национальных доходов. Есть апробированная международным опытом интересная социально-экономическая закономерность: если разрыв между 10% богатых и 10% бедных групп населения составляет 8 и более раз, то данное общество вступает в зону социально-экономической конфликтности, часто возникают протестные акции. Вопреки распространенным представлениям, по нашим оценкам, вышеуказанный разрыв в Казахстане достигает 18–20 раз. Это гарантированный путь к недовольству населения, протестным акциям, митингам и другим негативным социальным явлениям. Поэтому неудивительно, что в Казахстане произошли январские потрясения.
Подобного рода разрыв между сверхбогатыми и низкодоходными группами населения происходит в странах, которые преимущественно производят энергоресурсы. Но все зависит от того, как этими ресурсами распоряжается власть.
К примеру, в развитых цивилизованных странах Персидского залива относятся к нефти как к благословению, подарку от Всевышнего. В других же которые не смогли достичь хороших результатов социально-экономического развития, к примеру, в Венесуэле, нефть обозначается как искушение дьявола.
Другими словами, одной из причин того, что у нас возникло корпоративистское государство, стало наличие ресурсного проклятия – нефти и газа и несправедливое распределение доходов, полученных в результате их экспорта. Вселяет оптимизм изменение отношения к этому на самом высоком уровне.